Алина Тахмезова
Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики
Подготовила учитель-логопед
МБОУ ДО ППМС центра «Шанс»
Г. Серпухова
Тахмезова Алина Рауфовна
Четкая артикуляция обеспечивается сильными, упругими и подвижными органами речи- языком, губами, нёбом. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных и мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортани, трахеи, бронхов, легких, диафрагмы, межреберных мышц). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения для многочисленных органов мышц и лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Темочки:
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков- фонем- и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Артикуляционная гимнастика
1. Упражнение «Бегемот». Широко открыть рот и удерживать в таком положении, пока педагог читает сопроводительный текст
Словно добрый бегемот
Широко открою рот
Раз, два, три, четыре, пять,
Что-то я хочу зевать.
2. Упражнение «Заборчик». Губы растянуты в улыбке, зубы видны.
Ровный беленький забор
Нам построил дед Егор
Все дощечки в ряд стоят
Словно боевой отряд.
3. Упражнение «Хобот»
Хобот тянет к небу слон
Я могу почти как он
Губы вытяну вперёд
Слон от счастья запоёт.
4. Упражнение «Улыбка». Растягивание сомкнутых губ
Утром встану, улыбнусь,
Радостью своей делюсь
Как прекрасно в мире жить
Улыбаться и дружить.
5. Упражнение «Улыбка-Хобот». На счёт «раз-два» чередовать упражнение «Улыбка» и «Хоботок»
Улыбнусь я как лягушка-
Растяну свои губки к ушкам.
А теперь слонёнок у меня-
Хоботочком губки тяну я.
6. Упражнение «Лопатка». Открыть рот, широкий распластанный язык положить на нижнюю губу. Язык не напрягать, не тянуть вниз и наверх.
Вот это лопата
Какая большая
Лопатой широкой
Я снег убираю.
7. Упражнение «Месим тесто». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пяпя…»
Пя-пя-пя, я тесто мну
Пя-пя-пя, пирог пеку
Угощу своих друзей
Приходите поскорей.
8. Упражнение «Чистим зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы и водить им с внутренней стороны вправо-влево. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
Чистить зубы каждый день
Мне почти совсем не лень
Щетку пастой заряжаю
Прямо к зубкам отправляю
9. Упражнение «Горка». Рот приоткрыть. Сделать язык широким. Боковые края верхнего языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в передние нижние зубы.
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубки упирается
Бока к верху устремляются!
10. Упражнение «Катушка». Улыбнуться. Рот открыть. Широким кончиком упереться в основание нижних резцов. Боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта. Кончик языка не отрывать от резцов, губы и нижняя челюсть не должны двигаться.
Наш веселый язычок-
Он совсем не новичок.
И в катушку превращается.
Ты за ним понаблюдай
И все так же выполняй.
11. Упражнение «Киска сердится». Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы, на счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывать.
Киска спинку прогибает,
Растянулась- отдыхает.
Ставлю я язык дугой,
И кладу, даю покой.
12. Упражнение «Трубочка». Открыть рот, свернуть язык «трубочкой». Длительно подуть в получившуюся «трубочку».
Язычок сложили в трубочку-
Стала похожа на дудочку.
Сильно подули,
Даже пушинки все сдули.
13. Упражнение «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме «чашечки. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
Чашечка широкая,
Чашечка глубокая,
В чашку чаю наливаю
Маму с папой угощаю.
14. Упражнение «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
Очень вкусное варенье
Дали мне на День рождения
Банку целую я съел
А наестся не успел.
15. Упражнение «Грибок». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка- его ножку)
Широкая шляпка
И крепкая ножка
Хороший грибок положу я в лукошко
16. Упражнение «Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу (закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Я играю на гармошке
У прохожих на виду
Язычок прилип мой к нёбу
Отлепить я не могу
17. Упражнение «Парус». На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот
Выше парус поднимай
В путь кораблик отправляй
18. Упражнение «Чистим верхние зубки». Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы в внутренней стороны, двигая языком влево-вправо.
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите.
Чистим верхние
Ведь они у нас не лишние.
19. Упражнение «Иголочка». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык.
Очень острая иголка
Раз- и уколола колко.
20. Упражнение «Часики». Рот приоткрыт, губы растянут в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается.
Тик-так, тик-так
Ходят часики вот так
Стрелка стрелку догоняет
Наше время отмеряет.
22. Упражнение «Змейка». Рот широко открыт. Тонкий напряженный язык высунуть изо рта и убрать.
У змеи суровый вид
Иногда она шипит
Тянет голову как гусь
Змейку эту не боюсь.
23. Упражнение «Маляр». Улыбнуться, рот открыть и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперёд-назад.
В дом маляр к нам приходил
Потолки все побелил
Язычок я поднимаю
Словно кисточкой махаю.
23. Упражнение «Лошадка. Звонко цокать языком, как будто скачет лошадка.
Звонко цокают подковы
Пыль стоит столбом
На лошадке скачет Вова
Рады все кругом.
24. Упражнение «Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук : d-d-d…Сначала звук d произносить медленно, постепенно убыстрять темп.
Бум-бум, бам-бам
У меня есть барабан
Я в него весь день стучу
Барабаню, что хочу.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, соблюдение пауз, сохранение речи и ее выразительности. Дыхательная гимнастика помогает выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.
1. Упражнение «Дуем на лопатку». Распластанный широкий язык лежит на нижней губе. Дуем на язык и с ладони пытаемся сдуть ватку.
Дуем, дуем на лопатку
Чтоб была широкой, гладкой
2. Упражнение «Пламя дракона». Распластанный широкий язык лежит на нижней губе. На кончик языка положить короткую атласную ленточку и дуть на нее.
3. Упражнение «Дуем в трубочку». Язык свернуть в трубочку и подуть нее, не надувая щек.
4. Упражгнение «Дуем на чашечку». Голову запрокинуть назад, широкий язык в форме чашечки «обнимает» верхнюю губу. На нос положить кусочек ватки и попытаться его сдуть. Верхняя губа не должна сворачиваться
5. Упражнение «Дует с горки ветерок». Язык принимает артикуляционную позу «горка». Сохраняя это положение языка, подуть так, чтобы выходила холодная струя воздуха. Взрослый
6. Упражнение «Кучер останавливает лошадку». Набрав воздух в легкие, с силой выдуть его, заставляя вибрировать губы: прррр
7. Упражнение «Греем ручки». Быстро тереть одна о другую ладони, а затем поднести их к лицу и подышать на ладони со звуком [х]. Взрослый спрашивает у детей: «Согрелись ли ручки?»
8. Упражнение «Футбол». Из комочка ваты скатайте шарик- это мяч. Поставьте на некотором расстоянии друг от друга два кубика - это ворота. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Комок ваты должен оказаться между кубиками.
9. Упражнение «Бабочка». Подготовить вырезанные из бумаги контурные изображения бабочек с прикрепленной нитью. Разместите бабочек на уровне лица ребёнка. Предложите ребенку подуть на бабочек длительным плавным выдохом так, чтобы они «полетели»
Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки на березовой ветке.
10. Упражнение «Морская буря». Понадобятся: стакан с чистой водой и коктельная трубочка. Трубочка кладется посередине языка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через трубочку, чтобы вода бурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
11. Упражнение «Песчаная буря». Понадобятся: поднос с пшеном, коктельная трубочка. Трубочка кладется посередине языка, конец которой опущен к подносу с пшеном. Ребенок дует через трубочку, чтобы пшено разлеталось по подносу. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
12. Упражнение «Веточка». Понадобится вырезанная из картона контурное изображение ветки дерева, к которому прикреплены несколько листьев, вырезанных из папиросной бумаги «ветка дерева с листьями». Подумать на «листья» так, чтобы трепетали.
13. Упражнение «Горячий чай». Понадобится вырезанный из картона силуэт чашки, к которому прикреплено изображение пара, вырезанное из тонкой бумаги. Подуть на «пар» так, чтобы он трепетал.