Базарова Наталия
Картотека дидактических игр по теме «Зима» для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Базарова Наталия Анатольевна, учитель-логопед
Картотека дидактических игр по теме «Зима»
для детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи
В рамках изучения темы «Зима» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжё лыми нарушениями речи родителям рекомендуется:
побеседовать с ребёнком о том, какие изменения произошли в живой и неживой природе зимой;
во время прогулок обратить внимание на признаки зимы;
Публикация «Картотека дидактических игр по теме „Зима“ для детей с ТНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Зима
- Зима. Игры, дидактические пособия
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
вспомнить названия времён года и зимних месяцев;
объяснить, какое время года самое холодное и почему;
напомнить ребёнку о жизни птиц и животных зимой, о том как они зимуют;
назвать зимующих птиц, рассказать о том, как человек помогает птицам зимой;
вспомнить, какие зимние виды спорта и зимний спортивный инвентарь ребёнок знает;
назвать пословицы и поговорки о зиме, зимние приметы.
Учитель-логопед предлагает родителям подборку дидактических игр с целью закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков. Родители являются активными участниками в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, то есть в повседневной жизни.
Дидактическая игра «До – между – после»
Цель: закрепление названий зимних месяцев.
Какой месяц перед январём, после января…
Дидактическая игра «Назови как можно больше признаков зимы»
Цель: активизировать словарь по теме «Зима».
Дидактическая игра «Подбери родственные слова»
Цель: активизировать словарь по теме «Зима», закрепить понятие «родственные слова»
Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик, снежки, снегокат, снегирь.
Предложить ребёнку подумать, какое слово объединяет все эти слова. Объяснит значение каждого слова. Попросить закончить предложение подходящим словом и повторить все предложения:
– Зимой часто идёт холодный белый …
– На деревьях лежит беленький пушистенький …
– Зимой ребята играют в …
– На ладошку упала резная маленькая …
– На новогодний праздник пришла …
– Дети слепили большого забавного …
– На ветке сидит красногрудый …
– Если из снега скатали ком, то этот ком называется …
– Ребята весело катались с горы на ….
Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье …
Мороз – морозный, морозить, замораживать …
Лёд – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололёд …
Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»
Цель: активизировать словарь слов-признаков по теме «Зима».
Солнце (какое) – ….
Лёд (какой) – …
Мороз (какой) – …
Снег (какой) – …
Сосулька (какая) – …
Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»
Цель: активизировать словарь слов-предметов по теме «Зима».
Снежный – ком, …
Снежная – баба, …
Снежные – заносы, …
Снежное – поле, …
Дидактическая игра «Подбери предмет к действию»
Цель: активизировать словарь слов-предметов по теме «Зима».
Наступает – что?
Валит – …
Свищет – …
Бушует – …
Лепят – …
Замерзает – …
Кружатся – …
Блестит – …
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Цель: развивать логическое мышление, связную речь.
Лыжи, мяч, коньки, санки.
Снегирь, голубь, синица, журавль.
Белка, заяц, медведь, слон.
Шарф, шуба, сарафан, шапка.
Дидактическая игра «Почему так назван?»
Цель: закреплять навыки словообразования.
Конькобежец – бегает на коньках.
Саночник – катается на лыжах.
Фигурист – занимается фигурным катанием.
Хоккеист – играет в хоккей.
Лыжник – катается на лыжах.
Дидактическая игра «Кому что нужно»
Цель: закреплять навыки употребления дательного падежа имён существительных.
Лыжи – лыжнику
Клюшка – хоккеисту
Коньки – фигуристу, хоккеисту
Санки – саночнику
Дидактическая игра «Зимние забавы»
Цель: закреплять навыки составления предложений с предлогом НА.
Составить предложения по картинкам : На чём катаются дети?
Дети катаются на лыжах.
Дети катаются на ледянке.
Дети катаются на санках.
Дети катаются на снегокате.
Дети катаются на коньках.
Дидактическая игра «Убираем снег»
Цель: закреплять навыки употребления предлогов НА, С.
Посмотреть на картинки и ответить на вопросы:
– Откуда машины убирают снег? (Машины убирают снег с дорог.)
– Откуда дети сметают снег? (Дети сметают снег со скамеек.)
– Откуда водители счищают снег? (Водители счищают снег с автомобилей.)
– Откуда дворники сгребают снег? (Дворники сгребают снег с тротуаров.)
Дидактическая игра «Я, ты, он, она»
Цель: закреплять навыки словоизменения.
Скажи по образцу:
– Я убираю (сметаю, счищаю, сгребаю) снег с веранды.
– Ты убираешь (сметаешь, счищаешь, сгребаешь) снег с веранды.
– Он (она) убирает (сметает, счищает, сгребает) снег с веранды.
– Мы убираем (сметаем, счищаем, сгребаем) снег с веранды.
– Они убирают (сметают, счищают, сгребают) снег с веранды.
Дидактическая игра «Кормушка для птиц»
Цель: закреплять навыки употребления творительного падежа имён существительных.
– Чем питаются птицы зимой?
– Снегирь питается ягодами рябины, почками растений, семенами.
– Синица питается несолёным салом, ягодами рябины, зёрнами, семечками, семенами.
– Воробей питается остатками пищи, ягодами рябины, зёрнами, хлебными крошками.
– Сорока питается остатками пищи, зёрнами, корками, семенами.
– Сова питается мышами.
– Дятел питается личинками насекомых, семенами сосновых и еловых шишек.
– Ворона питается остатками пищи, кусочками мяса, корками.
Дидактическая игра «Составь новое слово»
Цель: закреплять навыки словообразования.
– Скажи, какая птица, если у неё белые крылья – белокрылая.
Чёрные крылья – чернокрылая
Длинный хвост – длиннохвостая
Тонкие лапы – тонколапая
Острый клюв – остроклювая
Красная грудка – красногрудая
Круглая голова – круглоголовая
Большие глаза – большеглазая
Жёлтая грудка – желтогрудая
Дидактическая игра «Составь рассказ по картинкам»
Цель: развивать связную речь.
Картинки : солнце, узоры на окнах, лёд, деревья, одежда, обувь, медведь в берлоге.
Пришла зима. Солнце не греет. Идёт снег. На улице мороз. На дорогах становится скользко. Реки покрыты льдом. Деревья стоят голые, без листьев. Люди надели тёплую одежду и обувь. Зайцы и белки поменяли свои шубки. Ежи и медведи спят всю зиму.
Дидактическая игра «Украсьте ёлку»
Цель: развивать связную речь.
Рассмотреть с ребёнком ёлку, уточнить, какая она, какими игрушками её надо наряжать. Украсить ёлку. Рассказать, чем украсили ёлку, какой стала ёлка.
Дидактическая игра «Поиграем - посчитаем»
Цель: закреплять навык согласования числительных с существительными.
– Мы не ели, мы не пили, мы снеговиков лепили. (Посчитать снеговиков от 1 до 10).
– Мы не ели, мы не пили, целый день снежки лепили. (Посчитать снежки от 1 до 10).
– Мы не ели, мы не пили, а снежинки мы ловили. (Посчитать снежинки от 1 до 10).
Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
Цель: развивать логическое мышление, связную речь.
Исправь предложения:
– Дети сначала насыпали в кормушку зёрна и крошки, а потом расчистили её от снега.
– Сначала птицы клевали корм, а потом дети насыпали его в кормушку.
– Птицы сначала наелись, а потом прилетели к кормушке.