Марина Филина
Календарный план работы воспитательного и образовательного процесса в старшей группе
Календарный план работы воспитательного и образовательного процесса в старшей группе
1 неделя декабря
Период: 1 неделя декабря. Дата: с 05.12.2022 г по 09.12.2022 г
Тема: «Зима. Зимующие птицы»
Итоговое мероприятие. Выставка рисунков «Зима. Зимующие птицы»
Виды детской деятельности Совместная образовательная и воспитательная деятельность с воспитанниками Поддержка индивидуальности ребёнка Организация ППРС для поддержки детской инициативы Выполнение календарного плана воспитательной работы
Двигательная
Игровая ситуация №40
Публикация «Календарный план работы воспитательного и образовательного процесса в старшей группе» размещена в разделах
Игровая ситуация №41 Игровая ситуация №42 (на свежем воздухе)
Утренняя гимнастика №1. Цель: создать радостный эмоциональный подъём, «разбудить» организм ребёнка, настроить на действенный лад.
Гимнастика после сна №1. Цель: устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.); увеличить тонус нервной системы; усилить работу основных систем организма (сердечно - сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других).
П/и «Быстро возьми, быстро положи», «Перемени предмет», «Ловишка, бери ленту», «Совушка», «Чье звено скорее соберется?», «Кто скорее докатит обруч до флажка?», «Жмурки», «Догони свою пару» Цель: развивать ловкость, быстроту движений, умение менять направление во время бега. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление. Развивать умение строится в шеренгу ровно, действовать согласованно, по сигналу. Закреплять боковой галоп, бег с прямыми ногами.
Пальчиковая гимнастика «Птичья кормушка»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук. Физкультминутка «Снегири» Цель: предупреждения утомления, восстановление умственной работоспособности, создание положительных эмоций.
Беседа ЗОЖ «Спорт- это здоровье» Цель: формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни; накопление и обогащение знаний детей об Олимпиаде; совершенствовать знания о различных видах спорта, желание заниматься спортом; развивать познавательный интерес, память, связную речь, умение рассуждать, делать умозаключения; воспитывать целеустремленность, организованность.
Предложить спортивное оборудование (обручи, кегли, мячи) в спортивно-оздоровительной зоне для развития ловкости, глазомера, координации движений.
Обратить внимание на шапочку волка на скамейке для возникновения п/и «Волк во рву» с целью продолжить воспитывать умение действовать согласно правилам игры, быть ловкими, перепрыгивать через препятствие.
Игровая Д/и «Звуковые шапочки»; «Закончи слово»; «Угадай слово»; «Сплетем венок из предложений»; «Волшебные кубики» Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления, развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы (игра также выполняет роль релаксационной паузы); уточнить представление о форме предметов.
С/ р игра: «Кафе» Цель: научить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, учить самостоятельно создавать необходимые постройки, формировать навыки доброжелательного отношения детей. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.
С/ р игра: «Библиотека» Цель: согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников, менять роли по ходу игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек. Расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте. Развивать память, речь детей.
С/ р игра: «Агентство недвижимости» Цель: формировать умение детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно им. Расширять сферу социальной активности детей и их представления об окружающем, закреплять знания о работе агентств по продаже недвижимости, предоставлять ребенку возможность занимать различные позиции взрослых (директор агентства — менеджер по продажам — работник рекламной службы — покупатель).
С/ р игра: «Исследователи космоса» Цель: научить детей самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Закреплять знания детей об исследованиях в области космоса, о специфических условиях труда исследователей, учить моделировать игровой диалог, использовать различные конструкторы, строительные материалы, предметы-заместители. Развивать творческое воображение, связную речь детей.
С/ р игра: «Химчистка» Цель: формировать совместную деятельность, направленную на качество исполнения ролей. Использовать при необходимости предметы-заместители. Отражать в игре представления о сфере обслуживании, закреплять знания детей о служащих химчистки. Развивать память, активизировать речь детей.
Настольные печатные игры.
«Часть и целое» Цель: формирование умений соединять две половинки в целое, сравнивать, соотносить, выделять признаки предметов, классифицировать и объединять их в группы, составлять рассказ по картинке, находить причинно-следственные связи между предметами и объектами.
«Домино». Цель: формирование умений моделировать множество различных игровых ситуаций, развитие логического мышления, наблюдательности, внимания, памяти.
«Пазлы». Цель: совершенствование мелкой моторики рук, развитие сосредоточенности, логического мышления, способности к анализу ситуации, сообразительности, обогащение и активизация словаря ребенка, развитие связной речи. «Мозайка». Цель: совершенствование мелкой моторики рук, развитие сосредоточенности, логического мышления, способности к анализу ситуации, сообразительности, обогащение и активизация словаря ребенка, развитие связной речи. Народная игра «Сороконожка» Цель: учить двигаться легко, свободно. Воспитывать выдержку, внимание. Проявлять творчество. развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей выдержку. Продолжать учить стремительному бегу. Разместить продукты питания, кассу, деньги, халат в зоне сюжетно-ролевых игр для возникновения с/р игры
«Магазин» с целью формирования социального опыта детей средствами игровой деятельности
Предложить игрушки в сюжетно-ролевом уголке для самостоятельной игры куклу, машину, предметы заместители с целью развития умений решать проблемно-игровые ситуации, развивать коммуникативные навыки, игровые умения детей, любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость.
Предложить на столе фигурки животных для возникновения с/р игры «Зоопарк» с целью расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании.
Обратить внимание в строительном уголке на кубики, с целью возникновения с/р игры «Строим дом» и знакомства детей со строительными профессиями.
Изобразительная (рисование, лепка, аппликация,
Игровая ситуация Аппликация «Птицы на кормушке»
Игровая ситуация Рисование «Деревья в снегу»
Игровая ситуация Рисование «Птичка на ветке рябины»
Предложить раскраски (шаблоны, трафареты, схемы) в центре художественно эстетического творчества для развития творческих способностей, совершенствования ручной умелости.
Восприятие художественной литературы и фольклора
Игровая ситуация (Восприятие художественной литературы) Заучивание шуточного стихотворения А. Барто «В защиту Деда Мороза»
Чтение И. Никитин «Встреча зимы» Цель: приобщение к словесному искусству, воспитывать умение слушать новые рассказы, обсуждать наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения. Чтение В. Чаплина «Птицы под нашим окном» Цель: учить детей понимать юмор ситуации, уточнять представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Чтение А. Барто «Снегирь» Цель: приобщение к словесному искусству, воспитывать умение слушать новые рассказы, обсуждать наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения. Чтение С. Есенин «Поет зима аукает» Цель: воспитывать положительное отношение к выполнению правил дорожного движения. Чтение Г. Ладонщиков «Наши друзья» Цель: учить детей понимать юмор ситуации, уточнять представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров.
Предложить элементы костюмов героев сказки (корона, фартук, шляпа, маски животных) в театрализованном центре для возникновения
игры – драматизации, с целью стимулирования активности детей, развития творческого воображения, фантазии детей.
Познавательно-исследовательская Игровая ситуация (Развитие математических представлений) «Зима. Зимующие птицы»
Игровая ситуация (ФЦКМ) «Зима. Зимующие птицы»
Беседа ОБЖ «Пожароопасные предметы» Цель: помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться.
Беседа «Всегда ли вы правы» Цель: закрепление умения давать оценку своим поступкам.
Опыты и эксперименты «Как работает термометр» Цель: развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности. Опыты и эксперименты «Воздух расширяется» Цель: развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности. Опыты и эксперименты «Песчаный конус» Цель: развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности. Д/и «Веселый поезд» ; «Нужные знаки»; «Найди братца»; «Красный-белый», «Кто как разговаривает?» Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления, развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы (игра также выполняет роль релаксационной паузы); уточнить представление о форме предметов.
Наблюдения
Наблюдение за осадками. Цель: характер осадков в декабре.
Наблюдение за утренним туманом и росой. Цель: объяснить причину этих явлений (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха). Туман – мельчайшие капли воды в воздухе.
Наблюдение за ветром. Цель: дать самостоятельную характеристику ветру: сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. Наблюдение за продолжительностью дня. Цель: наблюдение проводится с одного и того же места на участке детского сада. Дети постепенно подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния.
Наблюдение за растениями.
Беседа «О лесе» Цель: дать детям понятие о том, что лес -это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны дуг другу.
Предложить рассмотреть иллюстрации на столе по теме недели «Зима» с целью развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.
Обратить внимание в экспериментальном уголке на зеркало, лупу, с целью проведения опытов для показа детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить знания о семи цветах радуги.
Коммуникативная
Логопедическое подгрупповое занятие (по плану учителя-логопеда) Логопедическое подгрупповое занятие (по плану учителя-логопеда) Логопедическое подгрупповое занятие (по плану учителя-логопеда) Логопедическое подгрупповое занятие (по плану учителя-логопеда)
Беседа «Как живут наши птицы зимой» Цель: обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами, установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки. Вызвать желание помочь птицам в зимнее время. Беседа «Как заботится о птицах» Цель: развивать познавательный интерес детей к птицам. Формировать практические природоохранные умения. Побуждать детей заботится о птицах зимой.
Беседа «Здравствуй, зимушка зима» Цель: обобщать и уточнять знания о зиме как времени года, зимних приметах. Закреплять названия зимних месяцев. Развивать познавательный интерес. Помочь детям увидеть, почувствовать красоту зимней природы. Беседа «Где рождается снег?» Цель: формировать представление о природных явлениях, их взаимосвязи. Обобщать представление детей о зиме; закрепить знания о характерных признаках зимних месяцев. Беседа «Как много интересного бывает зимой» Цель: учить детей представлениям о зиме, состоянии неживой природы. Развивать познавательную активность детей. Воспитывать желание оказывать помощь животным зимой, позитивное отношение к зиме. Дидактические игры «Кто где живет?» Цель: расширять словарный запас, развивать быстроту реакции.
«Подскажи словечко» Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
«Что происходит в природе?» Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
«Кто как передвигается?» Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. «Сосчитай правильно» Цель: расширять словарный запас, развивать быстроту реакции. координацию.
Хороводные игры: «Флажок», «Ходит Ваня», «Пузырь» Цель: упражнять в правильном согласовании действий и текста, развивать координацию. Театрализованная игра: «Веселый Старичок - Лесовичок» Цель: развивать монологическую речь.
Артикуляционная гимнастика «Улыбка» Цель: формировать навык удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков.
Обратить внимание на выставку книг в книжном центре по теме «Зима» с целью формирования у детей интереса к детской книге.
Предложить в театральном уголке пальчиковый театр с целью возникновения театрализованной игры «Зайкина избушка»
Самообслуживание и элементарный бытовой труд КГН.
Питание. Цель: совершенствовать умение держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в ру-ке, а лишь слегка поворачивая кисть. Одевание-раздевание. Цель: совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.
Умывание. Цель: совершенствовать умение быстро и правильно умываться, насухо вытираться полотенцем. Дежурство по столовой. Цель: продолжать учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой. Трудовые поручения:
«Полив комнатных растений»
Цель: обучить трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям.
«Приготовим оборудование и материалы для образовательной деятельности» Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть, если это необходимо, убирать их после занятия на место.
«Наведение порядка в группе после игры» Цель: продолжать учить детей наводить порядок в игрушках. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться.
Обратить внимание на комнатный цветок в центре природы с целью бережного отношения к природе, цветам.
Музыкальная
Игровая ситуация (по плану музыкального руководителя)
Игровая ситуация (по плану музыкального руководителя)
Слушание «В пещере горного короля» Цель: учить заинтересованно слушать классическую музыку.
Распевание «Колокольчик» Цель: учить определять и высказываться о характере песни, развивать вокальные способности.
Музыкальное развлечение «Зимние забавы» Цель: создать у детей радостное, бодрое настроение.
Обратить внимание на музыкальные инструменты- ложки, бубен, маракасы в музыкальном центре с целью развития у детей музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости на музыку.
Конструктивно-модельная Игровая ситуация Конструирование «Как люди изобрели бумагу и украсили окна» (из бумаги) Игра- конструирование «По замыслу» (из строительного материала). Цель: воспитывать аккуратность в постройке, следить за прочностью соединения деталей. Учить детей строить по условиям. Формировать интерес к разнообразным сооружениям, развивать творчество.
Обратить внимание на конструктор (лего, строительный материал) на ковре с целью развития способности детей к наглядному моделированию.
Работа с родителями
Консультация «О правилах пожарной безопасности»
Стендовая информация «Грипп не пройдет» Папка-передвижка «Зима»
Индивидуальные беседы по запросам родителей
Изменения в плане
П/и «Море волнуется…» (В Рамках месячника безопасности людей на водных объектах в зимнем периоде)
С/р игра «Окажи первую помощь» (В Рамках месячника безопасности людей на водных объектах в зимнем периоде)
Рисование «У пруда» (В Рамках месячника безопасности людей на водных объектах в зимнем периоде)
Беседа «Осторожно: тонкий лед!» (В Рамках месячника безопасности людей на водных объектах в зимнем периоде)