Галина Ситникова
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи в разных возрастных группах в детском саду.
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи в разных возрастных группах в детском саду
Дидактические игры и упражнения
для развития речевой активности
детей раннего и младшего
дошкольного возраста
Развитие внимания и слухового восприятия
Развитие силы голоса
Развитие речевого дыхания
Публикация «Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи в разных возрастных группах в детском саду,» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Формирование правильного звукопроизношения
Развитие внимания и слухового восприятия
Цель: Открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чём-то важном.
Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребёнок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.
1. Кто что услышит? Развитие слухового внимания, пополнение активного словаря, развитие фразовой речи.
2. Узнай по звуку. Развитие слухового внимания и фразовой речи.
3. Угадай, что делать. Развитие умения переключать слуховое внимание, умения соотносить свои действия со звучанием бубна.
4. Кто внимательный? Развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым её произносят.
5. Солнце или дождик? Развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно звучания бубна.
6. Беги на носочках. Развитие слухового внимания, координации и чувства ритма.
7. Где позвонили? Развитие направленности слухового внимания, умения определить направление звука, ориентации в пространстве.
8. Угадай, на чём играю? Развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.
9. Цапли и воробушки. Развитие умения определять темп звучания бубна, обучение ребёнка выполнять действия согласно темпу звучания.
10. Сделай то, что я скажу. Формировать умение дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответственные действия. Различать противоположные по значению действия (вверх - вниз).
11. Кто рассказывает? Закрепление умения ребёнка различать овощи и фрукты по внешнему виду, развитие слухового внимания.
12. Снег. Развитие у ребёнка способности понимать инструкции взрослого, выполнять соответствующие движения, использовать в речи предлоги.
Развитие силы голоса и темпа речи.
Цель: Воспитать способность легко усваивать многие звуки и
закреплять их в собственном произношении, учить правильно
пользоваться своим голосовым аппаратом.
1. Громко — тихо. Развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
2. Идите с нами играть. Выработка умения пользоваться громким голосом.
3. Кто как кричит. Выработка умения повышать и понижать тон голоса, говорить «тоненьким» и низким голосом.
4. Дует ветер. Изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.
Развитие речевого дыхания.
Цель: Обеспечить правильное произношение звуков, слов и фраз.
Помочь ребёнку достичь плавного выдоха и быстрее освоить
«трудные» звуки, развить речевое дыхание.
1. Чей одуванчик улетит дальше? Развитие у ребёнка умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
2. Водичка. Развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно, формирование правильного произношения звука «С».
3. Пузырь. Развитие речевого дыхания и звукового аппарата.
4. Снежинки. Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).
5. Ветерок. Развитие речевого дыхания, а также закрепление у ребёнка понятия об основных цветах.
6. Паровоз. Развитие речевого дыхания. Звук «У».
7. Осенние листья. Обучение плавному свободному выдоху.
8. Чья птичка летит дальше? Выработка длительного направленного плавного ротового выдоха.
9. Бабочка летит! Выработка длительного непрерывного плавного ротового выдоха.
10. Капитаны. Развитие умения длительно произносить звук «Ф» на одном выдохе и многократно произносить звук «П» - «п-п-п» на одном выдохе. Активизация мышц губ.
11. Птицеферма. Развитие речевого дыхания, обучение ребёнка на одном выдохе произносить 3-4 слога.
Формирование правильного
звукопроизношения.
Цель: Создать благоприятные условия для правильного произношения
всех звуков, чистого и внятного произношения слов - путём
многократного повторения слов, насыщенных этими звуками.
1. Во дворе. Развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию.
2. Песня-песенка. Закрепление правильного звукопроизношения у ребёнка. Развитие речевого слуха и речевой активности, умения произносить звуки и звукосочетания по подражанию.
3. Петушки и цыплята. Развитие звукоподражания, умения ориентироваться в пространстве.
4. Гав-Гав. Закрепление произношения звуков по подражанию.
5. Часы тикают. Развитие звукопроизношения, закрепление правильного произношения звука «К», звука «Т» (Ть). Развитие голосового аппарата, выработка темпа речи, умение произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.
6. Лошадка. Обучение отчётливому произношению звука «И».
7. Ослик. Обучение ребёнка правильному произношению звуков «И» и «О».
8. Гости. Обучение правильному и отчётливому произношению звука «М» (Мь, закрепление произношения звука «У», активизация в речи ребёнка слов «роса», «бодается», «острые когти», «мурлычет», «фыркает».
9. Мышка. Формирование правильного и отчётливого произношения звука «П» (Пь, отчётливого произношения слов, воспитание звуковой культуры речи.
10. Автомобиль. Формирование и отчётливое произношение звука «Б» (Бь).
11. Барабан. «Б» (Бь, обучение регулированию силы голоса.
12. Отгадай, кто к нам пришёл. Формирование чёткого произношения звуков «М», «П», «Б» (Мь, Пь, Бь, обучение отчётливому и внятному произношению отдельных словосочетаний.
13. Стоит домик. Развитие речевого аппарата, закрепление произношения звуков в звукоподражательных словах.
14. Как мы птичек кормим. Развитие правильного звукопроизношения, упражнения в отчётливом произношении звуков «X» и «К», развитие памяти, принимать участие в рассказывании.
15. Утёнок, гусёнок и цыплёнок. Научить ребёнка различать домашних птиц, развивать воображение, произвольное внимание, закреплять правильное звукопроизношение.
16. Зайка. Формирование правильной артикуляции, развивать умение понимать инструкции.
17. Собачка лает. Укрепление артикуляции и голосового аппарата, уточнение и закрепление произношения звука «Ф». Широко открывать рот.
18. Кап-кап-кап. Развитие голосового аппарата, выработка умения произносить звукоподражание громко и тихо.
19. Тук-тук. Развитие голосового аппарата, закрепление правильного произношения звуков «Т» и «К». Развитие чувства ритма.
Дидактические игры и упражнения со звучащим словом
для детей младшего и среднего возраста
Слова – разные
1. «Волшебная палочка»
2. «Петрушка ошибается»
3. «Назовите слова»
4. «Как об этом сказать?»
5. «Прилетели птички»
6. «Поможем кукле»
7. «Подбираем слово»
8. «Скажем слова про мир»
9. «Подскажи слово»
10. «Здравствуй, Петушок!»
11. «Что умеет Петушок?»
12. «Кто что делает?»
13. «Какие слова бывают?
14. «Назовите разные слова»
15. «Верни слово»
16. «Это слово звонкое или тихое?»
Слова произносятся друг за другом
1. «Подскажи последнее словечко»
2. «Какое слово потерялось?»
3. «Где вы слышали эти слова?»
4. «Кто предложит сам?»
5. «Слова забыли свое место»
Слова звучат
1. «Кто на картинке?»
2. «Сходно ли звучат слова?»
3. «Что мог бы нарисовать художник?»
4. «На что похоже?»
5. «Здравствуйте, я – Петрушка!»
6. «Загадочный круг»
Дидактические игры и упражнения
со звучащим словом для детей старшего
дошкольного возраста
Как слово звучит.
1. «Вспомним разные слова»
2. «Стоп, палочка, остановись!»
3. «Что звучит вокруг нас?»
4. «Игра в слова»
5. «Найди себе пару»
6. «Найду тебя по имени»
7. «В слове есть звуки»
8. «Подскажи Петрушке звук»
9. «Какое слово задумано?»
10. «Какой звук потерялся?»
11. «Что же здесь не так?»
Слова длинные и короткие.
1. «Назовите слово»
2. «Кто найдет короткое слово?»
3. «Слово можно промолчать»
4. «Молчанка»
5. «Кто ушел вперед?»
6. «Кому достанется мяч?»
Звуки в слове можно выделить.
1. «Что нужно кукле?»
2. «Расскажи все о куклах»
3. «Загадка Петрушки»
4. «Кто в избушку проник?»
5. «Кто же это был?»
6. «Про двух друзей»
7. «Что собрали братья»
8. «Догадайся сам»
9. «Где твое имя, догадайся?»
Звуковой анализ слова.
1. «Подумай, не торопись»
2. «Про двух зайчат»
3. «О поездке трех друзей»
4. «Чей рассказ лучше?»
5. «Если бы мы были художниками»
6. «Придумай сказку про слова»
Дидактические игры и упражнения
на усвоение слогового состава слова для детей
старшего дошкольного возраста
В слове есть части – слоги.
1. «Эстафета»
2. «Как Мишутка учился говорить»
3. «Опять про Мишуткину учебу
4. «Про Сашу и Снеговика»
5. «Купи игрушку»
6. «Почтальон принес письмо»
7. «Накорми животное»
8. «Накорми животное»
9. «Что написал нам Петрушка»
10. «Волшебная скакалка»
11. «Подберем куклам одежду»
12. «Магазин игрушек»
13. «Устроим зоопарк»
14. «Живая сценка»
15. «Кто в этом домике будет жить?»
16. «Кто это?»
17. «Что вокруг нас?»
18. «Измерим удава»
19. «Догадайтесь сами»
Начало и конец слова.
1. «Конец слова за тобой»
2. «Отгадай слово»
3. «Петрушка опять прислал задание»
4. «Смотри, не ошибись!»
5. «Говори – не задерживай»
Дидактические игры по развитию речи
Слова – разные, младшая группа
Цель упражнений - учить детей внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова.
Игра «Скажем слова про лису»
Наглядный материал. Игрушка или картинка с изображением лисы. Дети рассматривают картинку (игрушку). Воспитатель спрашивает: «Кто это? (Лиса). Как еще можно назвать это животное? (Лисичка, лисица, лисонька, мама). Вы вспомнили и назвали разные слова, я их еще раз повторю… Всмотритесь внимательно в картинку : что делает лиса? (Стоит, смотрит). Еще какими словами можно назвать действия лисы? (Слушает, видит, разглядывает). Скажите, какая эта лиса? (Большая, рыжая, красивая). Я повторю все слова, которые мы говорили о лисе, а вы послушайте и, если я забыла назвать какое-то слово, мне напомните: это лиса, или лисичка, лисонька, лисица, лиса-мама. Лиса большая, рыжая, красивая. Лисонька стоит, смотрит, видит нас, разглядывает, слушает. Возьмем лису с собой на прогулку?
Слова разные, средняя группа
Цель игр и упражнений - продолжить работу над дикцией: совершенствовать произношение слов и словосочетаний; развивать фонематический слух, совершенствовать интонационную выразительность речи; вызвать интерес к слову.
Игра «Кто что делает?»
Наглядный материал. Игрушки кошка и собака.
Воспитатель рассматривает с детьми игрушки, предлагает описать внешний вид (кошка серенькая, пушистая, мягкая, маленькая; собачка белая, мохнатая, большая); обращает внимание на звучание слов — названий игрушек (кошка, собака, просит повторить несколько раз эти слова, вслушиваясь в произнесение звуков этих слов. Он поощряет хоровые и индивидуальные ответу детей.
Воспитатель: Как интересно звучат слова, послушайте, как я их произнесу: коошшкаа, ссообааччкаа. Вслушайтесь еще раз. Повторите вместе со мной так же. Теперь только Аля скажет слово кошка, а мы послушаем. А Коля произнесет слово собачка. Хорошо звучит юно у Коли. Повторите, дети, вместе с Колей. Как вы думаете, что делает кошка, когда мы ее гладим?
Дети. Мурлычет, радуется, выгибает спинку.
Воспитатель. Хорошие слова вспомнили: кошка мурлычет, радуется. А что она делает, когда видит мышку?
Дети. Тихонько подкрадывается, бежит, ловит, прыгает.
Воспитатель. Что делает кошечка, когда видит нитку с бантиком?
Дети. Бегает, играет, подпрыгивает, хватает, тащит., радуется.
Воспитатель. Еще что умеет делать кошка?
Дети. Мяукать («мяу-мяу», лакать молоко, пить, смотреть.
Воспитатель. Как много интересных слов сказали вы про кошку! (Повторяет их.) А что делает собачка?
Дети. Лает, кусается, бегает, ходит, сидит, спит, смотрит, ест.
Воспитатель. Что делает собачка, когда видит кошку?
Дети. Хочет поймать, бежит за кошкой, лает, ловит.
Воспитатель. А когда собачке дают кусочек мяса, что она делает?
Дети. Подпрыгивает, служит, ест, радуется.
Воспитатель. Много вы сказали слов 'и о том, что делает собачка. Помогите вспомнить и назвать эти слова еще раз. (Дети подсказывают.)
Воспитатель следит за тем, чтобы дети называли как можно больше глаголов. Поощряет тех, кто удачно подбирает слова, проявляет активность и заинтересованность в поиске слов. Особое внимание уделяет процессу вслушивания детей в звучание слова («Каждое сказанное слово и звучит по-разному, и обозначает разное действие», умению описать внешний вид предмета (животного).
Слова произносятся друг за другом, средняя группа
Цель упражнений – продолжать вызывать интерес к слову. Учить детей самостоятельно называть разные слова. Ознакомить детей с тем, что слова в речи произносятся в определенной последовательности: друг за другом.
Игра «Подскажи последнее словечко»
Воспитатель сообщает детям, что произнесет несколько слов, но одно слово, последнее, не произнесет, его подскажут дети. «Не хотел котенок мыться – убежал он от… (корытца)», «Я рубашку сшила Мишке, я сошью ему… (штанишки)», «Голосок твой так хорош – очень сладко ты… (поешь)», «Наша Маша маленька, на ней шубка… (аленька)». Воспитатель благодарит детей за то, что они помогли отыскаться всем словам, и еще раз, уже полностью, повторяет стихотворные строчки из произведений С. Маршака и З. Александровой.
«Слова звучат», средняя группа
Цель игр и упражнений – учить детей вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова сходные и разные по звучанию. Учить детей протяжно произносить слово с выделением в нем заданных звуков.
Игра «Здравствуйте, я – Петрушка»
Наглядный материал. Персонаж кукольного театра Петрушка.
Из-за ширмы появляется Петрушка: «Здравствуйте, ребята! Я — Петрушка. Пришел играть в слова. Где моя волшебная палочка? Играем так. Я молчу, вы молчите, и волшебная палочка молчит. Но как только палочка дотронется до какого-нибудь предмета, сразу же зазвучит его название. Произносите слова ясно и громко, чтобы хорошо были слышны все звуки. Итак, палочка, начинай!»
Воспитатель (Петрушка) касается палочкой разных предметов, дети хором произносят по одному слову так, чтобы четко были слышны составляющие их звуки. (Ззааййкаа, ллииссиичч- каа, ммаатрреешшкаа, ччаассыы.) Петрушка: «Как интересно звучат слова! Очень хорошо звучат слова! Еще раз, палочка, на-чинай!» Упражнение повторяется. Палочка «оживляет» разные предметы, дети отчетливо произносят их названия. Петрушка очень доволен: «Какие разные слова! Звучат так замечательно, приятно слушать, как звучат слова. Спасибо, дети! Спасибо, палочка! Пойду теперь играть к другим детям. До свидания!»
Развитие речевого дыхания.
Цель: Обеспечить правильное произношение звуков, слов и фраз.
Помочь ребёнку достичь плавного выдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание.
Снежинки. Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).
Формирование правильного
звукопроизношения.
Цель: Создать благоприятные условия для правильного произношения всех звуков, чистого и внятного произношения слов – путём многократного повторения слов, насыщенных этими звуками.
Гости. Обучение правильному и отчётливому произношению звука «М» (Мь, закрепление произношения звука «У», активизация в речи ребёнка слов «роса», «бодается», «острые когти», «мурлычет», «фыркает».
Развитие внимания и слухового восприятия
Цель: Открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чём-то важном.
Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребёнок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.
1. Кто что услышит? Развитие слухового внимания, пополнение активного словаря, развитие фразовой речи.