Ольга Дунаева
Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей старшего дошкольного
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Мы - экологи»
Цель: закреплять знания детей о природе.
Оборудование: картинки с изображением растений, птиц, зверей, человека, солнца, воды, воздуха.
Ход игры: Воспитатель напоминает детям, что люди, которые занимаются изучением природы и вопросами ее охраны, называются экологами, и предлагает побыть им в роли экологов. Остальные дети будут задавать им вопросы. Например:
Публикация «Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей старшего дошкольного» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Если мы будем охранять птиц в лесу, кому мы поможем?
2. Для чего природе нужны хищники?
3. Что такое красная книга и для чего она нужна?
4. Для чего люди создают заповедники?
5. Расскажите, как связаны между собой елка, белка, рысь?
6. Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые?
2. «Найди свое дерево»
Цель: закрепление названий и признаков деревьев; совершенствование движений в природных условиях, ориентирование в пространстве.
Оборудование: поощрительные фишки, листья, плоды, веточки деревьев.
Ход игры: Воспитатель называет дерево (ель, березу и др., предлагает найти, добежать (дойти, допрыгать) до него и обхватить руками. Используются элементы соревнования: кто быстрее найдет «свое» дерево? Варианты игры: дети бегут к тому дереву, веточку, лист или плод которого показывает воспитатель; детям предлагается найти такой же лист на земле и с ним бежать к нужному дереву и т. д. Правильно выполнивший задание получает поощрительную фишку. Победителем считается тот, у кого окажется большее количество фишек.
3. «Охрана природы»
Цель: закреплять знания об охране объектов природы
Оборудование: картинки с изображением растений, птиц, зверей, человека, солнца, воды, воздуха.
Ход игры: На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями.
4. «Какое насекомое, назови?» Цель: формировать у детей понятие «насекомое»; узнавать и называть представителей насекомых : муха, бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела, жучок, кузнечик… Оборудование: Разрезанные картинки насекомых. Ход игры: Дети должны на скорость собрать картинку, назвать насекомое. Если кто - то затрудняется, можно использовать загадки: Всех жучков она милей Спинка красная у ней. А на ней кружочки Черненькие точки. (Божья коровка) и т. д.
5. «Живая пирамида» Цель: закреплять знания детей об экологической пирамиде через перфокарты Оборудование : перфокарты с изображением хищных и травоядных животных. Ход занятия: воспитатель раздаёт детям перфокарты с изображением на левой стороне хищных животных, на правой стороне - травоядных животных. Дети должны провести стрелку от хищного животного к тем животным, каких они ловят.
6. «Где живет семейка?» Цель: уточнить и расширить знания о птицах, животных живущих в лесу, на водоеме, в городе, на птичьем дворе; закреплять названия птиц и животных и их детенышей. Оборудование: картинки с изображением леса, водоема, города, деревенского дворика, карточки с дикими и домашними животными и птицами и их детенышами. Ход занятия: Распределить карточки по месту обитания животных, птиц и их детенышей.
7. «Я назову, а вы найдите»
Цель: закреплять знания детей о природе, развивать речь, мышление, познавательную активность. Оборудование: предметные картинки Ход занятия : На столе разложены предметные картинки. Воспитатель называет свойство или признак предмета, а дети должны выбрать предметы, обладающие этим свойством. Например: желтый - одуванчик, банан, репа, круглый- апельсин, мяч, арбуз.
8. «Какие все мы разные» Цель: Показать многообразие природного мира, его неповторимость, выделить хорошие качества любого природного объекта. Оборудование: природный материал (сухие веточки, косточки плодов и т. д.) Ход занятия: Воспитатель дает задание: Встаньте налево те, кто больше любит море, направо – те, кто больше любит речку, а посередине пусть останутся те, кому нравится и то, и другое. Затем детям дают вопросы: Почему тебе нравится море? Почему ты любишь речку? Почему ты остался посредине? Варианты заданий: зима – лето, ромашка – колокольчик, дождь – снег. В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что и то и другое хорошо, надо лишь замечать это хорошее в природе в результате проведения таких игр детям становится трудно выбирать то, что лучше и они остаются посередине. Однако, это не является целью игры.
9. «Времена года» Цель: развивать логическое мышление и обогащать кругозор детей понятием о сезонных изменениях в природе. Оборудование: круглый диск, разделенный на четыре части разных цветов, каждая из которых по цвету отвечает времени года (белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На каждую часть нужно приклеить несколько серий картинок с соответствующей тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на земле, развлекающиеся дети). Ход занятия: Воспитатель называет какой-либо предмет живого мира (живого или растительного) и предлагает детям представить и рассказать, где и в каком виде этот предмет можно увидеть летом, зимой, осенью, весной. Например: ГРИБЫ. Летом – свежие в лесу, по краям дороги, на лугу, а также консервированные в банках, сушеные, если остались с прошлого года или приготовленные уже в этом году. Осенью – то же самое; зимой – только консервированные или сушеные, но могут быть и свежие, только если их выращивают в специально отведенном месте. Весной - см. зиму, но добавлять грибы, которые растут весной (сморчки).
10. «Найди, о чем расскажу» Цель: описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого. Оборудование: комнатные растения, расставленные на столе перед детьми или цветы на клумбе на участке. Ход занятия: педагог сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребенка воспитатель просит выбрать и показать детям растение, которое он затем должен будет узнать по описанию ребят. Педагог задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев (называет оттенки зеленого цвета, о поверхности листа (гладкий, негладкий, о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски. Например: «На что похоже — на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно-зеленые, блестящие?» Узнав растение, воспитатель называет и показывает его. Игру можно повторить.
11. «Угадай, что съел» Цель: узнавание предмета при помощи одного анализатора. Оборудование: Овощи, фрукты. Овощи и фрукты нарезают маленькими кусочками и дают попробовать всем детям. Для зрительного контроля на столе лежат те же самые овощи и фрукты, только не нарезанные. Ход занятия: Воспитатель говорит: «Хорошо разжуй, найди на столе и скажи, что ты ел». В последующих играх можно предложить детям назвать вкусовые ощущения («Как стало во рту: горько?. сладко?. кисло?»). Вопрос следует задавать в такой форме, чтобы дети имели возможность выбрать соответствующее название для определения вкуса.
12. «Найди свой дом» Цель: нахождение целого предмета по его части. Оборудование: ветки с листьями разных деревьев Ход занятия: Игра проводится в парке или в лесу. Детям раздаются ветки с листьями разных деревьев. Все дети изображают зайчиков. Чтобы зайчата не потерялись, мама-зайчиха дает им ветки от дома-дерева. Все прыгают, бегают на поляне, а по сигналу («Все домой, волк близко») бегут к себе в домик, т. е. под определенное дерево. Чтобы дети не потеряли интерес к игре, можно предложить им поменяться ветками («переехать в новый дом»).