Прошутинская Елена
Картотека дидактических игр по развитию связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 «Ягодка» Тутаевского муниципального района
Картотека дидактических игр по развитию связной речи
Подготовила: Прошутинская Е. А.
Г. Тутаев 2018 г.
«ГОВОРИ НАОБОРОТ»
Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.
Темочки:
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Ход: Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
веселый - грустный
быстрый - медленный
красивый - безобразный
пустой - полный
худой - толстый
умный - глупый
трудолюбивый - ленивый
тяжелый - легкий
трусливый - храбрый
твердый - мягкий
светлый - темный
длинный - короткий
высокий - низкий
острый - тупой
горячий - холодный
больной - здоровый
широкий - узкий
«НАОБОРОТ»
Цель: совершенствовать умение детей подбирать к словам антонимы.
Ход: Подбери к словам противоположные слова. «Большой – маленький»
Сравни предметы по величине.
ОБРАЗЕЦ:
КОШКА большая, а КОТЁНОК маленький
СЛОН большой, а МЫШКА.
СТОЛ большой, а СТОЛИК.
РЕБЁНОК маленький, а ВЗРОСЛЫЙ …
АРБУЗ большой, а ЯБЛОКО.
ЧЕМОДАН большой, а СУМКА …
ГОРОД большой, а ДЕРЕВНЯ.
МОРЕ большое, а ОЗЕРО.
ГРЯДКА маленькая, а ПОЛЕ.
ТУЧА большая, а ОБЛАЧКО.
«Длинный – короткий»
Цель: Сравнить предметы по длине.
ОБРАЗЕЦ:
У КРОКОДИЛА ХВОСТ длинный, а у ЗАЙЦА короткий
У ЖИРАФА ШЕЯ длинная, а у БЕГЕМОТА.
У ДЕВОЧКИ ВОЛОСЫ длинные, а у МАЛЬЧИКА.
ВЕРЁВКА длинная, а ЛЕНТА.
У СТРАУСА НОГИ длинные, а у ПИНГВИНА.
ШОРТЫ короткие, а БРЮКИ.
ЗИМОЙ ДЕНЬ короткий, а ЛЕТОМ.
ГОД длинный, а ДЕНЬ.
ПОЛЕНО короткое, а БРЕВНО.
«Высокий – низкий»
Цель: Сравнить предметы по высоте, правильно подбери слова к предложениям.
ОБРАЗЕЦ:
ЁЛКА высокая, а ЗЕМЛЯНИКА низкая
ФОНАРЬ высокий, а ЗАБОР.
ДОМ высокий, а ИЗБУШКА.
БЕГЕМОТ низкий, а ЖИРАФ.
СОСНА высокая, а КУСТ …
ХОЛМ низкий, а ГОРА.
ОДИН БЕРЕГ высокий, а ДРУГОЙ.
КУСТ высокий, а ТРАВА.
ШКАФ высокий, а СТОЛИК.
ФИКУС высокий, а КАКТУС.
«Узкий – широкий»
Цель: Определить какие предметы шире, а какие уже.
ОБРАЗЕЦ:
ДОРОГА широкая, а ТРОПИНКА узкая.
ЛЕНТА узкая, а ПОЛОТЕНЦЕ.
РЕКА широкая, а РУЧЕЁК.
ПРОСПЕКТ широкий, а ПЕРЕУЛОК.
КОРИДОР узкий, а КОМНАТА.
ЮБКА узкая, а ПЛАТЬЕ.
ТУФЛИ узкие, а БОТИНКИ.
КОВЁР широкий, а ПОЛОВИЧОК.
МОСТ широкий, а МОСТИК.
«Тонкий – толстый»
Цель: Сравнить предметы по толщине. Какой предмет тоньше, а какой толще.
ОБРАЗЕЦ:
Бегемот ТОЛСТЫЙ, а змея ТОНКАЯ.
СУК толстый, а ВЕТКА …
БРЕВНО толстое, а ПАЛКА …
ГУСЕНИЦА толстая, а ЧЕРВЯК…
НИТКА тонкая, а ВЕРЁВКА …
КАНАТ толстый, а ВЕРЁВКА …
У ОБЕЗЬЯНЫ ХВОСТ тонкий, а у ЛИСЫ…
ДУБ толстый, а БЕРЁЗА.
КОЛБАСА толстая, а СОСИСКА.
КАРТОН толстый, а БУМАГА.
КАРАНДАШ тонкий, а РУЧКА.
КНИГА толстая, а ЖУРНАЛ.
«Легкий – тяжелый»
Цель: Сравнить кто легче, а кто тяжелее.
ОБРАЗЕЦ:
АРБУЗ тяжёлый, а СЛИВА легкая.
КОВЁР тяжёлый, а КОВРИК …
ПОДУШКА лёгкая, а ОДЕЯЛО.
ОБЛАКО лёгкое, а ТУЧА.
ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК лёгкий, а КИРПИЧ…
ПЛАТЬЕ лёгкое, а ПАЛЬТО.
СТУЛ лёгкий, а ДИВАН.
КНИГА тяжёлая, а ТЕТРАДЬ.
БЕГЕМОТ тяжёлый, а ВОРОБЕЙ.
ВЕДРО тяжёлое, а БЛЮДЦЕ.
КАМЕНЬ тяжёлый, а ЯБЛОКО.
ЩЕНОК лёгкий, а СОБАКА.
«КАКИЕ ИГЛЫ БЫВАЮТ»
Цель: дать детям представление о многозначном слове «игла», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.
Ход:
— Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские).
Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)
— Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной). Что шьют швейной иглой? (Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол.)
Есть у ежика и елки
Очень колкие иголки.
В остальном на елку еж
Совершенно не похож.
— Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться). От кого еж защищается? Вспомните стихотворение Бориса Заходера про ежа:
— Что ж ты, еж, такой колючий?
— Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи.
— Ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?
— Закончите предложения: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он. (колючий). Лиса потрогала ежа и. (укололась)».
— У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат. (короткие и тонкие).
Иглы на елке еловые, а на сосне. (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?
— Придумайте рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.
«КОГО МОЖНО ГЛАДИТЬ»
Цель: познакомить детей с многозначным глаголом «гладить».
Ход: Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить. А кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку.) Как одним словом все это назвать? (Одежда.)
Глажу платье утюгом,
А кота и кошку,
Что гуляют под окном,
Глажу я ладошкой.
— Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку.) У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки, у дивана.
«ШИШКА»
Цель: познакомить с разными значениями многозначного слова «шишка».
Ход:
Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно шишек.
— Про какие шишки говорится в первом стихотворении и про какие во втором?
— Подбери к слову «шишка» складные слова («малышка», «мышка», «мишка».). Вспомните стихотворение про мишку. («Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет».)
— Про кого эта загадка? «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается». (Белка.)
Белка-шалунья сидела на елке,
Бросила шишку прямо на волка.
Ох, какая она шалунишка!
У волка на лбу сразу выросла. (шишка).
«НАЙДИ РУЧКУ»
Цель: учить детей составлять предложения с многозначным словом «ручка».
Ход: Воспитатель здоровается с детьми и начинает гладить утюгом.
- Чем беру я утюг? (рукой, ручкой, а за что я держу утюг? (за ручку).
- У меня рука большая, а у вас? (маленькая). Как мы называем ласково руку ребенка? (ручка). Какие еще предметы называются словом «ручка» (ручкой пишут).
— Ответьте мне, что я делаю: кладу ручку на стол, беру чашку, держу ее за ручку. Дети отвечают: кладете, берете, держите.
— Какие ручки вы видите в комнате? Какие ручки встречались вам дома, на улице, в транспорте? (ручка у двери, сумки, сковородки, холодильника, шкафа, посуды и т. п.).
— Закончите предложение, которое я начну. Ручкой можно. (писать). Ручку можно на стол. (положить). За ручку можно чашку. (держать, брать, взять). У кастрюли две. (ручки).
— Для чего нужна ручка?
— Вспомните, что я сказала, когда пришла к вам ( сказала: «здравствуйте», поздоровалась). А теперь что я делаю? (прощается, машет ручкой, говорит «до свидания!»)
«НАЙДИ НОЖКУ»
Цель: упражнять детей в составлении предложений с многозначным словом «ножка», понимать разные значения этого слова.
Ход: Воспитатель говорит детям, что она знает еще одно слово, которым называют разные предметы. Это слово «ножка».
— А теперь назовите, что мы называем словом «ножка» (ножка у стула, стола, дивана, шкафа, у куклы ножка, у гриба).
— Скажите про свою ножку так, чтобы мы поняли, про что вы говорите («У стула сломалась ножка», «У стола ножки крепкие», «У гриба ножки бывают толстые и тонкие»).
— Кто больше назовет предметов, у которых есть ножки?
«ОБЪЯСНИ, ПОЧЕМУ ТАК НАЗЫВАЕТСЯ»
Цель: упражнять детей в понимании и объяснении сложных слов.
Ход: Объясните, почему так называется.
Рыболов (рыбу ловит,
листопад (листья падают,
пчеловод (пчел разводит,
ледоход (лед ходит, идет,
землекоп (землю копает,
самокат (сам катается,
пешеход (ходит пешком,
вездеход (везде ходит).
«ГДЕ ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ»
Цель: активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
Ход: Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.) Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке (катере, теплоходе, ловить рыбу.)
После этого предлагается сюжет: собрались в лес – отдыхали – собирали грибы, ягоды; пошли на речку – купались – загорали – весело отдохнули.
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: совершенствовать умение подбирать глаголы, обозначающие окончание действий.
Ход: Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает: Оля проснулась и. (пошла умываться, чистить зубы, делать зарядку). Коля оделся и. (пошел гулять, играть в футбол, вышел на улицу). Зайчик испугался и. (спрятался в кусты, задрожал, помчался прочь). Ира обиделась и. (заплакала, не стала разговаривать с детьми).
Незавершенность предложений взрослый подсказывает интонацией.
«КАРТИНКИ – ЗАГАДКИ»
Цель: учить детей описывать нарисованные предметы, узнавать предметы по характерным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором предметов, используются имена существительные, глаголы, прилагательные).
Дидактический материал : картинки с предметами («Детское лото»)
Игровые правила: Описывать и угадывать предмет.
Ход: Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).
Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.
Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.
«КТО ИЛИ что МОЖЕТ ЭТО ДЕЛАТЬ?»
Цель: продолжать учить детей к глаголам подбирать имена существительные, активизировать словарь именами существительными.
Ход: Кто или что может это делать?
Бегать —.
скакать —.
летать —.
плавать —.
ползать —.
катиться —.
стоять —.
«ОДИН – МНОГО»
Цель: упражняться детей в образовании множественного числа названия домашних и диких животных.
Ход:
кошка - кошки собака - собаки
корова - коровы лошадь - лошади
котенок - котята щенок - щенки
теленок - телята жеребенок - жеребята
заяц - зайцы лиса - лисы
волк - волки медведь - медведи
зайчонок - зайчата лисенок - лисята
волчонок - волчата медвежонок - медвежата
«ЧТО ЭТО?»
Цель: формировать умение относить определенный предмет к определенному понятию.
Ход: Воспитатель называет предмет, ребенок должен правильно соотносить к понятию:
- кофта, халат, шуба, рубашка – это… (одежда);
- сапоги, тапочки, сандалии, чешки, валенки – это… (обувь);
- стол, стул, диван, шкаф – это… (мебель);
- линейка, ручка, карандаш, тетрадь – это… (школьные принадлежности);
- чашка, тарелка, вилка, кастрюля – это… (посуда) и т. д.