Зарина Горшихина
Картотека дидактических игр на прогулке для детей младшего возраста
Картотека дидактических игр на прогулке
для детей младшего возраста
Дидактическая игра «Найди ошибку»
Цели: развивать слуховое внимание; учить отчетливо произносить многосложные слова громко.
Ход: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное.
Публикация «Картотека дидактических игр на прогулке для детей младшего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Темочки
Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.
Дидактическая игра «Доскажи слово».
Цели: развивать слуховое внимание; учить отчетливо произносить многосложные слова громко.
Ход: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.
Ра-ра-ра - начинается иг… Ре-ре-ре - стоит дом на го.
Ры-ры-ры - у мальчика ша. Ри-ри ри - на ветках снеги…
Ро-ро-ро - у нас новое вед… Ар-ар-ар - кипит наш само…
Дидактическая игра «Так бывает или нет?».
Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Ход: Воспитатель:- Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.
«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну».
Дидактическая игра «Какое время года?».
Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход: Воспитатель задает вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.
Дидактическая игра «Доскажи слово».
Цели: развивать у детей слуховое внимание; учить отчетливо произносить многосложные слова громко.
Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить его. Выигрывает тот, кто больше всех отгадает слов.
Дидактическая игра «Где что можно делать?».
Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
Ход: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение птиц; отдыхать.) Что делают в больнице? Что можно делать на реке?
Дидактическая игра «Какая, какой, какое?».
Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Ход: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Белка -рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Яблоко - круглое, сладкое, красное.
Дидактическая игра «Закончи предложение».
Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.
Ход: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.
Сахар сладкий, а перец -. (горький).
Дидактическая игра «У кого кто?».
Ход: Воспитатель называет животное, а дети должны назвать детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку
Дидактическая игра «Узнай, чей лист».
Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе).
Ход: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с неопавшими листьями.
Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение».
Цель: описать предмет и узнать его по описанию.
Ход: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.
Дидактическая игра «Кто же я?».
Цель: указать названное растение.
Ход: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение, получает фишку.
Дидактическая игра «Что сажают в огороде?».
Цели: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению, развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
Ход: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот, выходит из игры.
Дидактическая игра «Кто (что) летает?».
Цель: закрепить знания о животных, насекомых и птицах.
Ход: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.
Дидактическая игра «Что это за насекомое?».
Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью; описывать насекомых по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение ко всему живому.
Ход: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.
Дидактическая игра «Прятки».
Цели: найти дерево по описанию; отработать предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на.
Ход: По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким).
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?».
Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие действия. Ход: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку. - Что можно делать с цветами? (Рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать.)
Дидактическая игра «Что это за птица?».
Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.
Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».
Цели: уточнить знания о растениях сада и огорода; назвать их признаки, описывать и находить их по описанию.
Ход: Дети описывают любое растение в следующем порядке: форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.
Дидактическая игра «Да или нет».
Цель: учить внимательно слушать, отвечать на вопросы.
Ход: Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».
Осенью цветут цветы? Туманы осенью плывут?
Осенью растут грибы? Ну а птицы гнезда вьют?
Тучки солнце закрывают? А букашки прилетают?
Колючий ветер прилетает? Звери норки закрывают?
Урожай весь собирают? Солнце светит очень жарко?
Птичьи стаи улетают? Можно детям загорать?
Часто-часто льют дожди? Ну а что же надо делать?
Достаем мы сапоги? Куртки, шапки надевать!
Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (с мячом).
Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.
Иней летом. (не бывает). Мороз летом. (не бывает).
Дидактическая игра «Третий лишний» (растения).
Цель: закреплять знания детей о многообразии растений.
Ход: Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники, одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.
Дидактическая игра «Игра в загадки».
Цель: расширять запас существительных в активном словаре.
Ход: Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание и загадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Дидактическая игра «Подскажи словечко».
Цель: развивать находчивость, быстроту реакции.
Ход: Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают ее. Кто ошибается, тот отдает фишку. Выигрывает тот, кто сохранит все фишку.
. У стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки? (Цветные, непрозрачные.)
Ворона каркает, а сорока….
Дидактическая игра «Знаешь ли ты…».
Цели: обогащать словарный запас детей названиями животных; закрепить знание моделей.
Заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд — изображения зверей, во второй — птиц, в третий - рыб, в четвертый - насекомых. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т. д. и выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цель: закреплять знания детей о частях суток.
Ход: Воспитатель раскладывает картинки,изображающие жизнь детей в детском саду : утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный и полный ответ дети получают фишку.
Дидактическая игра «Выдели слово».
Цели: развивать слуховое внимание; учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко.
Ход: Воспитатель произносит слова и предлагает Детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук [з] (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок.) Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.
Дидактическая игра «Дерево, кустарник, цветок».
Цель: расширять кругозор детей.
Ход: Ведущий произносит слова «Дерево, кустарник, цветок» и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на ребенка и считает до трех, ребенок должен быстро назвать то, на чем остановился ведущий. Причем названия не должны повторяться. Если ребенок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.
Дидактическая игра «У кого какой цвет?».
Цель: научить узнавать цвета, определять предметы по цвету.
Ход : Воспитатель показывает, например, зеленый квадрат из бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т. д.
Дидактическая игра «Кто кем (был) будет?».
Цель: развитие речевой активности.
Ход: Ребенок отвечает на вопрос взрослого: «Кем будет (или чем будет). яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т. д?». Если дети придумают несколько вариантов, например: из яйца - цыпленок, утенок, птенчик, крокодильчик, то они получают дополнительные фанты. Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом, хлеб (мукой, машина (металлом).
Дидактическая игра «Кто скорее соберет?».
Цели: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.
Ход: Дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.
Дидактическая игра «Догони свою тень».
Цель: познакомить с понятием света и тени.
Ход: Кто отгадает загадку?
Я иду - она идет,
Я стою - она стоит,
Побегу - она бежит. (Тень.)
В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это ваше отражение, оно называется тенью. Солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. Где еще есть тень? На что похожа? Догони тень. Потанцуем с тенью.
Дидактическая игра «Что умеют делать звери?».
Цели: расширять в сознании смысловое содержания слова; учить создавать самые разнообразные словесные сочетания.
Ход: Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший, правильно получает картинку с изображением животного.
- Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю
припасы: орехи собираю, грибы сушу. …
Дидактическая игра «Где что можно делать?».
Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
Ход: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Игра в виде соревнования.
Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды,
охотиться, слушать пение птиц, отдыхать.)
Дидактическая игра «Какая, какой, какое?».
Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному предмету, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Ход: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Белка —рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Пальто - теплое, зимнее, новое, старое.
Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая.
Дидактическая игра «Кто чем питается?».
Цель: закрепить знания о домашних животных.
Ход: Воспитатель называет животное, а дети говорят, чем это животное должны кормить его хозяева.
Дидактическая игра «Прятки».
Цель: найти дерево по описанию, одновременно отрабатываются предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на.
Ход : По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким).
Дидактическая игра «Дерево, кустарник, цветок».
Цель: расширять кругозор.
Ход: Ведущий произносит слова «Дерево, кустарник, цветок.» и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на одного из них и считает до трех, ребенок должен быстро назвать то, на чем остановился ведущий. Причем названия не должны повторяться. Если ребенок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор", пока не останется один игрок.
Дидактическая игра «У кого кто?».
Цели: закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.
Ход: Воспитатель называет животное, а дети должны назвать детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.
Дидактическая игра «Подбери нужное слово».
Цель: развивать умение подбирать слова по смыслу.
Ход: Воспитатель начинает произносить фразу, а детям предлагает ее закончить, подбирая соответствующие слова.
В аквариуме плавают. (рыбки).
Снег тает, потому что…
Высоко на дубу сидит и каркает (Ворона.)
На огороде вырос больной, зеленый. (огурец) и т. д.
Дидактическая игра «Добрые слова».
Цель: развитие речевой активности.
Ход: Подчеркнуть, что есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые вредят. Вспомнить добрые слова, когда и как их говорят. Придумать разные добрые слова для солнышка и березы.
Дидактическая игра «Назови ласково».
Цель: учить подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.
Ход: Воспитатель называет слово, а дети должны подобрать слова в уменьшительно-ласкательной форме.
Заяц - зайчонок, зайчоночек, зайчишка.
Бабушка - бабулечка, бабуля, бабуленька.
Дидактическая игра «Наоборот».
Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Ход: Воспитатель называет слово. А дети должны назвать противоположное по смыслу. Можно произносить не только наречия. Но и прилагательные, глаголы. Далекий - близкий, верхний - нижний.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Цель: закрепить представление о растениях (растении).
Ход: Детям даются разные задания: взять на ощупь желудь со шляпкой и без нее; самый большой, самый маленький, два одинаковых по величине, один большой и два маленьких.
Дидактическая игра «Кто как передвигается?».
Цель: закреплять знания о способах передвижения насекомых.
Ход: Воспитатель стоит в кругу, в руках у него мяч. Он называет способ передвижения насекомого и бросает мяч одному из детей. Поймавший должен назвать насекомое, которое передвигается этим способом.
Например: прыгает - кузнечик; летает - бабочка; ползает - гусеница; бегает - муравей и т. д.