людмила пархоменко
Картотека дидактических игр и упражнений для развивающей стены «Хотим все знать!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать образовательное пространство, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений.
Задачи:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
-Развивать игровую деятельность дошкольников;
-развивать у дошкольников самоорганизованность, инициативность, навыки самоконтроля, и самооценки действий и поведения;
-формировать готовность детей к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
-воспитывать дружеские, партнерские взаимоотношения.
Публикация «Картотека дидактических игр и упражнений для развивающей стены „Хотим все знать!“» размещена в разделах
ОО «Познавательное развитие»
-Развивать интерес дошкольников, любознательность, воображение и творческую активность;
-побуждать детей к совместной, познавательно-исследовательской деятельности;
-формировать эмоциональную заинтересованность;
-воспитывать настойчивость в достижении результата.
ОО «Речевое развитие»
-Совершенствовать уровень накопленных знаний по развитию речи и ознакомлении с окружающим миром;
-развивать память, активизировать речь детей; коммуникативные навыки, мышление, логику (делать выводы и умозаключения, внимание (умение видеть главное);
-развивать звуковую культуру речи дошкольников;
-развивать творческие способности: поощрение детей в использовании читательского опыта в игровой деятельности;
-воспитывать бережное отношение к дидактическому материалу, играм.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
-Содействие развитию творческой активности, аналитического мышления и воображения, творческих способностей дошкольников;
-развивать зрительное восприятие, умение выражать эмоции, графические навыки;
-воспитывать настойчивость в достижении результата.
ОО «Физическое развитие»
-Способствовать проявлению у дошкольников самостоятельности, смелости, доброжелательности;
-развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
Логические игры
«Кто есть кто?»
Цель: закрепить знания о профессиях, одежде, транспорте, который соответствует профессии людей.
Материал: картинки
«Что кому нужно»
Цель: определить, кому какая вещь принадлежит, развивать логическое мышление.
Материал: картинки
«Замри-отомри»
Цель: закрепить знания детей о том, кому какой предмет нужен для работы.
Материал: картинки
«В сказке и в жизни».
Цель: упражнять в умении подбирать пары профессий: сказочная-реальная.
Материал: картинки.
«Найди отличия»
Цель: развитие зрительной памяти, внимания, логического мышления.
Материал: картинки
«Выбери геометрические фигуры»
Цель: упражнять в умении из общего количества геометрических фигур, выбрать только те, из которых состоят предметы.
Материал: картинки
«Разгадай ребус»
Цель: развивать логическое мышление, внимание.
Материал: ребусы
«Распутай лабиринт»
Цель: закрепить знание букв, развивать произвольное внимание, память.
Материал: набор картинки
«Найди лишнюю картинку»
Цель: развивать логическое мышление, память, внимание.
Материал: набор картинок
Игры и упражнения по развитию речи
*1. Развивающая игра «Расселим по домикам»
Цель: соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.
Задача: расселить слова (карточки) по домикам-интуитивно определять их род и число без названия терминов.
Материал: четыре разных по цвету, форме, размеру домика, над окошком каждого надпись (если он-в окошке картинка мальчика, если она-девочка, если они-мальчик и девочка, если оно-пустое окно, карточки с предметами.
Ход игры: дети, получив задание, расселяют слова-карточки по домикам.
*2. Развивающая игра «Маленькие слова»
Цель: научить понимать пространственное значение предлогов под, над, на, в, у, около, за, возле и т. д.
Задачи: сформировать представление о предлоге, как отдельном слове;
-научить составлять предложения с предлогом с картинкой и без картинки на любую тему.
Ход игры: на фланелеграфе карточки – схемы. Воспитатель говорит предложение, например: «На столе лежит блокнот». Ребенок определяет к какой схеме подходит «маленькое слово»-предлог.
2 вариант: ребенок самостоятельно придумывает предложение к выбранной схеме, озвучивают его, остальные отмечают правильность выполненного задания.
*3. Игровое задание «Научим Незнайку составлять рассказ»
Цель: продолжать развивать умение самостоятельно составлять рассказ об осени, правильно строить предложения, используя мнемотаблицы.
Материал: набор мнемотаблиц, картинка-Незнайка.
Ход игры: ребенок по желанию выбирает мнемотаблицу, составляет рассказ.
*4. Игра «Каркуша учится составлять предложения»
Цель: способствовать умению составлять предложения по карточке- схеме на любую тему используя предлоги.
Материал: карточки-схемы, подвесной модуль, картинка- Каркуша.
Ход игры: ребенок снимает с модуля карточку-схему, помещает ее на магнитную доску и составляет предложение.
Игры и упражнения для обучения грамоте
1. Развивающая игра «Веселые паровозики»*
Цель: способствовать умению дошкольников делить слова на слоги. Задача: развивать восприятие, произвольное внимание, память, внимание.
Материал: четыре паровозика с вагончиками, в которых разное количество окошек (соответственно 1,2,3,4, карточки с картинками.
Ход игры: ребенок берет карточку, называет слово, делит его на слоги и определяет карточку-слово, состоящие из одного слога в первый паровоз с одним вагоном, во второй-из двух и т. д. Играть можно по одному или группой из 2-4 человек.
2. Дидактическая игра «Найди братца»
Цель: закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
Материал: предметные картинки.
Ход игры: дети получают конверт с картинками, выставляют их в один ряд на наборном полотне. Задание: разложить их в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки были братцами первых звуков-слов первого ряда. Например: я поставлю бабочку (первый звук (б, он твердый, на второй ряд белку, первый звук в этом слове (б*)-мягкий. (б) и (б*)-братцы.
*3. Развивающая игра «Бабочки на поляне»
Цель: обучение составлению и чтению слогов, слов.
Материал: 2 зеленые полянки и 6-8 предметных картинок с изображением пестрых бабочек. На обратной стороне одного комплекта бабочек находятся согласные и гласные буквы. Другого комплекта бабочек- готовые слоги.
Ход игры: 1 вариант: бабочки с согласными буквами находятся на первой поляне, а с гласными- на второй. Детям предлагается поймать по одной бабочке с каждой поляны, перевернуть их, выставить на наборное полотно и прочитать полученный слог.
2 вариант: на обеих полянках бабочки, на обратной стороне которых-слоги. Ребенку предлагается поймать бабочку, прочитать слог, добавить его до полного слова, используя буквы на наборном полотне или слоги.
3 вариант: ребенок ловит бабочек с обеих полян и составляет из них слова. Если с первого раза не получается составить слово, он ловит еще бабочек.
4. Игровое упражнение «Назови слова».
Цель: совершенствовать навык языкового анализа, выполнять звукобуквенный анализ слов. Развивать фанематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением (буквой).
Материал: наборное полотно с рейками, буквы, графические схемы звуков (красный квадрат-гласный звук, синий-твердый согласный, зеленый-мягкий согласный, желтый прямоугольник-слоги, графические схемы предложений. Предметные карточки.
Ход игры: ребенок выбирает карточку, называет слово, выполняет звуковой анализ слова, затем обозначает каждый звук буквой на наборном полотне, ставит схему звуков, слогов. Составляет с этим словом предложение, ставит схему.
5. Дидактическая игра «Составь слово».
Цель:
Материал: подвесной модуль, предметные карточки, буквы.
Ход игры: на модуле карточки на прищепках. Ребенок снимает карточку, называет слово и выкладывает его, используя буквы на наборном полотне. Можно использовать буквы на магнитах.
Игры и упражнения по развитию математических способностей
*1.«Найди соседа» Цель: учить правильно называть пропущенные числа, вписывать цифры в пустые клетки.
Материал: карточки с пропущенными числами.
*2.«Выложи в соответствии с цифрой». Цель: закрепить знания цифр, понимать соответствие между количеством предметов и цифрой.
Материал: магнитная доска, магнитные цифры и предметы.
*3.«Посчитай и напиши». Цель: продолжать учить решать примеры на сложение, упражнять в умении правильно писать цифры.
Материал: карточки с примерами.
4.«Помоги зверятам» Цель: упражнять в умении правильно выбирать математические знаки(+,-).
Материал: карточки
*5.«Помоги гусю» Цель: закрепить знания о математических знаках («больше», «меньше»).
Материал: карточки
7. Развивающая игра «Волшебные лучики» Цель: учить решать арифметические действия на сложение и вычитание, сравнивать количество предметов и делать арифметическую запись (больше, меньше, равно). Составлять решать арифметические задачи.
Материал: солнце с лучами, на которых размещены кармашки; цифры, математические знаки.
*8.«Проверь примеры, решенные Незнайкой» Цель: способствовать умению детей находить ошибки в арифметических действиях, высказывать свои соображения, называть правильные ответы.
Материал: карточки с неправильно решенными примерами.
Упражнения на развитие изобразительных способностей
1 «Дорисуй вторые половинки картинок»
Цель: развивать зрительное восприятие, внимание, творческие способности, мелкую моторику.
Материал: образцы картинок.
2. «Фантастическое животное»
Цель: развивать творческое воображение, используя разные способы изображения.
Материал: доска, цветные мелки, магнитная доска, альбомные листы, гуашь, фломастеры, пастель.
Инструкция: дети изображают фантастическое животное, в выбранной ими технике.
3. «Дом паука»
Цель: развивать чувство композиции.
Материал: листы разного цвета, изображение паука, разных насекомых, листочков, цветные карандаши, фломастеры, пастель.
Инструкция: Вопросы к детям: Где живет паук? Какой у него дом? Кто попадает в его сети? Предложить изобразить это на листе.
4. «Таинственный рисунок»
Задачи: развивать аналитическое мышление, умение выражать свои эмоции, моторику рук, графические навыки, воображение.
Материал: белый карандаш, цветные карандаши, листы белой бумаги (небольшие) Ход игры: рисуется что-нибудь белым карандашом на бумаге так, чтобы ребенок этого не видел. Говорим, что здесь нарисована волшебная картинка, но чтобы она появилась надо осторожно заштриховать цветными карандашами этот лист бумаги.