Галина Нукрева
Советы педагога-психолога воспитателям по формированию дружеских отношений между детьми в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
1. Помогите каждому ребенку сформировать собственный положительный имидж, особенно когда речь идет о новичке, замкнутом или неуспешном ребенке. Для этого принимайте активное участие в выработке общественного мнения о нем, как за содействие в различных областях деятельности (вовремя прийти на помощь, продемонстрировать поддержку инициативы, обеспечить возможность реализации плана и т. д., так и ненавязчивыми положительными высказываниями типа: «У нас Андрюша никогда не забудет собрать игрушки в группе», «Чтобы я без тебя делала?», к другому ребенку: «Обратись к Андрюше, он тебе охотно поможет». Разумеется, количество таких высказываний должно быть соразмерным и касаться разных детей, иначе захваливание отдельного ребенка может привести к обратному эффекту. Чрезмерная похвала формирует у детей искаженное представление о мире и себе, и в конце концов, тормозит процессы познания своего Я и саморазвития.
Публикация «Советы педагога-психолога воспитателям по формированию дружеских отношений между детьми в условиях детского сада» размещена в разделах
2. Практикуйте разные способы демонстрации симпатии и привязанности друг к другу, такие как аплодисменты в ситуациях успеха и как средство поддержки; поднятый вверх большой пальчик за успех ребенка; разнообразные ритуальные движения (могут быть придуманы воспитателем вместе с детьми).
3. Используйте подбадривающую интонацию, поддерживающие, действия и жесты: «Я тебя понимаю!», «Чем я тебе могу помочь?», «Я уверенна следующий раз у тебя обязательно получится», «Это с каждым может случиться!», «Я с тобой!», «Ты заслуживаешь уважения», «Тебе есть за что похвалить себя», «Ты достоин доверия», «Мне кажется, ты все понял и больше так не будешь делать»; жесты - взять за руку, погладить по голове, присесть рядом, подмигнуть; поступком - пригласить к игре, поделиться игрушкой и тому подобное.
4. Учите детей проявлять благодарность к взрослым и сверстникам. Для этого рядом с соответствующим словесной лексикой («спасибо», «ты мне очень помог», «без тебя я не справилась бы», «ты очень хороший человек», «тебе все радуются», «ты излучаешь.», «тебе доверяют») можно использовать специальные приемы, например, послать письмо благодарности друг другу. Этот прием производит сильное впечатление как на адресующего, так и на адресата. Письма готовят вместе с воспитателем и вкладывают в специальный ящик, который можно назвать «ящиком добрых дел». Воспитателю нужно подсказать, за что можно поблагодарить своего сверстника и как об этом можно сказать. Через определенное время, это может быть неделя. Письма зачитывают в присутствии всех детей. Стоит позаботиться о том, чтобы каждый ребенок получил такое письмо доброты.
5. Стоит обогатить практику педагогической деятельности проведением ритуала утренней встречи. Цель ее заключается в том, что сразу после прихода детей в детский сад, или перед самым завтраком, или сразу после него, дети собираются вместе для общего приветствия, обсуждения занятий на день. Продолжительность этого мероприятия не более 10 мин. Именно в это время стоит позаботиться о создании позитивного настроения у детей всей группы, предложить игры, упражнения, направленные на формирование дружеских отношений, чувств симпатии и привязанности. Если эта форма работы станет традиционной, дети легко и быстро по словесному или иному сигналу будут собираться вместе.
6. Особое внимание должно быть обращено на изменение отношения к детям, которые по каким-то причинам были неуспешными в деятельности или поведении. Надо спланировать работу так, чтобы каждый ребенок переживал радостные чувства успешности. Если ребенок продемонстрировал неприемлемые формы поведения, был или агрессивным, или неискренним и вызвал негатив у других детей, стоит подтвердить ценность его как личности «Ты у нас такой самостоятельный!», «Мы привыкли тобой гордиться!» «Ты же у нас молодец!», вместе с тем нужно признать недопустимость такого поведения. Детей группы нужно успокоить и объяснить, что он не хотел чтобы так получилось, но тот пока не умеет правильно себя вести.
7. Нужно обязательно обратить внимание на детей, которые чувствуют себя одинокими, неуверенными, тревожными, а иногда являются демонстративными или придирчивыми. Чаще приглашайте их к совместным действиям, одновременно с уважением относитесь к их желанию побыть в одиночестве. Выделите время в течение дня для индивидуального общения, помогите им найти друзей, предложите заняться чем-нибудь интересным. Сделайте так, чтобы они периодически попадали в центр внимания всей группы, например, поручите именно им дежурства,ответственными за совместную работу, заводить колонну детей в зал.
8. Организуйте «День замечательных детей». Это может совпадать с днем рождения, и в таком случае каждый ребенок в течение года побудет в этой роли. Устройте в этот день настоящий праздник! Тайно обсудите подарки, подготовьте сюрпризы, игры. Обустройте специальное место - где будет поздравление именинника, проведите с ним интервью о его предпочтениях, интересах, желаниях. Нарисуйте вместе с детьми поздравительные рисунки, где проиллюстрируйте в рисунках «достижения» именинника. Собравшись за праздничным столом или в праздничный круг, дайте возможность детям в свободной форме высказать пожелания, похвалить именинника за положительные качества характера смелость, самостоятельность, исполнительность. Пусть в этот день он сам решит, в какие игры играть, кто будет ведущим.
9. Обустройте в группе уголок доверия и дружбы. Для этого выделите отдельное уютное место положите коврик, на котором могут разместиться двое-трое детей. Вместе с детьми украсьте это место, обозначьте выразительным символом. Цель такого мероприятия в том, чтобы стимулировать детей к самостоятельному мирному решению проблем, возникающих в отношениях и сформировать внутреннее спокойствие и уверенность в том, что любые спорные ситуации будут решаться справедливо. Воспитатель постоянно проводит мысль о том, что любую проблему следует обсуждать и находить приемлемое для всех решение.
Для начала покажите на конкретном случае, как можно пользоваться уголком дружбы. Например, в группе появилась новая игрушка. Андрей и Егор оба хотят поиграть с ней. Предложите детям сесть на коврик и обсудить, как можно поделиться. Возможно, кто-то сам захочет уступить. Если-нет, можно воспользоваться считалкой или бросить жребий. Обсудить время для игры каждым ребенком.
Постепенно этот уголок станет символом дружбы, сплоченности и доверия. Впоследствии предложение воспитателя сесть на коврике в уголке дружбы будет означать для детей обсудить и решить проблему.
10. Можно организовать совместные партнерские проекты. Для этого выберите для детей темы, требующие совместного обсуждения и решения. Например, уход за комнатными растениями, подготовка к празднику, сбор информации об определенном явлении и его презентация; организация выставки детских рисунков к тематической недели, организация конкурсов между группами, и тому подобное. Пример проекта. «Поможем птицам перезимовать». Воспитатель рассказывает детям о том, что зимой птицы переживают тяжелые времена: им не хватает пищи, они мерзнут. Предлагает детям выразить свои предложения, как можно облегчить их жизнь. Принимаются любые предложения, в том числе и те, которые не могут быть реализованы. Из всего предложенного выбирают несколько, над которыми будет работать группа, например, чтобы привлечь внимание взрослых к проблеме, подготовить выставку рисунков о жизни птиц зимой; изготовить кормушки для птиц и взять под контроль их постоянное наполнение семенами и крошками.
Далее предлагается детям самостоятельно решить, кто из них и чем хочет заниматься. Воспитатель предлагает определиться, кто из детей хочет рисовать, кто будет делать кормушки и, наконец, кто берет под свой контроль своевременное наполнение их семенами, крошками. Желательно зафиксировать детский выбор (с помощью специальных листовок или предложить детям вписать свои имена в список). Это нужно для того, чтобы лишний раз сосредоточить внимание детей на характере их выбора (без этого дети могут быстро забыть, что они собирались делать). Вся дальнейшая работа может быть завершена только при условии поддержки и непосредственной помощи воспитателя.