Елена Кандакова
Карточки с упражнениями артикуляционной гимнастики «Повтори за сказочными героями»
▼ Скачать + Заказать документы
Работая в детском саду вот уже почти 25 лет, я всё чаще стала отмечать, что у вновь прибывших детей, в мою группу (4-7 лет, явно присутствуют нарушения звукопроизношения, в большей или меньшей степени, артикуляция звуков ещё не совершенна, многие звуки опускаются, сложные заменяются более простыми в произношении.
Публикация «Карточки с упражнениями артикуляционной гимнастики „Повтори за сказочными героями“» размещена в разделах
Логопеды считают, что до пяти лет нормально, если ребёнок не выговаривает некоторые звуки, это называется «физиологическим косноязычием». В тоже время нарушения речи могут мешать ребёнку нормально общаться со сверстниками, неблагоприятно сказываться на развитии характера.
Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Чтобы дошкольник научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение. Большую роль в развитии правильного звукопроизношения играет артикуляционная гимнастика. Ежедневное её использование приводит к развитию моторики артикуляционного аппарата, что способствует развитию речи.
В нашем детском саду нет логопеда и мы проводим всю работу по развитию звукопроизношения сами, используя разную литературу и пособия. Я стала замечать, что после ежедневного и многократного выполнения артикуляционных упражнений, дети быстро утомляются, теряют интерес, у них проявляется неустойчивое внимание, и всё это приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений.
Я решила, что пора внести изменения в картотеку артикуляционных упражнений. В старых рабочих тетрадях нашла подходящие картинки, всё оформила и попробовала поупражняться с детьми с новыми карточками. Хотя все сами упражнения были им знакомы и не новы, дети с большим интересом стали выполнять все задания вместе с героями сказок. Им это так понравилось, что они потом стали самостоятельно брать карточки с заданиями, и сидя перед зеркалом их выполняли. При этом поглядывали на сказочного героя, как-будто спрашивали – «Правильно я делаю?»
Для родителей была офомленна консультация в родительском уголке. И мы с детками пригласили их на занятие, где показали наши умения в выполнении артикуляционных упражнений.
Предлагаю вашему вниманию нашу обновлённую картотеку.
Задание.
Выполни вместе с Буратино упражнения «Трубочка» и «Хоботок».
Описание.
Упражнение «Трубочка»: рот приоткройте, губы вытяните в форме трубочки.
Описание.
Упражнение «Хоботок»: губы сомкните и вытяните максимально вперёд.
Задание.
Выполни вместе с Гудвином упражнения «Улыбка» и «Заборчик».
Описание.
Упражнение «Улыбка»: сомкните губы и растяните их в улыбке.
Описание.
Упражнение «Заборчик»: сомкните зубы. Губы приоткройте и растяните в улыбке.
Задание.
Попробуй выполнить упражнение «Змейка» так, как его выполняет Железный дровосек.
Описание.
Упражнение «Змейка»: рот приоткройте, язык сильно высуните вперёд, напрягите и сделайте узким. Узкий язык максимально высуните вперёд, а затем уберите. Движения языка в медленном темпе повторите 5 раз.
Задание.
Попробуй вместе с Айболитом выполнить упражнения «Ветерок» и «Покати карандаш».
Описание.
Упражнение «Ветерок»: вдохните и, постепенно выдыхая, подуйте на узкую полоску бумаги.
Упражнение «Покати карандаш»: положите на стол карандаш. Подуйте на него так, чтобы он покатился.
Задание.
Попробуй выполнить упражнение «Качели» так, как его выполняет Кот в сапогах.
Описание.
Упражнение «Качели»:[i] высуните язык как можно дальше, его кончиком тянитесь попеременно то к носу, то к подбородку, а потом двигайте языком из стороны в сторону. Повторите по 10 раз вверх – вниз, вправо – влево. [/i]
Задание.
Попробуй выполнить упражнение «Чашечка» так, как его выполняет Иван – царевич.
Описание.
Упражнение «Чашечка»: рот широко раскройте. Широкий кончик языка потяните к верхним зубам, не касаясь их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживайте язык в таком положении, считая до 10. Выполняйте 5-10 раз.
Задание.
Попробуй выполнить упражнение «Вкусное варенье» так, как его выполняет Золушка.
Описание.
Упражнение «Вкусное варенье»: рот приоткройте, высуните язык. Оближите сначала верхнюю, потом нижнюю губу по кругу. Упражнение повторите 10 раз, меняя направление движения.
Задание.
Выполни вместе с Гулливером упражнения «Колечко» и «Улыбка».
Описание.
Упражнение «Улыбка»:[i] сомкнутые губы растяните в улыбке. [/i]
Описание.
Упражнение «Колечко»: рот приоткройте, губы растяните в форме колечка.
Задание.
Попробуй выполнить упражнение «Лошадка» так, как его выполняет Лиса.
Описание.
Упражнение «Лошадка»: присосите кончик языка к нёбу. Сильно щёлкните языком. Повторите 5-8 раз.
Задание.
Попробуй выполнить упражнения «Катание шарика» и «Ветерок» так, как их выполняет Дед Мороз.
Описание.
Упражнение «Катание шарика»: губы сомкните. Кончик языка упирайте попеременно то в одну, то в другую щёку. Скорость движения языка то медленная, то быстрая.
Упражнение «Ветерок»: сделайте вдох и, постепенно выдыхая, подуйте на узкую полоску бумаги.
Задание.
Выполни вместе с Дюймовочкой упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».
Описание.
Упражнение «Лопаточка»: широкий язык выдвиньте вперёд, расслабьте, положите на нижнюю губу. Держите в таком положении 5 секунд.
Описание.
Упражнение «Иголочка»: откройте рот, язык выдвиньте вперёд, напрягите, сделайте узким. Держите в таком положении 5 секунд.
Задание.
Выполни вместе с Емелей упражнения «Чашечка» и «Лошадка». Постарайся.
Описание.
Упражнение «Чашечка»:[i] рот закрыт, кончик языка уприте в передние зубы, язык прогните в форме чашечки. [/i]
Упражнение «Лошадка»: присосите кончик языка к нёбу, сильно щёлкните языком.
Предложенная, детям, в занимательной форме артикуляционная гимнастика с использованием героев любимых детских сказок, помогает мне добиваться положительного результата в подготовке артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.