Прошкина Виктория Львовна
Картотека дидактических игр по ОБЖ в подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр по ОБЖ в подготовительной к школе группы
«Слушай сигнал»
Цель: развивать ловкость, стимулировать внимание.
Материал: две дуги, две скамейки, два забора, лестница.
Содержание.
По сигналу ведущего первый игрок из одной команды надевает каску, проходит через полосу препятствий, возвращается, передаёт каску следующему игроку. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.
«Пожарный шланг» (правила ПБ)
Цели: стимулировать быстроту реакции, ловкость.
Материал: два пожарных рукава.
Содержание.
Публикация «Картотека дидактических игр по ОБЖ в подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подготовительная группа
- Темочки
Дети делятся на две команды и по сигналу сначала разворачивают шланги, затем сворачивают в исходное состояние. Побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием.
«Вызов службы спасения»
Цель: стимулировать развитие связной речи.
Содержание.
Составлять короткий рассказ по мере появления слайдов от имени одного из героев ситуации или стороннего наблюдателя.
На экране ПК сменяются кадры, дети рассказывают в игрушечный телефон о ситуации.
«Найди предмет» (правила ПБ)
Цель: развивать умение узнавать по изображению знакомые предметы; стимулировать развитие зрительного восприятия, памяти.
Материал: бинокль
Содержание.
Представьте, что мы на пожарной башне. С помощью бинокля постарайтесь узнать внизу предметы, находящиеся в дыму и огне. Молодцы, ребята, и Карлсон молодец!
Следующее тренировочное задание: я буду называть слова, а вы внимательно слушайте. Если вы услышите название предмета, который может стать причиной пожара, скажите «ой».
«Спаси игрушку» (правила ПБ)
Цели: развивать умение узнавать знакомые предметы через очки; стимулировать развитие зрительного восприятия; развивать умение соотносить схематичное изображение с предметом.
Материал: картинки с различными игрушками, защитные очки.
Содержание:
Иногда спасателям приходится работать в специальном снаряжении — например, в защитных очках. Наденьте специальные очки. Каждый получит карточку со схематическим изображением игрушки. По которой нужно найти и спасти игрушку, находящуюся в «задымлённой помещении.
«Луч фонарика»
Цели: развивать умение узнавать изображения по их части, детали.
Материал: картинки с различными частями от предметов.
Содержание.
Быстро узнать предмет по детали изображения.
«Пожароопасные предметы» (правила ПБ)
Цели: стимулировать развитие скорости реакции и внимания.
Материал: картинки : утюг, журнал, телевизор, ручка, тостер, жвачка, хлопушка, памперс, пустышка, котлета, компот, пожарный, торт, режет, огнетушитель, пакет, кисть, каска, рукав, ноты, краски, спички, бинт, сверлить, маска и др.
Содержание.
Дети называют предметы по порядку, а при назывании пожароопасных предметов – хлопают в ладоши.
«Опасно - неопасно» (правила ОБЖ)
Цели: формировать умение отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.
Материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций (ребенок лазает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т. д.); карточки разных цветов (красного, белого и желтого) в зависимости от вариантов игры.
Содержание.
Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую — если опасность может возникнуть при определенном поведении, и белую — если опасности нет. Дети не должны мешать друг другу, при необходимости дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.
«Если я сделаю так»
Цели: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один — опасный для здоровья, другой - ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.
Материал: набор поощрительных предметов: фишек, звездочек.
Содержание.
Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающей и не угрожающей жизни и здоровью) или предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю.», или «Опасности не будет, если я сделаю.» Дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую – если опасность может возникнуть при определенном поведении, белую – если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.
«Скорая помощь»
Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.
Материал: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка).
Содержание.
Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек обжег руку, ногу, локоть. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.
«Наши спасатели»
Цели: закреплять знания телефона службы спасения.
Содержание.
Дети, давайте представим, что вы дома одни и, вдруг с вами случилась беда, кто к вам первый придет на помощь? (ответ детей)
Правильно, в беде вас выручат всегда наши верные друзья – спасатели, это пожарные, полицейские, врачи. Но, чтобы они пришли во время, нужно наизусть знать единый номер службы спасения. Какой это номер? 112
А теперь помогите сказочным героям вызвать службу спасения (воспитатель читает отрывки из известных сказок)
А рядом бегемотики схватились за животики,
У них, у бегемотиков животики болят.
Я кровожадный, я беспощадный
Я злой разбойник Бармалей.
И мне не надо ни мармелада, ни шоколада,
А только маленький, да очень маленьких детей.
Бом-бом! Бом-бом! Загорелся Кошкин дом.
Что случилось? На вокзале,
Плачет мальчик лет пяти.
Потерял он маму в зале.
Как теперь её найти?
«Обезопась пожароопасные слова» (правила ПБ)
Цель: развитие словарного запаса, внимания, быстроты реакции.
Содержание.
Пользуясь подсказками, превратите предложенные вам "пожароопасные" слова в "безопасные" путём замены, добавления или исключения всего лишь одной буквы в них.
ПЛАМЯ - _ _ _ _ _ (первобытная семья).
ИСКРА - _ _ _ _ (рыбный деликатес).
ГАЗ - _ _ _ _ (око) - _ _ _ (шум).
ОКУРОК - _ _ _ _ _ _ (вкусный мясной продукт).
ПОРОХ - _ _ _ _ _ (усатое бобовое растение).
ЛУЧИНА - _ _ _ _ _ _ (старинное название маски).
ГАРЬ - _ _ _ _ (сундук для зерна и муки).
ТОРФ - _ _ _ _ (самый праздничный пирог).
СПИРТ - _ _ _ _ _ (полезное для здоровья занятие).
СЕРА - _ _ _ _ _ (горная антилопа).
ПОЛЕНО - _ _ _ _ _ _ (сустав ноги).
УТЕЧКА (газа) - _ _ _ _ _ _ (домашняя птица).
ТРАВМА - _ _ _ _ _ (природный зелёный ковёр).
( Ответы: пламя - племя, искра - икра, газ - глаз - гам, окурок - окорок, порох - горох, лучина - личина, гарь - ларь, торф - торт, спирт - спорт, сера - серна, полено - колено, утечка - уточка, травма - трава.)
«Да или нет» (правила ПБ)
Цель: закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности.
Содержание.
Когда я скажу вам «Детям можно.», вы должны подумать и ответить: если это вам можно и разрешается делать самим в отсутствии родителей, произносите «да» вместе с хлопками в ладоши. Если это не разрешается вам делать в отсутствии родителей, отвечаете «нет» и топаете ногами.
Детям можно. играть со спичками; рисовать; жечь фотопленку; включить телевизор и отправиться на прогулку; играть в куклы; включать плиту; поставить разогревать завтрак и уйти гулять; ремонтировать испорченный электрочайник; вместе с мамой утюжить белье; пользоваться ножом; вскипятить себе кипятильником воду для чая; играть с легковоспламеняющимися предметами; оставлять без присмотра включенную газовую плиту; включать и пользоваться утюгом.
«Автомобили, пешеходы и светофор» (Правила ПДД)
Цели: закреплять знания о правилах ПДД
Материал: рули, сумки, коляски, два кружка желтого цвета, один – красного и другой – зеленого.
Содержание.
Одной группе участников раздаются рули - они «автомобили»; другой - сумки, коляски - они «пешеходы». Ведущий показывает два кружка разного цвета (красного и зеленого цветов, два кружка желтого цвета. Затем поясняет, для кого какой сигнал «загорается» (для водителей или пешеходов).
Автомобили на зеленый сигнал – едут, а на - желтый стоят; на красный - приседают. Пешеходы на зеленый сигнал переходят дорогу по пешеходному переходу, а на - желтый останавливаются, на красный - все берутся за руки.
«Если возник пожар» (правила ПБ)
Цели: знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем, закрепить знание единого номера телефона службы спасения – 112.
Материал: воздушный шар.
Содержание.
Дети становятся в круг. В центре - воспитатель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар другому и т. д. Если ребенок отвечает неправильно, он выбывает из игры, а шар переходит к педагогу.
Этот шар в руках недаром.
Если раньше был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Где взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой, безжалостный … (передает ребенку воздушный шар) - пожар
Раз, два, три, четыре у кого пожар.? (передает ребенку воздушный шар) – в квартире
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил? (передает ребенку воздушный шар) - утюг
Красный отблеск пробегает
Кто со спичками? (передает ребенку воздушный шар) - играет
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над? (передает ребенку воздушный шар) – газом
«Три сигнала светофора» (правила ПДД)
Цели: закрепить знание о цветах светофора.
Материал: три флажка красного, желтого, зеленого цвета.
Содержание:
Наши ребята идут в детский сад
Наши ребята очень спешат!
Хоть у вас терпенья нет,
Подождите – красный свет!
(ведущий поднимает красный флажок)
Подождите – нет пути!
(дети хлопают в ладоши, желтый свет засветил)
Желтый свет засветил –
(ведущий показывает желтый флажок)
Приготовьтесь в путь идти.
(дети подают друг другу руки, берутся за руки)
Свет зеленый впереди
Вот теперь переходи!
(ведущий показывает зеленый флажок, дети топают ногами.)
«Найди свой автобус»
Цель: развивать внимание, память.
Материал: билеты с номерами автобусов, шапочки для водителей автобуса с номерами, рули для водителей.
Содержание.
Получите билеты на автобус у капитанов команд. Водители наденьте свои шапочки.
Пассажиры будьте внимательны: надо сесть в автобус согласно, номеру вашего билета.
Дети-водители надевают шапочки с номером автобуса, пассажиры получают билеты, звучит музыка. Когда музыка заканчивается, пассажиры находят свой автобус, контролёр проверяет правильность посадки пассажиров.
«Едет, летает, плавает»
Цели: закрепить названия классификации видов транспорта.
Содержание.
Воспитатель называет вид транспорта (автобус, самолет, пароход и т. д, дети классифицируют его, называют (наземный, водный, воздушный) и выполняют соответствующее движение (руки в стороны - летят, руки в стороны - плывут, руки перед собой - рулят)
«Вопрос - ответ» (правила ПДД)
Цель: закрепить знание правил ПДД.
Содержание.
Быстрая в городе очень езда:
Правила знаешь движения? (да)
Вот на светофоре горит красный свет-
Можно пройти через улицу? (нет)
Ну, а зеленый горит – вот тогда
Можно пройти через улицу? (да)
Сел в трамвай, но не взял билет –
Так поступать полагается? (нет)
Старушке в преклонные очень года
Ты место в трамвае уступишь? (да)
«Назови вид спорта» (правила ПДД)
Цель: закрепить знание правил ПДД.
Содержание.
Всем кто любит погулять
Всем без исключения
Нужно помнить
Нужно знать
Правила движения.
Правила очень просты. Я говорю предложение, а вы добавляете – разрешается или запрещается:
Переходить улицу на зеленый свет …
Играть на дороге …
Помогать переходить дорогу пожилым людям …
Перебегать улицу перед близко идущим транспортом …
Выбегать на проезжую часть …
Переходить улицу по подземному переходу.
Переходить улицу, при красном свете светофора.
Переходить улицу при желтом сигнале светофора.
Цепляться за проезжающие машины.
Переждать поток машин на островке безопасности.
Уважать правила движения.
«Автобус» (правила ПДД)
Цели: закрепить знание ПДД; отрабатывать навыки правильного общения, речь, социальное поведение.
Материал: руль, стулья.
Содержание.
С помощью считалки выбирают водителя. Моделирование ситуаций: женщина с ребенком, бабушка, слепой.
На полу полосками обозначен переход, на светофоре красный свет. Дети стоят у перехода. На светофоре желтый свет. На зеленый сигнал дети идут по переходу, сначала смотрят налево, потом направо.
«Дорожные знаки» (правила ПДД)
Цель: знакомить детей с запрещающими, предписывающими и некоторыми предупреждающими знаками.
Материал: картинки с дорожными знаками, карточки с различными дорожными ситуациями.
Содержание.
Варианты игры
«Разное среди общего» - детям предлагается разложить знаки по группам и рассказать, что они обозначают.
«Играем сами» - детям предлагаются карточки с разными дорожными ситуациями и они должны правильно подобрать дорожные знаки к картинкам, затем обосновать свой выбор.
«Улица города» - детям предлагается выступить в роли инспекторов ДПС в новом городе, где необходимо расставить дорожные знаки, чтобы избежать дорожно-транспортных происшествий.