Ирина Шпилёва
Картотека адыгейских подвижных игр для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
для детей старшей группы.
«Катание колеса»
Участвовать в игре могут от 2 до 4 человек. Для этого у каждого должно быть колесо от велосипеда без шин и палочка длиной 50-100 см. Играющие выстраиваются на одной линии и договариваются, до какого места вести своё колесо.
Правила:
1. Уронивший колесо выбывает из игры.
2. При столкновении колёс игроки вновь запускают их и бегут к цели.
3. Выигравшим считается тот, кто быстрее доберётся до условленного места.
Публикация «Картотека адыгейских подвижных игр для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Адыгейские народные игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подвижные игры для детей
- Республика Адыгея
- Старшая группа
- Темочки
«Меткий стрелок»
В игре могут участвовать 5 и более человек. На равной площадке чертятся 2 круга диаметром около 2 метров за квадратом длиной 7-15 м. Любым способом определяются два охотника. В руках одного из них находится комок шерсти. Его возможно заменить мячом. Охотник, находясь в своём домике должен мячом попасть в игроков, перебегающих коридор.
Правила:
1. Дотрагиваться до мяча летящего или лежащего имеет право лишь охотник.
2. Выбитый игрок заменяет охотника, а тот, который его выбил, занимает место в коридоре.
3. Выигрывает тот, который преодолевает коридор большее количество раз за определённый промежуток времени.
«Отбирание головных уборов»
Игра проходит на площадке размером 60-70 м. Количество игроков от 4 до 25 человек. Выбираются 2 игрока. Участники по очереди называют имена тех, кого они хотели бы иметь в качестве игрока. Такая жеребьёвка делит участников на две команды. Каждая команда на своей стороне вычерчивает замкнутый круг в расчёте на то, чтобы в нём поместились все игроки. Игра начинается с наступления одной команды с целью отбирания у другой головных уборов. Какая команда должна наступать первой, определяется по жребию. Наступление совершается поочерёдно. Исход игры определяется количеством отобранных шапок и усталостью игроков.
Правила:
1. Игрок считается побеждённым тогда, когда с него была снята шапка. Отнимать назад шапку запрещено.
2. Тот, у кого снята шапка, выбывает из игры.
3. Игроки встречаются один на один. В случае, если у одной команды остаётся больше игроков, чем у другой, выделяется такое количество игрок.
«Всадник»
В игре участвуют 4 и более игроков. Игроки распределяются по парам. Отмечается линия старта, а на расстоянии 20-30 м от неё проводится линия финиша. Первый игрок – «конь» - вытягивает руки назад-вниз, второй – «наездник» - берёт его за руки. По команде в таком положении пары должны добежать до финиша. Победитель пары потом соревнуется с победителем другой.
Правила:
Побеждает та пара, которая ни разу не проиграла забег.
«Бегать»
На ровной площадке длиной 50-60 м выстраиваются желающие играть. В конце площадки обозначается место, до которого должен дотронуться играющий. По команде судьи каждый старается как можно быстрее добежать и дотронуться до условленного места. Во время бега можно задерживать впереди бегущего захватами рук.
Правила:
1. Выигрывает тот, кому удалось добежать первым.
2. Нельзя толкать в спину или в бок соперника. В этом случае игрок получает штрафное очко.
«Скачки»
В игре участвуют 2 и более мальчиков 4-6 летнего возраста. Для игры каждый должен иметь хворостину длиной 1,5-2 м. Участники игры выстраиваются на линии старта (финиша). В 20-30 м отмечается линия поворота. Игроки «садятся», то есть, пропускают между ног «коня» (хворостину, придерживая его левой рукой. По команде каждый должен добежать до линии поворота, развернуться и прибежать назад, пересечь линию старта (финиша).
Правила:
1. Выигрывает тот, кто первым пересечёт линию финиша.
2. Если во время бега хворостина окажется в другом положении, игроку засчитывается поражение.
«Жмурки»
В игре участвуют 3 и более детей. Выбирают водящего и ему завязывают глаза платком. Вытягивает руки вперёд ладонями вверх. Играющие по очереди подходят к водящему и, легонько ударив его по ладони, спрашивают: «Кто тебя укусил?». Если водящий трижды не угадывает ударившего, играющие с криком: «Мышь тебя унесла» поворачивают его несколько раз вокруг своей оси, затем отпускают его. Водящий должен поймать, либо дотронуться до кого-нибудь из играющих, с которыми он поменяется функциями. Водящего, вышедшего на «поиски мыши», можно звать голосом, дотрагиваться до него и т. д.
Правила:
1. Если водящий угадает ударившего, они меняются местами.
2. Пойманная «мышь» заменяет водящего.
3. При постановке вопроса можно изменять голос.
«Метание снежков»
На глухой стене мелом отмечаются круги диаметром 25-30 см по количеству команд. Играющие делятся на команды по 3-5 человек в каждой и становятся за общей линией старта в 5-7 метрах. Предварительно заготавливаются снежки. По команде все участники одновременно стараются попасть снежками в мишень.
Правила:
1. Нель наступать или переступать за линию старта.
2. Выигрывает команда, которая быстрее залепит свою мишень.
«Прыжок лягушки»
Играют 2 и более мальчика на ровной площадке. Отмечают линию старта. Любым известным способом определяют очерёдность выполнения. Игрок, получивший право на выполнение, подходит к линии старта и принимает позу лягушки (становится на четвереньки с опорой на кисти и подошвы ног). Затем последовательно прыгает три раза. Последнее место приземления отмечается. Потом то же самое выполняют следующие по очереди.
Правила:
1. Нельзя переступать через линию старта и отрывать ладошки от пола до начала прыжка. Нарушивший правило проигрывает.
2. Выигрывает тот, кто прыгнет дальше всех.
«Пастух»
Игра поводится на открытой площадке. Играют 6 и более мальчиков. Делятся на две команды любым известным способом. Первая команда – «волки», вторая – «стадо коров». Выбирается «пастух». Для охраны «стада» в руках у «пастуха» кнут-веточка с привязанным к нему канатом. Очерчивается круг, чтобы стадо могло свободно перемещаться в нём. Когда «пасту» загоняет «стадо» домой (в круг, то на них нападают «волки», но «коровы» сопротивляются и даже затаскивают их к себе в дом. «Пастух» подбегает и «убивает» «волков», дотрагиваясь до них кнутом.
Правила:
1. «Волк», которого затащили в дом, выбывает из игры.
2. «Корова», которую вытащили из дома, выбывает из игры.
3. «Волки», которых ударил «пастух» кнутом, превращаются в «собак», и они помогают «сторожить» стадо, задерживая «волков» до прихода «пастуха».
«Скакание на одной ноге»
Игра проводится на ровной площадке. Участвуют два человека. На земле чертится круг диаметром 4-5 м. Не выходя из очерченного круга, один участник делает скачки на одной ноге и стремится догнать и «осалить» другого игрока. Если это ему удаётся, то игроки меняются местами.
Правила:
1. Игроку, за которым ведётся преследование, не разрешается покидать пределы круга. В противном случае происходит смена амплуа.
2. Не разрешается игроку нападения делать смену ног во время соперничества. Наказание – штрафные очки.
3. Выигрывает тот, кто не имеет штрафных очков и за обговорённое количество попыток и времени (2-3 минуты за каждый тайм) сумел больше осалить противника.
«Журавль»
Численность игроков не ограничено. Выделяются два участника, которые выбирают себе псевдоним («солнце», «золото», «серебро», «луна» и т. д.) Все желающие играть строем проходят в одну линию под соединёнными вверху руками этих двух. Замыкающего задерживают и узнают, к какому из двух игроков он пойдёт в команду. Таким образом определяются все играющие, и образовываются две команды. Чертится на земле штрафная линия. Необходимо наличие верёвки или жерди длиной 2-2,5 м. В каждой команде берутся за пояс друг друга все составляющие её участники, а впереди находящиеся держатся за концы верёвки или жерди. По команде игроки начинают перетягивать друг друга за штрафную линию.
Правила:
1. Выигрывает та команда, которая заставит своих соперников перейти за штрафную линию.
«Журавли-журавушки»
В игре участвуют более 5 мальчиков и девочек. Игра проводится на ровной площадке. Выбирается водящий – матка «журавль». Дети выстраиваются в цепочку, лицом к ним стоит матка. Сначала в медленном темпе, затем во всё ускоряющемся, колонна всё время движется, выполняя команды вожака. Когда он говорит «желтобрюхая змея», колонна «журавлей» выстраивается в клиновидную форму, если говорит о лягушках, то колонна в полуприсяде прыгает вперёд и т. д.
Правила:
1. Проигравшим считается тот, который не смог выполнить задание разорвал круг.
2. Проигравший игрок становится в самый конец колонны.
3. Матка – «журавль» меняется по договорённости.