Альбина Тимирбаева
Картотека дидактических игр для подготовительной группы
▼ Скачать
Дидактическая игра: «Антонимы» «Скажи наоборот»
Цель: Развивать у детей быстроту мышления, сообразительность, воображение, устанавливать причинно - следственные связи, находить сходство и различие между предметами. Развивать умение подбирать слова, противоположные по смыслу.
Учить детей подбирать антонимы к словам.
Ход игры. Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное по смыслу слово - противоположность названному понятию.
(Далеко – близко, верхний – нижний и т. д.)
Публикация «Картотека дидактических игр для подготовительной группы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подготовительная группа
- Темочки
объясните ребенку, что Антонимы — это слова с противоположным смысловым значение.
Например, утро — вечер, темно — светло, холодно — жарко.
Прочтите ребенку предложения.
Попросите найти в них слова, противоположные по смыслу.
Зимой короткий день, а летом. (длинный).
Жарко теплым летом, холодно. (зимой).
Грустно поздней осенью, радостно. (зимой).
Зверям голодно зимой, зверям сытно. (летом).
Лето далеко, зима. (близко).
В городе дороги широкие, в лесу тропинки. (узкие).
Например: Холодный - горячий, большой - маленький, один - много, мало - много, вверху - внизу, слева - справа, впереди - сзади, высокий - низкий, далеко - близко, широкий - узкий, узкий - широкий, толстый - худой, мягкий - твёрдый, пушистый - колючий, трусливый - храбрый, сладкий - горький, сильный - слабый, красивый - некрасивый, страшный, уродливый, добрый - злой, темный - светлый, чёрный - белый, огромный - малюсенький, веселый - печальный, глупый - умный, легкий - тяжелый, грязный - чистый, больной - здоровый, водный - безводный, снять - повесить, гибкий - негибкий / жесткий, мокрый - сухой, глубокий - мелкий, новый - старый, молодой - старый, древний/старинный - современный, волосатый - лысый, прямой - кривой, одетый - раздетый, открыть -закрыть, включенный - выключенный, открытый - закрытый, полный - наполненный пустой, положить - взять, горячий - холодный, мягкий - твердый, внутри - снаружи, шумный - тихий / бесшумный, шум - тишина, труд - отдых, старт - финиш, бежать - стоять, победа - поражение, проиграл - победил, счастье - горе, правда - ложь, сухой - мокрый, ехать - остановиться, чистый - грязный, пустой - полный, входить - выходить, целое - часть, спускаться - подниматься, сильный - слабый, сшивать - расшивать, бросать - поднимать, сытый - голодный, острый - тупой, зима - лето, осень - весна, солнце - луна, темно - светло, ночь - утро, кричать громко - шептать тихо, мальчик - девочка, злой враг - добрый друг, сильный мужчина - слабая женщина, быстрый - медленный, одинаковые - разные, раннее утро - поздний вечер, пушистая - гладкая, интересная - скучная, зашнурованный - расшнурованный, умный учитель - глупый ученик, мудрая старость - беззаботная юность, жадный - добрый, щедрый, чистый - грязный, съедобный - ядовитый,
Дидактическая игра: «Синонимы» «Скажи по другому»
Цель: Учимся подбирать синонимы. Развивать у детей словарный запас,
связанную речь.
Ход игры: объясните ребенку, что
Синонимы — это слова, которые близки по смыслу, но отличаются смысловыми оттенками.
Воспитатель называет слово, а дети называют слово, обозначающее
одно и тоже, но звучащее по другому.
Например: слово «грустный» имеет синонимы — печальный, угрюмый;
слово «морозный» — холодный, студеный.
Предложите ребенку подобрать как можно больше синонимов к каждому из следующих словосочетаний, а затем составить с любым из них предложение.
Холодный день —. (морозный).
На улице холодно —. (зябко, морозно).
Белый снег —. (чистый).
Зимой выпал белый. (чистый, светлый) снег.
Снег блестит — сверкает, переливается.
На солнце снег блестит.
Красивый - прекрасный, очаровательный.
Грустный - печальный. Смеяться - хохотать. Думать - размышлять.
Малыш - ребёнок. Друг - товарищ. Школьник - ученик. Обман - враньё.
Работа - труд. Работать - трудиться. Лениться - бездельничать. Скакать - прыгать. Бросать - кидать. Строить - возводить. Ломать - разрушать.
Начальник - директор, заведующий. Врач -доктор. Артист - актёр.
Швея - портниха. Турист - путешественник. Пища - еда. Храбрый - смелый.
Дом - жилище. Будка - конура. Дыра - отверстие. Старый - ветхий.
Машина - автомобиль. Брюки - штаны. Кривая - извилистая, волнистая.
Большой - огромный. Пианино - фортепиано. Штора - занавеска.
Холод - мороз. Жара - зной. Метель - вьюга. Буря - ураган.
Аккуратный - опрятный. Государство - страна.
Дидактическая игра: «Природа и человек».
Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком,
а что даёт человеку природа.
Ход игры: «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч).
Ребенок отвечает и передает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так
по всему кругу. После завершения круга воспитатель задает новый вопрос:
«Что создано природой?» Игра повторяется по новому кругу; ребенок,
не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает
и назовет слово, то снова принимается в игру.
Дидактическая игра: «Назови растение с нужным звуком».
Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте растения, название которых начинается со звука «А», «К»…». Кто больше назовет, тот и выиграл.
Дидактическая игра: «Назови три предмета».
Цель: упражнять детей в классификации предметов.
Ход игры. Какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и т. д. «Цветы!» – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку.
Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек».
Дидактическая игра: «Добавь слог».
Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель называет один слог и бросает мяч.
Поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово,
например: ма – ма, кни – га. Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.
Дидактическая игра: «Скажи по-другому».
Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.
Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.
Дидактическая игра: «Найди предмет той же формы».
Цель: уточнить представление о форме предметов.
Ход игры. Воспитатель поднимает рисунок круга, а дети должны назвать как можно больше предметов такой же формы.
Дидактическая игра: «Мое облако».
Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы (игра также выполняет роль релаксационной паузы).
Ход игры. Дети удобно устраиваются на полянке, травке, успокаиваются и закрывают глаза.
Задание. Представить себе отдых на поляне.
Звучат голоса птиц, пахнет травами и цветами, по небу плывут облака. Нужно выбрать облако на небе и сказать, на что оно похоже, рассказать о нем.
Дидактическая игра: «Найди листок, как на дереве».
Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.
Ход игры. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп.
Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле.
Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдёт нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.
Дидактическая игра: «Закончи предложение».
Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять
в правильном выборе слов.
Ход игры. Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому что…», «Дети надели панамы потому что…», «Идет сильный снег потому, что наступила…»
Дидактическая игра: «Не ошибись».
Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.
Ход игры. Воспитатель называет разные части суток или действия детей. А дети должны ответить одним словом: «Завтракаем», «Умываемся», назвать, когда это бывает.
Дидактическая игра: «Летает – не летает».
Цель: развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает, вы поднимаете руку или ловите мяч. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает.
Кто ошибется, заплатит фишкой».
Дидактическая игра: «Кто больше знает?».
Цель: развивать память, находчивость, сообразительность.
Ход игры. Воспитатель, держа в руке стакан, спрашивает, для чего он может быть использован. Кто больше назовет действий, тот и выиграл.
Дидактическая игра: «Отгадайте, что за растение».
Цель: описать предмет и узнать его по описанию.
Ход игры. Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.
Дидактическая игра: «Похож – не похож».
Цель: учить сравнивать предметы; находить в них признаки различия; сходства, узнавать предметы по описанию.
Ход игры.
Например: один ребенок загадывает, а другие дети должны отгадать:
«Ползли два жука. Один красненький с черными точками, другой черненький…»
Дидактическая игра: «Что это за птица?».
Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.
Ход игры. Воспитатель назначает водящего, который изображает повадки птицы или описывает характерные признаки ее, другие дети должны отгадать.
Дидактическая игра: «Угадай, что в мешочке».
Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.
Ход игры. Воспитатель в мешочек складывает овощи и фрукты. Ребенок должен на ощупь определить, что у него в руке, и загадать загадку об этом, чтобы дети могли отгадать, что в руках у ведущего.
Дидактическая игра: «Придумай сам».
Цель: учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов.
Ход игры. Дать детям опорные слова: осень, листопад, дождь, снежинки. Попросить придумать предложения из 3–5 слов.
Ребенок, первым составивший предложение, получает фишку.
Дидактическая игра: «Отгадай-ка!».
Цель: развивать умение описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.
Ход игры.
По сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок
Дидактическая игра: «Вершки и корешки" описывает свой предмет, передает предмет следующему и т. д.
Цель: упражнять в классификации овощей (что в них съедобно – корень или плоды на стебле).
Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками,а что корешками. Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно.
Дидактическая игра: «Лесник».
Цель: напомнить и закрепить представление о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников, о составных частях (ствол, листья, плоды и семена).
Ход игры. Выбирается один «лесник», остальные дети – его помощники.
Они пришли помочь ему собирать семена, для новых посадок.
«Лесник» говорит: «На моем участке растет много … (берез, кленов, тополей, давайте наберем семян». Он может только описать дерево, не называя его.
Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику».
Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.
Дидактическая игра: «Бывает – не бывает» с мячом.
Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход игры. Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.
Иней летом… (не бывает). Снег зимой… (бывает).
Мороз летом… (не бывает). Капель летом… (не бывает).
Жара зимой (не бывает). Листопад весной….(не бывает).
Сосульки весной тают (бывает). Расцвели весной подснежники (бывает).
Расцвели зимой цветы… (не бывает). С тополей летом летит пух (бывает).
Дидактическая игра: «Что это такое?».
Цель: развивать логическое мышление, память, смекалку.
Ход игры. Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети продолжают.
Например: Яйцо – овальное, белое, крупное, сверху твердое, питательное, можно встретить в магазине, съедобное, из него вылупляются птенцы.
Дидактическая игра: «Узнай, чей лист».
Цель: учить узнавать растения по листу.
Ход игры. На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников, показать детям, предложить узнать, с какого дерева, и найти доказательство (сходство)
с не опавшими листьями, имеющими разнообразную форму.
Дидактическая игра: «Расскажи без слов».
Цели: закреплять представления детей об осенних изменениях
в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.
Ход игры. Дети в кругу, воспитатель предлагает им изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.
Показать, что стало холодно. Дети ежатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы. Показать, что идет холодный дождь. Открывают зонтики, поднимают воротники.
Дидактическая игра: «Найдите, что опишу».
Цель: развивать умение искать растение по описанию.
Ход игры. Педагог описывает растение, называя его самые характерные признаки. Кто первым определит растение, получает фишку.
Дидактическая игра: «Отгадываем загадки».
Цель: расширять запас существительных в активном словаре.
Ход игры. Дети сидят. Воспитатель загадывает загадки о насекомых.
Отгадавший ребенок сам загадывает загадку.
За отгадывание и загадывание загадки он получает по одной фишке.
Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Дети могут сами придумать свою загадку
Дидактическая игра: «Когда это бывает?».
Цель: уточнить и углубить знания о временах года.
Ход игры. Воспитатель называет времена года и отдает фишку ребенку.
Ребенок называет, что бывает в это время, и передает фишку другому.
Тот добавляет новое определение и передает фишку третьему.
Дидактическая игра: «Что вокруг нас?».
Цель: научить делить двух и трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова.
Ход игры. На прогулке дети отыскивают вокруг себя то, что имеет в названии одну часть (мяч, мак, шар, дом, сад, две части (забор, кусты, цветы, песок, трава,три части (качели, веранда, береза, машина).
За каждый ответ ребенок получает фишку, по их количеству определяется победитель.