Екатерина Карпенко
Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста.
Дидактические игры по изучению цвета:
Игра «Найди лишний мяч»
Цель: закреплять знание цветов.
Материалы: пластиковые мячи по 4 каждого цвета (желтый, красный, синий, желтый)
Темочки:
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Ход: положите на стол 4 мяча, 3 из которых одного цвета, а один отличается по цвету (например, 4 желтых и 1 синий, 4 зеленых и 1 желтый, 4 красных и 1 зеленый, 4 синих и 1 красный). Предложите детям найти и показать лишний мяч.
Игра «Ленточки»
Цель: учить детей находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание.
Материалы: ленточки разных цветов.
Ход: малышам выдаются ленточки трех цветов и предложить побегать с ними по групповой. Затем поднимите красную ленточку и громко скажите: «Бегите ко мне!». Дети с красными ленточками должны подбежать к вам и поднять их вверх. Далее раз поднимите ленточку другого цвета.
Эту игру можно усложнить, постепенно увеличивая количество флажков (до 4-6 цветов или поднимая два флажка одновременно).
Игра «Радужные карандаши»
Цель: учить различать цвета по принципу «такой - не такой»;
сортировать предметы по цвету.
Материалы: цветные карандаши двух цветов (по 5 штук каждого цвета).
Ход игры: положить перед ребенком карандаши и предложите поделить их на две кучки. Продемонстрируйте, как необходимо раскладывать карандаши, объясняя свои действия: «Давайте разложим карандаши на две кучки: сюда все такие, а сюда все такие. Продолжай. Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте итог, называя цвет палочек: «Ты прекрасно справился, молодец. Сюда положил все зеленые, а сюда все желтые»». В будущем, понемногу, количество карандашей можно увеличивать
Дидактические игры на определение формы:
Игра «Разложи фигуры по местам»
Цель: познакомить с плоскими геометрическими формами - квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.
Материалы: пять больших фигур из картона (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник). Много маленьких таких же фигур.
Ход игры: перед ребенком выложить большие фигуры- вагоны, и много маленьких и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катиться - вот так! А это квадрат. Его можно поставить». Далее предложите выложить маленькие фигурки «по вагонам» : «Вот поезд, а это - вагончики. В этом необычном поезде отправятся в путешествие фигурки. Фигурки должны занять свои места. Помогите фигуркам сесть в поезд». Раздайте детям по маленькой фигурке и предложите по очереди найти место каждой из них. Когда дети разложат все фигуры, подведите итог игры: «Теперь все фигурки нашли свои вагоны». Затем еще раз покажите и назовите все фигуры, не требуя от детей повторения. Данную игру можно повторять неоднократно, каждый раз изменяя ее сюжет.
Игра «Две пирамидки»
Цель: познакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм.
Материалы: вкладыши из картона - пирамидки квадратной и прямоугольной формы.
Ход игры: Педагог показывает детям квадрат и прямоугольник, рассказывает, как называется каждая фигура. Первоначально данную лучше проводить индивидуально с каждым ребенком. Попросите малыша разобрать вкладыши и перемешать их. Помогите ребенку разделить вкладыши на две группы – кавдратные и прямоугольные, чтобы ему было проще справиться с заданием. Затем предложите построить две пирамидки, выкладывая фигуры друг на друга. Далее пирамидки можно разрушить, перевернуть вкладыши и собрать их.
Игра «Сортер для малышей»
Цель: познакомить с объемными геометрическими телами - кубом и шаром; учить подбирать нужные формы.
Материалы: картонная коробка (1-2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями; кубики и шарики одинакового размера.
Ход игры: с целью первого знакомства правильнее подобрать несложные геометрические формы, которые значительно отличаются друг от друга визуально – шар и куб. Показываем коробку и учим детей найти для каждой фигурки своё окошечко и развернуть её таким образом, чтобы фигурка туда пролезла (сначала шары, а затем кубики).
Можно сделать прорези в двух коробках: в одной в форме круга, а в другой в форме квадрата и предложить детям спрятать фигурки в домики. Когда дети выполнят задание, вместе с ними загляните в домики и посмотрите на их «жителей», обратив внимание малышей на то, что в одном домике живут шарики, а в другом кубики.
Дидактические игры по формированию представлений о количестве:
Игра «Волк и овцы»
Цель: учить детей различать количество предметов, познакомить с понятиями один, много, ни одного; развивать внимание.
Материалы: маски животных из бумаги (волк и овцы, магнитофон.
Ход: воспитатель надевает маску волка и объяет детям правила игры: «Много маленьких овечек гуляет на лугу (звучит веселая мелодия). Но вдруг мызыка заканчивается, и приближается волк. Все овечки быстро разбегаются и прячутся кто куда. Кто не успеет спрятаться, того волк поймает и унесет с собой в лес».
Дети танцуют под музыку. Через некоторое время музыка заканчивается. Дети прячутся, а волк приходит на луг и ищет овец: «Куда же подевались овечки? Было много, а теперь ни одной…»
Волк уходит и игра повторяется.
Дидактические игры на развитие слухового восприятия: Дидактические игры на развитие слухового восприятия: Игра «Лиса и медведь»
Цель: развивать слуховое внимание, восприятие и дифференциацию на слух различного темпа звучания музыкальных инструментов.
Материалы: барабан.
Ход игры: объяснить детям правила игры: «Детки, давайте поиграем! У лисички голосок хитрый, ласковый – вот так, а у медведя хриплый, грубый – вот как! Когда я буду ударять по барабану быстро, ходите, как лисичка быстро, когда буду стучать медленно, то как мишка медленно, переваливаясь с боку на бок».
Игра «Звуки животных»
Цель: развивать речевой слух.
Материалы: игрушки домашних животных (кошка, собака, лошадь, овца, корова).
Ход игры: в этой игре задействован помощник воспитателя, который находится за дверью, держит игрушку и подает сигнал, а воспитатель проводит игру.
За дверью животное издает звук (например, мяу). Предложите детям прислушаться и отгадать, кто так кричит: «Слышите, кто-то там за дверью кричит. Послушайте внимательно. Кто там?» Дети называют животное.
Как только дети отгадали живтное, откройте дверь и возьмите его: «Ребятки. Какие вы молодцы, правильно угадали животное. Послушайте. Кто еще кричит за дверью?». Продолжаем игру с остальными животными