Ольга Дунаева
Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей старшего дошкольного
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Мы - экологи»
Цель: закреплять знания детей о природе.
Оборудование: картинки с изображением растений, птиц, зверей, человека, солнца, воды, воздуха.
Ход игры: Воспитатель напоминает детям, что люди, которые занимаются изучением природы и вопросами ее охраны, называются экологами, и предлагает побыть им в роли экологов. Остальные дети будут задавать им вопросы. Например:
1. Если мы будем охранять птиц в лесу, кому мы поможем?
2. Для чего природе нужны хищники?
3. Что такое красная книга и для чего она нужна?
Темочки:
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Старшая группа
- Экология, природа. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4. Для чего люди создают заповедники?
5. Расскажите, как связаны между собой елка, белка, рысь?
6. Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые?
2. «Найди свое дерево»
Цель: закрепление названий и признаков деревьев; совершенствование движений в природных условиях, ориентирование в пространстве.
Оборудование: поощрительные фишки, листья, плоды, веточки деревьев.
Ход игры: Воспитатель называет дерево (ель, березу и др., предлагает найти, добежать (дойти, допрыгать) до него и обхватить руками. Используются элементы соревнования: кто быстрее найдет «свое» дерево? Варианты игры: дети бегут к тому дереву, веточку, лист или плод которого показывает воспитатель; детям предлагается найти такой же лист на земле и с ним бежать к нужному дереву и т. д. Правильно выполнивший задание получает поощрительную фишку. Победителем считается тот, у кого окажется большее количество фишек.
3. «Охрана природы»
Цель: закреплять знания об охране объектов природы
Оборудование: картинки с изображением растений, птиц, зверей, человека, солнца, воды, воздуха.
Ход игры: На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями.
4. «Какое насекомое, назови?» Цель: формировать у детей понятие «насекомое»; узнавать и называть представителей насекомых : муха, бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела, жучок, кузнечик… Оборудование: Разрезанные картинки насекомых. Ход игры: Дети должны на скорость собрать картинку, назвать насекомое. Если кто - то затрудняется, можно использовать загадки: Всех жучков она милей Спинка красная у ней. А на ней кружочки Черненькие точки. (Божья коровка) и т. д.
5. «Живая пирамида» Цель: закреплять знания детей об экологической пирамиде через перфокарты Оборудование : перфокарты с изображением хищных и травоядных животных. Ход занятия: воспитатель раздаёт детям перфокарты с изображением на левой стороне хищных животных, на правой стороне - травоядных животных. Дети должны провести стрелку от хищного животного к тем животным, каких они ловят.
6. «Где живет семейка?» Цель: уточнить и расширить знания о птицах, животных живущих в лесу, на водоеме, в городе, на птичьем дворе; закреплять названия птиц и животных и их детенышей. Оборудование: картинки с изображением леса, водоема, города, деревенского дворика, карточки с дикими и домашними животными и птицами и их детенышами. Ход занятия: Распределить карточки по месту обитания животных, птиц и их детенышей.
7. «Я назову, а вы найдите»
Цель: закреплять знания детей о природе, развивать речь, мышление, познавательную активность. Оборудование: предметные картинки Ход занятия : На столе разложены предметные картинки. Воспитатель называет свойство или признак предмета, а дети должны выбрать предметы, обладающие этим свойством. Например: желтый - одуванчик, банан, репа, круглый- апельсин, мяч, арбуз.
8. «Какие все мы разные» Цель: Показать многообразие природного мира, его неповторимость, выделить хорошие качества любого природного объекта. Оборудование: природный материал (сухие веточки, косточки плодов и т. д.) Ход занятия: Воспитатель дает задание: Встаньте налево те, кто больше любит море, направо – те, кто больше любит речку, а посередине пусть останутся те, кому нравится и то, и другое. Затем детям дают вопросы: Почему тебе нравится море? Почему ты любишь речку? Почему ты остался посредине? Варианты заданий: зима – лето, ромашка – колокольчик, дождь – снег. В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что и то и другое хорошо, надо лишь замечать это хорошее в природе в результате проведения таких игр детям становится трудно выбирать то, что лучше и они остаются посередине. Однако, это не является целью игры.
9. «Времена года» Цель: развивать логическое мышление и обогащать кругозор детей понятием о сезонных изменениях в природе. Оборудование: круглый диск, разделенный на четыре части разных цветов, каждая из которых по цвету отвечает времени года (белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На каждую часть нужно приклеить несколько серий картинок с соответствующей тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на земле, развлекающиеся дети). Ход занятия: Воспитатель называет какой-либо предмет живого мира (живого или растительного) и предлагает детям представить и рассказать, где и в каком виде этот предмет можно увидеть летом, зимой, осенью, весной. Например: ГРИБЫ. Летом – свежие в лесу, по краям дороги, на лугу, а также консервированные в банках, сушеные, если остались с прошлого года или приготовленные уже в этом году. Осенью – то же самое; зимой – только консервированные или сушеные, но могут быть и свежие, только если их выращивают в специально отведенном месте. Весной - см. зиму, но добавлять грибы, которые растут весной (сморчки).
10. «Найди, о чем расскажу» Цель: описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого. Оборудование: комнатные растения, расставленные на столе перед детьми или цветы на клумбе на участке. Ход занятия: педагог сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребенка воспитатель просит выбрать и показать детям растение, которое он затем должен будет узнать по описанию ребят. Педагог задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев (называет оттенки зеленого цвета, о поверхности листа (гладкий, негладкий, о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски. Например: «На что похоже — на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно-зеленые, блестящие?» Узнав растение, воспитатель называет и показывает его. Игру можно повторить.
11. «Угадай, что съел» Цель: узнавание предмета при помощи одного анализатора. Оборудование: Овощи, фрукты. Овощи и фрукты нарезают маленькими кусочками и дают попробовать всем детям. Для зрительного контроля на столе лежат те же самые овощи и фрукты, только не нарезанные. Ход занятия: Воспитатель говорит: «Хорошо разжуй, найди на столе и скажи, что ты ел». В последующих играх можно предложить детям назвать вкусовые ощущения («Как стало во рту: горько?. сладко?. кисло?»). Вопрос следует задавать в такой форме, чтобы дети имели возможность выбрать соответствующее название для определения вкуса.
12. «Найди свой дом» Цель: нахождение целого предмета по его части. Оборудование: ветки с листьями разных деревьев Ход занятия: Игра проводится в парке или в лесу. Детям раздаются ветки с листьями разных деревьев. Все дети изображают зайчиков. Чтобы зайчата не потерялись, мама-зайчиха дает им ветки от дома-дерева. Все прыгают, бегают на поляне, а по сигналу («Все домой, волк близко») бегут к себе в домик, т. е. под определенное дерево. Чтобы дети не потеряли интерес к игре, можно предложить им поменяться ветками («переехать в новый дом»).