горбачёва
Календарный план воспитательно-образовательной деятельности в части трудового воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Горбачёва Т. Е., воспитатель, Отделения по дошкольному образованию №3 МБОУ «Знаменская СОШ»
подготовительная группа.
Цель: достижение формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
• развитие трудовой деятельности;
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
Публикация «Календарный план воспитательно-образовательной деятельности в части трудового воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Планы работ
- Трудовая деятельность. Планирование
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
• формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека».
Развитие трудовой деятельности
1. Воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности.
2. Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда.
3. Воспитывать самостоятельность.
4. Развивать умение доводить начатое дело до конца.
5. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда.
6. Знакомить с наиболее экономными приемами работы.
7. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
Самообслуживание- это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя
1. Вырабатывать привычку правильно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки.
2. Совершенствовать умение одеваться и раздеваться, не отвлекаясь, аккуратно складывать в шкаф одежду, сушить мокрые вещи, ухаживать без напоминаний за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место).
3. Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
4. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам и вещам сверстников.
5. Развивать у детей желание помогать друг другу.
Хозяйственно бытовой труд -направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов.
1. Продолжать закреплять умение детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т. п.
2. Формировать умение наводить порядок на участке детского сада : подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега; поливать песок в песочнице.
3. Приучать убирать постель после сна; добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.
4. Вырабатывать привычку самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.
Труд в природе -уход за растениями, обитателями аквариума и животными, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике, участка.
1. Закреплять умение выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями уголка природы; выполнять обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д.).
2. Осенью привлекать детей к уборке овощей на огороде, сбору семян пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.
3. Зимой привлекать детей к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию вместе со взрослыми зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы, посадке корнеплодов, помощи взрослым в создании фигур и построек из снега.
4. Весной привлекать детей к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом — к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.
Ручной труд -направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей
1. Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек).
2. Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик).
3. Продолжать закреплять умение делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др., прочно соединяя части.
4. Формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (флажки, сумочки, шапочки, салфетки и др.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада, украшения на елку.
5. Привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал, ремонту книг, настольно-печатных игр.
6. Закреплять умение экономно и рационально расходовать материалы.
Формы организации труда дошкольников.
• Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое - либо трудовое действие. Это первая форма организации трудовой деятельности. Поручения могут быть: по форме организации (индивидуальные, подгрупповые, общие); по продолжительности; по содержанию. Трудовые поручения в старшем дошкольном возрасте сложны по содержанию, выполнению и степени ответственности за результат. Педагог может помочь, подсказать, показать, как выполнить поручение. Очень важно в конце выполненного ребенком трудового поручения сделать оценку результата труда.
• Дежурства - это труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота одного или нескольких детей о других. Дежурства: в уголке природы; по подготовке к занятиям. Дежурство способствует систематически включению детей в трудовую деятельность. Задачи, продолжительность и содержание зависит от взрослых и детей. Основной смысл дежурства - забота о других.
•. Совместный труд - это взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других при общей цели труда. Коллективный труд - это труд, в котором решаются трудовые и нравственные задачи (воспитанию коллективных взаимоотношений
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам
Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений. Подводить к оценке результата своей работа (с помощью взрослого).
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека
Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека. Рассказывать о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи др. ; о важности и значимости их труда. Прививать чувство благодарности к людям за их труд. Объяснить, что для облегчения труда используется разнообразная техника. Знакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показывать результаты их труда : картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства. Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять сильные трудовые поручения.
Перспективное планирование по трудовому воспитанию
Месяц Виды детского труда Формы труда Задачи Содержание работы Обогащение РППС Взаимодействие с родителями
Сентябрь
Самообслуживание
Поручения
Дежурства
Индивидуальный
Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
Учить самостоятельно, без напоминания взрослого выполнять обязанности дежурного; планировать свою деятельность в паре.
Учить использовать отделения шкафчика по назначению; воспитывать бережное отношение к вещам, привычку к порядку.
и/у «Поможем Буратино одеться».
соревнование «Самый лучший дежурный по столовой»
и/у «Я все делаю сам».
и/у «Разложи все по полочкам». Папка – передвижка с фотографиями воспитанников Беседа на тему «О том что нужно помогать взрослым» ,помощь в оформлении папки-передвижки «Как я помогал маме собирать урожай!»
Хозяйственно-бытовой труд Поручения
Дежурства
Совместный
Коллективный Воспитывать бережное отношение к книгам.
Подводить к оценке результата своей работа (с помощью взрослого).
Учить добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.
Прививать желание помочь няне и уважение к чужому труду.
Подклеиваем порванные книги.
Дежурство по столовой.
Протираем полки шкафов.
«Меняем полотенца».
Труд в природе
Дежурство в уголке природы
Коллективный
Индивидуальный
Подгрупповой Закреплять знания о комнатных растениях и особенности ухода за ними.
Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности.
Совершенствовать трудовые навыки в работе с различным инвентарем.
Осмотр комнатных растений.
Уборка на групповом участке.
Расчистка дорожек к групповому участку
Сбор овощей в огороде.
Ручной труд
Коллективный
Совместный
Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке Закреплять умение экономно и рационально расходовать материалы.
Знакомить с методами работы из ткани делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т. д., наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом. Срезать цветы, составлять букеты, украшать помещение
.Групповое панно «Волшебная поляна» Групповое панно «Волшебная поляна»
Знакомство с трудом взрослых
Коллективный
Индивидуальный
Подгрупповой
Воспитывать познавательный интерес к труду взрослых.
Объяснять, что для облегчения труда используется разнообразная техника. С- р игра «Агроном»
д/и «Кто это знает и умеет?»
Беседа «Как труд людей разрушает или спасает нашу планету
Коллективный
Учить навыкам намыливания, прополаскивать и отжимать салфетки, Игра «Угадайте, что я делаю?»
Игра «Накроем стол для кукол».
«Уборка строительного материала».
«Стирка салфеток, используемых на занятиях по изобразительной деятельности».
Месяц Виды детского труда Формы труда Задачи Содержание работы Обогащение РППС Взаимодействие с родителями
Октябрь
Самообслуживание
Поручения
Дежурства
Индивидуальный
Самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности. Совершенствовать умение одеваться и раздеваться, не отвлекаясь
Учить последовательно застилать постельное белье, приучать детей оказывать посильную помощь взрослым. «Помогаем помощнику воспитателя застилать чистое постельное белье».
Дежурство «Пригoтoвим материаллы для зaнятия».
«У нас в шкафу порядок». Конкурс-выставка поделок «Осеннее настроение»
Хозяйственно-бытовой труд Поручения
Дежурства
Совместный
Расширять представления детей о трудовых действиях
Учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровым уголке Посадка нового вида цветка в «уголке природы»
Труд в природе
Дежурство в уголке природы
Коллективный
Подгрупповой Закреплять знания о необходимости ежедневного полива цветов. Привлекать детей к уборке овощей на огороде, сбору семян пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.
Закреплять знания о необходимости сгребания листьев к корню куста Закреплять умения обращать внимание на последовательность действий при проведении ухода за растениями. Опрыскивание комнатных растений водой из пульвизатора.
Собирать корм на зиму для птиц,
Подготовка кустарников к зиме.
д/и «Что сначала, что потом?»
Ручной труд
Коллективный
Подгрупповой
Совместный Привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал, ремонту книг, настольно-печатных игр. Учить вдевать нитку в иголку и завязывать узел. воспитывать усидчивость ;познакомить с швейными принадлежностями Учить аккуратно складывать фигуру, разглаживать сгибы. Предложить вырезать по шаблону –кружки
Знакомство с ниткой и иголкой, и швом «вперед иголку»
Оригами «Щенок»
Знакомство с трудом взрослых
Коллективный
Индивидуальный
Подгрупповой
Знакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников,писателей. Прививать чувство благодарности к людям за их труд. С-р «Библиотека».
д/и «Кому что нужно для работы?»
Месяц Виды детского труда Формы труда Задачи Содержание работы Обогащение РППС Взаимодействие с родителями
Ноябрь
Самообслуживание
Поручения
Дежурства
Индивидуальный
Учить как надо правильно заправлять постель; воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание помочь взрослым.
Учить убирать посуду после еды; сметать щеточкой со столов. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. «Учимся заправлять свои постели».
Дежурства по столовой
и/у «Оденем куклу по погоде» Изготовление поделок, открыток ко Дню Матери. Фоторепортаж ко Дню Матери «Делимся семейным опытом», фото из семейного альбома.
Хозяйственно-бытовой труд Поручения
Дежурства
Совместный
Коллективный Учить самостоятельно, без напоминания взрослого выполнять обязанности дежурного; планировать свою деятельность в паре.
Продолжать учить детей протирать пыль с полок влажной тряпочкой. Развивать трудовые умения и навыки.
Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.
Игра-соревнование «Все держим в чистоте»
Дежурство по занятиям
«Протираем от пыли полки для игр и игрушек».
С-р «Прачечная»
Труд в природе
Дежурство в уголке природы
Коллективный
Индивидуальный
Подгрупповой Учить выполнять два поручения одновременно.
Продолжать воспитывать чувство справедливости: правильно распределять интересную и малоинтересную работу. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
Формировать умение трудиться в коллективе, не мешать друг другу при работе.
Чаще предоставлять детям возможность проявлять смекалку, волевые умения. «Рыхление почвы у комнатных растений».
уборка снега с построек
расчистка дорожек к кормушке,
утепление
ствола деревьев снегом.
Ручной труд
Коллективный
Подгрупповой
Совместный Продолжать закреплять умение делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др., прочно соединяя части.
Развивать инициативу;
Развивать творческие способности. «Снеговик» из ваты, и природного материала.
«Новогодняя поздравительная открытка»
С-р «Ателье»
Знакомство с трудом взрослых
Коллективный
Индивидуальный
Подгрупповой Рассказывать о профессиях воспитателя, учителя. упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека. С-р «Школа»
д/и «Продолжи предложение»
Месяц Виды детского труда Формы труда Задачи Содержание работы Обогащение РППС Взаимодействие с родителями
Декабрь
Самообслуживание
Поручения
Дежурства
Индивидуальный
Самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного:
Раскладывать на столы посуду, приготовленные воспитателем
Для занятия пособия, мыть и убирать их после занятия на место.
Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать желание трудиться
«Смена грязных полотенец».
правильно пользуемся столовыми приборами, моем руки после посещения туалета и по мере необходимости.
Выставки снежинок, изготовленных родителям. Изготовление родителями украшений для групп.
Хозяйственно-бытовой труд Поручения
Дежурства
Совместный
Коллективный Учить, помогать няне поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду. «Мытьё стульчиков».
«Дежурство по занятиям»
С/р игра «Детский сад»
Труд в природе
Дежурство в уголке природы
Коллективный
Индивидуальный
Подгрупповой Закреплять умения и навыки ухода за обитателями живого уголка, ухода за растениями.
Воспитывать желание трудиться, чувство ответственности за порученное дело.
Закреплять навыки и умение работы с лопатами на участке.
Воспитывать заботу о младших детях в саду, помогать, им расчищать участок от снега.
Учить детей постоянно поддерживать порядок на участке.
Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, предлагать посильную помощь. «3еленый десант на комнатные растения»
(убираем больные листья, подкормка).
«Уборка в уголке природы». Подкормка птиц на кормушке, расчистка кормушек от снега.
Набор снега в ведро для поливки комнатных растений.
Ручной труд
Коллективный
Индивидуальный
Подгрупповой
Совместный Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик). Учить детей строить по образцу домик-кормушку для птиц; анализировать образец, Делать гирлянды, бусы, елочные украшения.
«Кормушка для зимующих птиц»
Знакомство с трудом взрослых
Коллективный
Индивидуальный
Подгрупповой
Знакомить с трудом взрослых через профессии нашего города
Подводить к пониманию ценностей любого труда людей.
Учить подбирать слова, указывающие на выполняемое предметом действие и кто использует этот предмет. Беседа «Что б случилось,
если бы не работал
(электрик, водитель, врач и др. ?»
д/и «Выбираем работу»