Ольга Юданова
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
1.«Что бывает такой формы?»
Цель:учить различать фигуры, развивать мышление.
Яблоко: какое? — Круглое. Окно: какое? — Квадратное.
Что бывает круглым? Квадратным? Овальным? И т. д.
2. «Три квадрата».
Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»; повторить название геометрических фигур.
Материал. Комплекты прямоугольников и квадратов разной величины.
Публикация «Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Педагог предлагает назвать геометрические фигуры, определит их размер. Затем предлагает построить башенки, выкладывая квадраты друг на друга. (Можно использовать разные геометрические фигуры.)
3. «Какие бывают фигуры».
Цель: закрепить названия новых форм : овал, прямоугольник, треугольник, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.
Материал. Кукла, крупные картонные фигуры : квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. На каждого игрока: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.
Кукла приносит фигуры. Педагог показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.
4. «Назови фигуры, которые использовал художник для изображения картинки?»
Цель: закреплять названия геометрических фигур, развивать зрительное восприятие, память.
5. «Сколько нужно геометрических фигур для изображения этого рисунка…»
Цель:закреплять названия геометрических фигур, учить соотносить количество изображенных фигур с числом и называть их по картинке.
Материал :разнообразные картинки, изображения которых состоят из геометрических фигур.
6. «Найди и назови»
Цель:закреплять умение находить быстро геометрическую фигуру и называть.
Материал : геометрические фигуры разного цвета и размера. (10-12)
7. «Назови одним словом»
Цель:развивать умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.
Материал : Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т. д.).
Содержание игры: Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры одним словом.
8. «Посмотри вокруг»
Цель: помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы.
Содержание: Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Ведущий (им может быть воспитатель или ребенок) предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов, и. т. д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.
9. «Угадай, что спрятали»
На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.
10. «Помоги исправить ошибку»
Цель:учить зрительно определять ошибку, выделять закономерности между рядом геометрических фигур.
Материалы : геометрические фигуры разного цвета. (Одинаковые фигуры должны быть одного цвета.)
11. «Игры - договорки»
Цель:учить по описанию, называть геометрическую фигуру.
Материал : загадки о геометрических фигурах.
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня … круг.
Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это … Квадрат.
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).
А братишка мой, Сережа,
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие.
Ответ: Фигуры
(Все загадки могут варьироваться, представлены материалы для примера дидактической игр