Раушан Дусанова
Картотека дидактических игр для развития словаря
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Мяч бросай и слова называй»….3
2. «Животные и их детеныши»….4
3. «Скажи ласково»…. ….6
4. «Угадай игрушку»….…7
5. «Скажи какой»….…. 8
6. «Где кто стоит»….…9
7. «Подбери слово»….…10
8. «О картинке я вам расскажу»…11
9. «Кто как передвигается?»….….14
10. «Я собрал в огороде…»…. 15
«Мяч бросай и слова называй»
Цель: расширении словарного запаса за счет употребления обобщающих слов.
Задачи: развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Дидактический материал: мяч.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
Ход игры: В первом варианте я называла обобщающее понятие овощи, фрукты, ягоды, деревья и т. д. и бросала мяч поочередно каждому ребенку. Дети, возвращая мяч, называли относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
В первом варианте игры я называла обобщающее понятие и бросала мяч поочередно каждому ребенку. Дети, возвращая мяч, называли относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. Во втором варианте игры я называла детям видовые понятия и также бросала каждому ребенку мяч. Дети, возвращая мяч, называли обобщающие слова.
«Животные и их детеныши»
Цель: формирование словаря существительных, закрепление в речи детей названии детенышей животных.
Задачи: закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Дидактический материал: мяч.
Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.
Группа 1. У тигра -, у льва -, у слона -, у оленя -, у лося -, у лисы -
Группа 2. У медведя - медвежонок, у верблюда - верблюжонок, у волка - волчонок, у зайца - зайчонок, у кролика - крольчонок, у белки - бельчонок, у коровы - теленок, у лошади - жеребенок, у свиньи - поросенок, у овцы - ягненок, у курицы - цыпленок, у собаки - щенок.
Группа 3. Тигренок - львенок - слоненок - олененок лосенок - лисенок и т. д.
«Скажи ласково»
Мячик маленький поймай, да словечком приласкай.
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.
Задачи: развитие ловкости, быстроты реакции, расширение словаря.
Дидактический материал: мяч.
Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар, а ребенок, возвращая мяч логопед; называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний. Стол - столик, ключ - ключик. Шапка - тапочка, белка -белочка. Книга - книжечка, ложка - ложечка. Голова - головка, картина - картинка. Мыло - мыльце, зеркало - зеркальце. Кукла - куколка, свекла - свеколка. Коса - косичка, вода - водичка. Жук - жучок, дуб - дубок. Вишня - вишенка, башня - башенка. Платье - платьице, кресло - креслице. Перо - перышко, стекло - стеклышко.
«Угадай игрушку»
Цель: обогатить предметный словарь, словарь прилагательных, формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Задачи: развитие внимания и памяти, расширение словаря, развитие умения составлять рассказ.
Дидактический материал: игрушки заяц, лиса, утенок, собака.
Ход игры. Педагог показывает ребенку 3-4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: "Это. (заяц, лиса, утенок)". Педагог рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: "Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко". Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их. Предложить ребенку описать одну из игрушек.
«Скажи какой»
Цель: формировать словарь прилагательных, учить выделять и называть признаки предмета.
Задачи: учить ребенка активно описывать признаки предметов.
Дидактический материал: Фрукты в коробочке.
Ход игры. Взрослый достает из коробки предметы, называет их ("Это груша", а ребенок называет признаки ("Она желтая, мягкая, вкусная". "Это помидор". - "Он красный, круглый, спелый, сочный". "Это огурец". - "Он. продолговатый, зеленый, хрустящий").
«Где кто стоит»
Цель игры: формировать словарь наречий.
Задачи: развивать мышление, воспитывать усидчивость.
Дидактический материал: доска, картонные картинки дед, дом, забор, 2 дерева, кусты, подсолнух, девочка, курица.
Ход игры. В начале игры я прочитала несколько предложений. «Построил дед дом, забор. Посадил два дерева, кусты, подсолнух и стал жить в нем с внучкой и с курочкой». Затем на доске сама разместила на доске картинки с изображением дома, куста, двух деревьев, подсолнуха, забора, курицы, девочки, дедушки. Затем вызывала несколько детей и дала задание детям разместить предметы, стоящие на доске справа, слева, посередине, спереди, сзади, рядом, вблизи, вдали, подальше, вокруг - относительно друг друга. Потом спросила «Где стоят девочка, дедушка, курочка?»
После этого предложила детям задавать друг другу вопросы о том, где стоит тот или иной предмет.
«Подбери слово»
Цель: формировать словарь наречий, учить образовывать родственные слова, отвечающие на вопрос «как?».
Задачи: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти,
Ход игры. Логопед. Я буду называть слово, которое отвечает на вопрос «какой?», например «Хороший мальчик». Вы же будете отвечать на вопрос, как он себя ведет, рисует, пишет.
Дается модель: плохой - плохо, хороший - хорошо.
Затем дети образуют наречия от прилагательных: красивый - красиво, сладкий - сладко, кислый - кисло, грязный - грязно, тихий - тихо, чистый - чисто, высокий - высоко, далекий - далеко, близкий - близко, аккуратный - аккуратно.
«О картинке я вам расскажу»
Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений об особенностях
внешнего вида, строения предметов.
Задачи: развивать мышление, внимание, умение реагировать на словесные указания педагога.
Оборудование: Большие карты, на которых изображены 6 картинок. К каждой
карте прилагается набор из 6 маленьких предметных картинок-дубликатов: воробей, самолет, ель, стакан, корова, бусы; кот, табурет, торт, чашка, грузовик, яблоко; еж, лицо, кресло, кастрюля, корабль, ботинки; автобус, рубашка, чайник, стул, дуб, туфля.
Ход игры: Перед каждым ребенком – карта с 6-ю изображениями живых существ, предметов различных лексических категорий. Взрослый задает вопрос: «У кого самолет? У кого чайник?» Ребенок находит соответствующую картинку обратной стороной к детям: «Картинку вам не покажу. О картинке я вам расскажу». Описание дается следующим образом.
У этого предмета есть:
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
Нитка, бусины (бусы);
Ствол, ветки, иголки, корни, кора, шишки (ель);
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль);
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет);
Рукава, воротник, манжеты (рубашка);
Спинка, сиденье, ножки (стул);
Подошва, каблук, шнурки, мех, задник, нос (ботинки);
Кабина, кузов, колеса, руль, фары (грузовик)
Тесто, крем, фрукты, шоколад (торт);
Кожица, мякоть, семечки, лист (яблоко);
Дно, крышка, стенка, ручка, носик (чайник);
У него есть:
Ствол, ветки, листья, корни, кора;
Глаза, лоб, нос, брови, рот, щеки (лицо);
Голова, туловище, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть (кот);
Голова, туловище, глаза, лапки, перья, крылья, клюв (птица);
Голова, туловище, лапки, иголки (еж);
Голова, туловище, лапы, хвост, рога, вымя (корова).
«Кто как передвигается?»
Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.
Цель: обогащение глагольного словаря детей.
Задачи: развитие мышления, ловкости.
Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч
логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами
Взрослый: Дети:
Летают: птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки.
Плавают: рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы.
Ползают: змеи, гусеницы, черви.
Прыгают: кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.
«Я собрал в огороде…»
Цель: расширение объема словаря.
Задачи: развитие слуховой памяти, внимания, логического мышления.
Оборудование: предметы или изображения по изучаемой лексической теме.
Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на
огороде…огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование
своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий участник
повторяет все сказанное предыдущим игроком и придумывает следующий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы, предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду…», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице…», «В лесу живет…», «На кухне есть…» и т. д.