Татьяна Зыкина
Карточки по автоматизации звука [С’]
▼ Скачать + Заказать документы
Карточка Сь-1
Ежедневно повторять артикуляционную гимнастику:
Чередование:«Лягушка»- «Заборчик», «Змейка»- «Блинчик»,
«Киска добрая»- «Киска сердитая», «Почистим нижние зубки»
Закрепить характеристику звука «Сь»: Губы-в улыбке, между зубами маленькая щёлочка, через которую дует холодный ветерок; Напряжённый язык прячется за нижние зубки в положении «Сердитая киска»; Голосок не звенит (звук глухой)
1. Упражнение на развитие силы голоса и выдоха.
Упражнение «Подуй на снежинку» - на ладошку положить ватку. С силой выдыхать воздух через губы не раздувая щёк.
Публикация «Карточки по автоматизации звука [С’]» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Упражнение «Проложи канавку» - положить широкий язык на нижнюю губу. По середине линии языка положить спичку (без серной головки, слегка надавливая, образовать канавку. Выдохнуть воздух по образовавшемуся желобку
Упражнение «Задуй свечку» - то же самое, но выполнить без спички.
2. Игры на звукоподражание
-Как свистит маленький насос? (Сь-Сь-Сь).
3. Развитие фонематического слуха.
Опознание звука из ряда других:
- Хлопни в ладоши, если услышишь звук Сь:
Р Л Д Сь Ж Т С Б В Сь С З Ц Р Сь Ч
Опознание звука из слогов:
- Хлопни в ладоши, если услышишьслог со звуком Сь:
ЗА СА РА СЯ ТО ЛО СЁ СО ДЮ СУ СЮ РИ СИ
4. Автоматизация звука «сь» в слогах:
Игра «Будь внимателен» (повтори точно)
ся – сё – се си – се – сю
сё – ся – си ся – се – сю
си – ся – сё се – сю - ся
се – ся – сё си – ся - сю
сю – ся – сё сю – си – се
Карточка Сь-2
Автоматизация звука «сь» в слогах:
1. Повтори ритмический рисунок слогов:
ся - - ся-ся-ся си - - си-си-си
ся-ся - - ся-ся си-си - - си-си
ся-ся-ся - - ся си-си-си - - си
2. Повтори слоги, изменяя ударение:
/ /
сю — сю — сю се — се — се
/ /
сю — сю — сю се — се — се
/ /
сю — сю — сю се — се — се
3. Выбери слова со свуком СЬ. Определи позицию звука в этих словах (стоит в начале, середине или в конце).
4. Добавь слог «СИ». Какое словечко получится?
ко ___ ло ___ ___ то ___ рень
но ___ про ___ ___ роп ___ ница
.Автоматизация звука [с’] в обратных слогах.
Повтори слоги, четко проговаривая звук [с’].
ась — ось — усь ёсь — юсь — ись ыся — эся — яся
ысь — эсь — ясь ася — ося — уся ёся — юся — ися
.Автоматизация звука [с’] в слогах со стечением согласных.
вся — всё — все — всю — вси
све — сви — свя — свё — свю
сме — сми — смя — смё — емю
дся — дсё — дсе — дсю — дси
.Добавь слог со звуком [с’].
добавь слог -си-.. ний. роп. ирена. рота. ла
добавь слог -се-. ни …рдце. мена. ло. дло
Карточка Сь-3
Ежедневно повторять артикуляционную гимнастику:
Чередование: «Лягушка»- «Заборчик», «Змейка»- «Блинчик»,
«Киска добрая»- «Киска сердитая», «Почистим нижние зубки»
Закрепить характеристику звука «Сь»: Губы-в улыбке, между зубами маленькая щёлочка, через которую дует холодный ветерок; Напряжённый язык прячется за нижние зубки в положении «Сердитая киска»; Голосок не звенит (звук глухой)
Автоматизация звука «Сь» в словах:
1. Игра «Поймай словечко».
Попросите ребенка хлопнуть в ладоши, если он услышит в слове звук «сь».
Говорите вперемешку слова со звуком «сь» в разных позициях (в начале, в середине или в конце слов). Например: телефон, семья, сапоги, папа, сироп, морс, осень, лисёнок, книга, дождь, гусь, ось, соловей, синий, плед, заяц, почта, кисель, десять.
2. Игра «Повтори, не ошибись». Ребенок повторяет за взрослым слова, четко проговаривая звук «сь»:
Сядь, гусята, косяк, лисята, висят, Ася, Вася, Люся, десять, Сёма, сёла, лисёнок, посёлок, Асю, Васю, Дусю, Сима, сито, синий, ситец, сильный, сидеть, синева, лисий, косит, василёк, сев, сено, Сеня, семечки, кисель, посев, семена, седой, пасека, ось, гусь, восемь, тесьма, свет, свинка, свёкла, след, сито, слякоть, смех, смелый, сметана, снег, спеть, спица, свист, совсем, сосиски.
3. Запомни и повтори цепочку слов (порядок меняйте 4 раза): осень – осина – синица – восемь
4. Образуй признаки:
осень – осенний день, осенняя погода
весна –
снег –
5. Сосчитай предметы: осина, подосиновик от 1 до 10.
Карточка Сь-4
1. Автоматизация звука «сь» в предложениях:
Вася косит. У Симы десять слив. Мося сидит на сене. Сёма бегает босиком. Вася умылся и оделся. Симу укусила оса. Мусе восьмой месяц. Серёжа сильнее Севы, но слабее Сени. Кот Васька сидит и следит за синицей. Кончилось лето и началась осень. Люся всегда боялась гусей. В реку бросили сети. В сети попались сельди. Поселилась лиса с лисятами у просеки. Ты не бойся – это гусь, я сама его боюсь. Под осиной подосиновик сидит, на осину подосиновик сердит. Встало солнце на рассвете, осветило всё на свете. Гусь плывёт на середину, чистит лапки, моет спину. Солнце проснулось, лучами к земле потянулось.
2. Выбери слова со звуком «сь», назови те слова, которые начинаются со звука «сь».
3. Шесть предложений произнеси быстро, медленно, умеренно.
4. Скажи по памяти (порядок измените 4 раза)
сядь – гусята – лисята – Ася
5. Назови детёнышей:
у свиньи - у слона –
у гуся - у страуса –
у лося - у аиста –
у совы - у осла –
у лисы - у карася–
6. Подбери слова-признаки (по 4) к словам:
слива (какая) –
осень (какая) –
7. Подбери слова-действия к словам (по 4)
слива (что делает) –
осень (что делает) –
Карточка Сь-5
1. Автоматизация звука «сь» в стихотворении:
Выучи: Гуси.
Старый дедушка Евсей
На лугу пасёт гусей.
Гуси белые, как снег,
Лапы красные у всех
Ходят гуси: га-га-га
А над ними радуга,
А над ними самолёт.
За собой гусей зовёт.
Только гуси не летят,
Видно гуси не хотят.
2. Расскажи выразительно.
3. Выбери слова со звуком «сь», определи его место в слове.
4. Образуй слова со звуком «сь», добавь нужное слово:
Вася – Васин гусь
Дуся –
Люся – гусь, авоська тесьма,
Муся – письмо, серьги
Ася –
5. Измени слова в настоящем времени : пасти гусей
я, ты, он, она, мы, вы, они
6. Подбери родственные слова к слову «Гусь»:
__Гусь___ - большой
___ - много гусей. Подсказка: (гуси)
___ - мама Подсказка: (гусыня)
___ - вожак Подсказка: (гусак)
___ - детёныш гуся Подсказка: (гусёнок)
___ - детёныши гуся Подсказка: (гусята)
___ - перо гуся Подсказка: (гусиное)
___ - ходить по – гусиному Подсказка: (гуськом)
7. Составь предложения со словами: гусь, гуси. Устно.
Карточка Сь-6
1. Автоматизация звука «сь» в тексте
Перескажи: Лисица.
Гуси паслись на лугу. Их стерегла Ася. Бежала мимо лисица. Она увидела гусей. Подкралась лисица и схватила одного гуся. Закричала Ася, погналась за лисицей, но не догнала. Скрылась лисица с гусем в лесу. У лисы лисята. Лисята голодные. Принесла лиса гуся. Наелись лисята и стали играть.
2. Выбери слова со звуком «сь», определи место звука «сь» в словах.
3. Поставь к рассказу 4 вопроса:
1)
2)
3)
4)
4. Измени в настоящем времени: стеречь гусей
я, ты, он, она, мы, вы, они
5. Сосчитай предметы: лисица, гуси, лисёнок
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
6. Подбери слова – признаки к словам (по 4)
лисица (какая) –
гуси (какие) –
7. Подбери слова – действия (по 4)
лисица (что делает) –
гуси (что делают) –