Ирина Шеменева
Картотека адаптационных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка Картотека адаптационных игр «Адаптационные игры» рекомендована педагогам-психологам детских садов в работе по адаптации детей к детскому саду.
Публикация «Картотека адаптационных игр» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
Привыкание дошкольника к детскому саду – процесс непростой, поскольку адаптивные возможности детского организма ограничены. Помочь ребенку в этот период должны близкие ему люди. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Такой деятельностью является игра.
Данная разработка содержит в себе серию игровых сеансов, направленную на успешность адаптации малыша к дошкольному учреждению.
Игровые сеансы можно проводить как перед началом посещения дошкольного учреждения, так и во время поступления в детский сад до посещения группы. В зависимости от степени адаптации, сеансы проводятся с ребенком вместе с мамой. Игровые сеансы проводятся педагогом-психологом или воспитателем.
Цель игр - эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым, способствующая легкой адаптации ребенка к детскому саду.
При проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность: не следует уже при первом знакомстве с ребенком использовать в играх телесный контакт.
Описанные ниже варианты игровых сеансов приводятся в заданной последовательности:
- встреча-приветствие
- игры с использованием игрушек и предметов;
- тактильная игра (контакт руками, телесный контакт)
- занимательное дело
- ритуал прощания
Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют
соблюдения нескольких условий:
Взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой.
Взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры. Во многих играх используются стихотворения и потешки.
Взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу.
Взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец.
Эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый — один ребенок, мама – наблюдатель (участник).
1 встреча
Знакомство с малышом.
Воспитатель при знакомстве с малышом, использует любую игрушку (любимую игрушку малыша)
Игра с предметом «Собирание «сокровищ»»
Игровой материал: шкатулка или корзина с мелкими предметами
Ход: воспитатель вносит шкатулку (корзину) с «сокровищами». В ходе воспитатель достает один предмет и передает его малышу, малыш с мамой рассматривают предмет и рассказывают воспитателю о нем о его применении.
Воспитатель выясняет, какие «сокровища» вызывают у малыша наибольший интерес. Затем воспитатель называет какое-либо «сокровище» и просит достать его из корзины.
Тактильная игра «Поезд»
Ход игры: Воспитатель предлагает поиграть в «поезд» : «Я –паровоз, а вы –вагончики» мама и малыш встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали» - говорит воспитатель и все начинают двигаться, затем замедляет ход и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.
3 «Занимательное дело» на развитие мелкой моторики «Полянка настроения»
Материал: плетеные салфетки, цветные ленточки, цветная проволока.
Ход игры: Используя плетеную салфетку, разноцветные ленточки, шнурочки, бумажные салфетки, лепестки роз, маме и ребенку предлагается создать поляну настроения. На глазах у ребенка и при его участии происходит превращение: вместо скучной серой салфетки появляется «красота».
Ритуал прощания.
Воспитатель использует свободное прощание, используя игрушку из приветствия.
2 встреча
Встреча – приветствие «Комплименты»
Воспитатель, глядя в глаза малышу говорит ему несколько добрых слов, за что-нибудь похвалить.
Игра с предметом «Петрушка»
Игровой материал: «Пришел Петрушка» Петрушка, погремушки.
Ход игры: Воспитатель приносить Петрушку, рассматривает его с малышом и с мамой. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки малышу и маме. Они вместе с петрушкой встряхивают погремушками, радуются созданной мелодии.
Тактильная игра «Прячем мишку»
Игровой материал: игрушка мишка
Ход игры: Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку, так чтобы она была немного видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку». Когда ребенок найдет его, прячется в другое место. В конце игры прячется сам ребенок. Воспитатель, когда находит малыша, прикасается к его ручкам.
«Занимательное дело». Игра «Дом счастливого ребенка»
Игровой материал: конструктор, кубики, животные, машинки и др.
Ход игры: Воспитатель предлагает попробуем построить «Дом счастливого ребенка». У нас есть полянка, игрушки: мебель, животные, куклы, машинки, конструктор. Можно использовать все, что находится в этой комнате. Воспитатель, ребенок и мама строят дом.
Ритуал прощания «Ключик»
Воспитатель предлагает малышу замкнуть построенный домик на ключик, положить его в шкатулочку, а завтра прийти снова в гости и открыть ег.
3 встреча
Встреча – приветствие «Доброе утро!»
Воспитатель здоровается с малышом:
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
Доброе утро, наш малыш!
Игра с предметом «Игра с собачкой»
Игровой материал: игрушечная собачка.
Ход игры: Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам,
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем воспитатель подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!».
Тактильная игра «Иди ко мне»
Ход игры: Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель обнимает его: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!». Игра повторяется.
«Занимательное дело» «Чертим разные фигуры»
Материал: принадлежности для рисования
Ход игры: Воспитатель садится с ребенком за стол или на пол. Рисует на бумаге круг. Затем дает ребенку карандаш и водит его рукой с карандашом по бумаге, стараясь нарисовать круг. Говорит ему, когда закончит: «Какая хорошая получилась картинка», таким образом помогает малышу рисовать другие фигуры, проводить зигзагообразные фигуры, и каждый раз повторяет: «Какая хорошая получилась картинка». Затем предлагает ребенку действовать карандашом самостоятельно. Каждый раз, начиная игру, воспитатель берет карандаш другого цвета – это поможет ребенку научиться различать цвета. Воспитатель предлагает ребенку показать работу маме. Воспитатель вместе с мамой хвалят ребенка.
Ритуал прощания «Прощание»
Участники встречи встают в круг, берутся за руки:
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!
4 встреча
Встреча – приветствие проходит в непринужденной форме
Игра с предметом «По дуй на шарик, подуй на вертушку, подуй в рожок»
Игровой материал: воздушный шарик, вертушка, рожок.
Ход игры: Воспитатель держит на уровне лица вертушку и рожок, показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок, ребенок повторяет.
Тактильная игра «Мыльные пузыри»
Игровой материал: мыльные пузыри
Ход игры: Воспитатель выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Малыш пытается поймать мыльные пузыри, а потом наступает на пузырь и спрашивает детей, куда делся пузырь. Затем показывает малышу как выдувать пузыри. «Коля поймал пузырек, а я поймаю Колю!»
«Занимательное дело» «Любимая песенка»
Воспитатель включает малышу его любимую мелодию или песенку и предлагает потанцевать. Можно предложить предметы для танца (ленту, снежинку, листочек, шарик и пр.)
Ритуал прощания «Встретимся опять»
Участники (мама, ребенок, воспитатель) встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова: “Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.