Раиса Ильина
Капризный ребенок: советы педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Капризный ребенок : советы педагога
В последнее время многие родители стали жаловаться, что не могут справиться со своим малышом. Ребенок хнычет, плачет, капризничает, визжит, кусается, истерит, бросает на пол игрушки, одежду, а иногда и сам падает на пол, машет руками и ногами. И тогда родители решают отправить его в детский сад «на перевоспитание». А ведь для проявления такого поведения у малыша может быть множество конкретных причин.
Мне часто приходится иметь дело с такими детьми. Иногда уходит много времени (год или даже больше, чтобы изменить поведение ребенка.
Публикация «Капризный ребенок: советы педагога» размещена в разделах
Детские капризы – это такое поведение малыша, которое выражается в неразумных действиях и поступках, в противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых. И, конечно, в попытках настоять на своей точке зрения.
Капризы могут быть эпизодическими, но могут превратиться в привычку. Родителям жаль своего малыша, они готовы на все, чтобы ребенок не плакал, не раздражал их, не мешал. И поэтому в первую очередь, причину капризов и их возникновения следует искать в характере отношений, которые сложились в семье между взрослыми и детьми.
Основная причина детских капризов – неправильное воспитание. На Руси говорили, что воспитывать ребенка надо, пока он поперек лавки ложится, а когда вдоль лавки, то воспитывать уже поздно – надо перевоспитывать. В этих словах заложена народная мудрость. Молодым родителям следует прилагать все усилия для воспитания малыша в течение первых трех лет его жизни, а затем поддерживать плоды своих трудов. К трем годам у ребенка уже установились свои нормы, понятия, стиль поведения в семье.
На появление капризов у детей в первую очередь влияет микроклимат в семье, отношения родителей друг с другом, разногласия по поводу воспитания с бабушками и дедушками, ссоры, скандалы, что крайне недопустимо.
Дети не должны видеть ссор в семье, для них родители – эталон любви и уважения. И со стороны всех родственников в семье к ребенку следует выработать единые требования. Обстановка покоя, любви, доброжелательности - вот что нужно малышу.
Правильному воспитанию в семье часто мешает неразумная любовь родителей к детям, излишняя опека и избалованность. Каждый родитель оберегает свое дитя от трудностей, задаривает подарками. Такой ребенок долго не знает, что такое самостоятельность, не спешит взрослеть, остается инфантильным. Он прекрасно понимает, что своими капризами может добиться всего, чего хочет. Следует помнить, что слепая любовь к ребенку превращает его в тирана семьи.
Со временем ребенок хочет проявить свою взрослость. Это обычно приходится на периоды, которые психологи называют кризисами возраста (3 -4, 5, 7 лет). После трех лет у малыша уже сформирован характер, появилась самооценка, которая завышена. Конфликты между ребенком и родителями, между ним и сверстниками в детском саду вызывают капризы (падает на пол, кидает игрушки или другие предметы). Родителям необходимо было заранее подготовить малыша к социуму, который ждал его в детском саду. Правильно делают те взрослые, которые до поступления в садик водили малыша в различные развивающие кружки, секции, где дети учились общению со сверстниками и взрослыми, правилам поведения в социуме.
С пятилетним ребенком сложнее. Его капризы тесно связаны с криком, топаньем ног – это «оружие» против родителей. Оно отлично действует в публичных местах. Ребенок добивается своего. Здесь нужен особый подход. Методика «озадачивания детеныша» - завести котенка, щенка, птичку – прекрасно помогает. Если нет такой возможности, можно устроить зоопарк из игрушек. В моей практике были случаи, когда у одного малыша было 8 игрушечных собак, каждая имела кличку, и за каждой был особый уход со стороны малыша. А другой ребенок 3-х лет собирал коллекцию динозавров, знал их названия и ухаживал за ними, как за живыми.
Доктор Е. О. Комаровский считает, что если у ребенка замечена склонность капризничать и устраивать истерики без повода, лучше всего как можно раньше отдать его в детский сад, так как в детском коллективе очень быстро такое поведение малыша начинает себя исчерпывать, дети перестают обращать на него внимание. А отсутствие зрителей сделает истерику непродолжительной.
Малыши любят, когда с ними говорят «как со взрослыми». Во время таких бесед следует убеждать детей, что капризничать нехорошо, с капризными детьми не дружат сверстники, их не любят взрослые. Соблюдение разумной строгости и требовательности по отношению к ребенку, отработка системы запретов – залог успешной борьбы с капризами. И никогда не используйте шантаж, ни в коем случае не говорите: «Не замолчишь - не куплю тебе игрушку». Это может привести к тому, что ребенок станет говорить неправду. И всегда следует придерживаться выбранной тактики: если нельзя – значит нельзя всегда. Старайтесь, чтобы ваша требовательность была направлена против лжи, лукавства, капризов ребенка, а не на его запугивание.
Помните: только благородные чувства способны исправить характер ребенка, изменить его поведение, улучшить его самочувствие и отношения с окружающим миром.