Трощенко Татьяна
Картотека дидактических игр по развитию речи во второй младшей группе
Задачей данного занятия является продолжение обучения детей различению и распознаванию звуков отдельных инструментов. Для этого воспитатель показывает музыкальные инструменты по очереди и демонстрирует, как они звучат. Затем предлагает отгадать загадки, закрывает ширму и проигрывает разные инструменты, а дети должны распознать, чему принадлежат эти звуки.
Другой вариант занятия заключается в показе различных предметов и демонстрации их звуков. Воспитатель закрывает ширму и производит звуки с помощью разных предметов, а дети должны распознать, каким предметам принадлежат эти звуки. Воспитатель объясняет, что в мире существует множество звуков, и все они звучат по-разному.
Публикация «Картотека дидактических игр по развитию речи во второй младшей группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Для развития способности подражать звукам животных, птиц и насекомых используется игра с "говорящим кубом". На карточках, которые меняются на кубе, изображены различные насекомые, животные или предметы. Ребенок кидает кубик и произносит слова "кубик ты катись, катись и скорей остановись". Затем ребенок называет звук, соответствующий картинке, которая оказалась сверху после падения куба.
Для развития силы голоса и речевого дыхания, а также активизации мышц губ, проводится игра "летят снежинки, ’вьюга’". Воспитатель показывает картину с изображением вьюги. По сигналу воспитателя "вьюга начинается" дети говорят тихо: у-у-у-у. По сигналу "сильная вьюга" они говорят громко: у-у-у. И по сигналу "вьюга кончается" говорят тише.
Для расширения и активизации словарного запаса проводится игра "назови ласково". Воспитатель показывает предметные картинки и предлагает детям произнести их названия ласково.
Для закрепления правильного произношения звуков и формирования грамматического строя речи проводится игра "помоги найти маму". У каждого ребенка есть предметная картинка с изображением детеныша животного. Воспитатель спрашивает каждого ребенка, кого он нарисовал, и затем просит ребенка найти маму этого детеныша, произнеся звук, соответствующий этому животному.
Игра "эхо" направлена на упражнение в повторении звуков. Педагог произносит гласный звук громко, а ребенок повторяет его тихо. Например, педагог произносит "а-а-а", а ребенок отвечает "а-а-а". Можно использовать разные сочетания гласных звуков.
Игра "чего не стало?" направлена на упражнение в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных. В начале игры гномик с мешком принес игрушки для детей и рассматривают их. Затем гномик прячет игрушки, а дети должны назвать, каких игрушек не стало, например, матрешек, пирамидок или утят. В ходе игры используются пары предметов, такие как матрешки, пирамидки, ленточки, лошадки, утята. Дети закрывают глаза, а воспитатель прячет одни предметы и кладет на их место другие. Затем спрашивает, каких игрушек не стало.
Таким образом, представлены игры и упражнения для обучения детей вычленять и узнавать звуки инструментов, подражать звукам животных, птиц и насекомых, совершенствовать речевое дыхание и произношение звуков, расширять словарный запас и упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.