Анна Смирнова
Календарно-тематическое планирование недели «Народная культура и традиции» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей к истокам и ценностям народной культуры.
Задачи:
1. Создать условия для расширения кругозора у детей о народной игрушке (глиняной, деревянной, тряпичной, соломенной, берестяной., о традициях и обрядовых праздниках.
2. Развивать познавательный интерес к её истории, культуре, быту.
3. Воспитывать интерес к русским народным играм, традициям.
Мероприятия:
Публикация «Календарно-тематическое планирование недели „Народная культура и традиции“ в старшей группе» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
-Посещение выставки (мини музея)в детском саду «Русская изба».
-Творческие выставки в группе.
-Проведение занятий, бесед, чтение художественной литературы.
День недели
дата Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность
в режимных моментах Создание ППРС для самостоятельной деятельности, инициатива. Вовлечение семей в образовательную деятельность
Понедельник 22 марта.
Тема дня: «Русская изба» 1. «Мир, в котором я живу»
Тема: «Русская изба».
Цель: формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. (конспект, презентация)
2. «Художественно-эстетическое
развитие» (Аппликация)
Тема:
«Деревенская избушка».
Цель: -формировать навыки работы с бумагой
-развивать глазомер, фантазию, пространственное мышление
3. «Физическое развитие»
Цель: развитие ловкости и выносливости, чувства дружбы и взаимопомощи; знакомство с народной игрой «Верёвочка» Утро: Гимнастика.
Труд в уголке природы (рыхление, полив, протирание листьев, опрыскивание).
Беседа: «Чем славилась русская изба?»
Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа.
Хороводная игра «Я по рыночку ходила»
Цель: расширить представление о играх, уметь различать между собой.
Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок.
Чтение сказки «Золотое веретено».
Цель: Познакомить детей с предметами обихода: веретеном и прялкой. Прогулка
Вечер:
Пробуждающая гимнастика в постели.
Босоножие-закаливание.
Беседа о старинной посуде (из чего делали, как использовали, чем отличается от современной. – Рассматривание деревянной, глиняной посуды, чугунов, подносов.
Дидактическая игра: «Повтори скороговорку»;
Игры-ситуации: «У бабушки в деревне».
Цель: Вовлечь детей в игровой сюжет, активизировать слуховое восприятие, побуждать к двигательной и интонационной имитации.
Центр книги
Внести книги со сказками, былинами, половицами иллюстраций разных художников.
Иллюстрации, изображающие русский народный быт.
Фотографии русского народного костюма, русских музыкальных инструментов, народной игрушки.
Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов; чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме «Народная культура и традиции».
Вторник 23 марта
«Знакомство с русским народным костюмом»
1.«Мир, в котором я живу»
Тема: «Знакомство с русским костюмом»
Цель: Обогащать и активизировать словарь детей: сарафан, кокошник, лапти, орнамент. Просмотр слайдов «Русский народный костюм»
2. Музыка
Тема: Русский народный фольклор.
Цель: продолжить знакомство с русским народным фольклором
3. ФИЗО
Русские народные игры
Утро: Гимнастика
Беседа о символике красного и черного цвета в узорах русского народного костюма.
Рассматривание куклы в национальном русском наряде.
Рассматривание иллюстраций с изображением старинной русской одежды.
Беседа о русских головных уборах и народной обуви.
Цель: актуализировать знания детей о русской народной одеждой и её особенностями.
Д/и «Элементы русского костюма»
«Подбери узор для сарафана, кушака»
Цель: закрепить название деталей русского костюма
Артикуляционная гимнастика. Скороговорки.
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
Цель: познакомить детей с тем, как получаются ткани. Прогулка
Вечер:
Мастерим из ткани «Изготовление тряпичной куклы»
Чтение былин: «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» Цель: продолжать знакомить детей с устным народным творчеством
Дидактическая игра: «Кому что нужно для работы»
Цель: Формировать представления детей о профессиях повара, дворника, парикмахера, врача.
Внести русские народные костюмы, кокошники, фотоальбом с русскими народными костюмами, головными уборами.
Рассказ К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
Иллюстрации к
Лото «Профессии»
Иллюстрации к сказкам. Выставка в группе
В Мире фольклора
Среда 24 марта
«Знакомство с русским народным искусством» 1. ФЭМП (по плану)
2. «Художественно-эстетическое развитие» (рисование)
Тема: «Дымковская барышня»
Цель: Познакомить с историей возникновения Дымковской игрушки. Формировать умение писать элементы росписи.
3. Конструирование.
«Народная кукла»
(2половина дня) Утро: Гимнастика
Беседа о русских промыслах Хохлома, Гжель, Жостово.
Рассматривание альбома «Декоративно – прикладное искусство».
Рассматривание иллюстраций предметов русских промыслов.
Цель: расширить знания о прикладном искусстве. Составление русских узоров из мозаики.
Русские народные музыкальные инструменты (Знакомство с р. н. инструментом – гуслями, дудке, балалайке, рожке, ложках, свистульках.)
Д/ игра: «Угадай, на чём играю» (муз. инструмент); Артикуляционная гимнастика. Чтение сказки «Серебряное копытце» Бажов. Подвижная игра «Бездомный заяц» Цель: Развитие внимания, быстроты, ловкости. Прогулка
Вечер:
Беседа об особенностях содержания колыбельных
песен и приговорок.
Игровое упражнение «Укачай куклу Дашу».
Продолжить чтение былины:», «Илья Муромец и Чудовище»
Конструирование из бумаги «Народная кукла» Цель: Приобщать к народному творчеству, формировать умение складывать лист бумаги в гармошку, пользоваться шаблоном, симметричное вырезывание контура человека.
Внести альбом «Декоративно – прикладное искусство»
Хохлома, Гжель, Жостово
Внести игрушечные гусли, рожок, балалайку, свистульки.
Слушание колыбельных.
Приобщение детей к семейным традициям
Четверг 25 марта
«Устное народное творчество»
1. Речевое развитие.
Тема: «Заклички»
Цель: продолжать знакомить с малыми формами фольклора, дать представление об их традиционном использовании, научить пользоваться.
2. Мир,в котором я живу.
Тема: «Свойства дерева»
Цель: упражнять в умении различать деревянные предметы, исследовать, определять свойства дерева, фиксировать результаты.
3. ФИЗО
Подвижные игры.
Утро: Гимнастика
Беседа «Русский фольклор»
Цель: познакомить детей с особенностями русского фольклора (колыбельные песни, приговорки, потешки, докучные сказки).
Рассматривание иллюстраций орудий труда крестьянина
и рассказ об их назначении.
Загадки об орудиях труда крестьянина.
Д/и «Накрой русский стол»
Цель: упражнять в умении сервировать стол.
Артикуляционная гимнастика «Язычок»
Чтение былины: "Илья Муромец и Соловей- разбойник"
Цель: дать представление о былинах. Прогулка
Вечер:
Разучивание хороводной игры «Кто с нами, кто с нами пашенку пахати»
Продолжить чтение былины: "Илья Муромец и Соловей- разбойник"
Дидактическая игра: «Кто где работает?» (Город, село) Цель: формировать умение отличать город от села, деревни.
Игры на развитие мелкой моторики:
«Заплети Матрене косу», «Собери бусы для Аленки»
Цель: развитие мелкой моторики, пробуем плести косичку.
Хоровая игра с пением: «Чики, чики – чикалочки», «На горе-то калина»,
Цель: воспитывать интерес к народным играм.
Дидактическая игра: «Придумай загадку»
Цель: формировать умение подбирать нужные слова для описания задуманного предмета.
Внести папку с картинками орудия труда крестьян.
Книгу с былинами «Илья Муромец и Соловей- разбойник»
Поролоновые косички. Принести, если есть рукодельные предметы для создание выставки в группе «Русские художественные промыслы».
Пятница 26 марта
«Знакомство с народным бытом»
1. Музыка
«Русские народные песни,игры»
2. Ознакомление с художественной литературой
Тема: «Небылицы, потешный фольклор»
Цель: продолжить знакомить детей с дразнилками, скороговорками, потешками, небылицами.
3. «Художественно-эстетическое развитие»
(конструирование)
Тема: «Народная кукла из шерстяных ниток»
Цель: познакомить детей со способом изготовления народной куклы. Приобщать к народному творчеству, равномерно наматывать нить, работать в парах.
Утро: Гимнастика
Труд в уголке природы (рыхление, полив, протирание листьев, опрыскивание).
Беседа о бытовых предметах прошлого.
Цель: развивать умение различать предметы быта на картинках, называть их (рукомойник, печь, чугунок, ухват, кочерга, самовар, коромысло, ведро, корыто, стиральная доска, глиняный горшок)
Чтение С. Маршак «Откуда стол пришёл?». Загадки о предметах мебели
Дидактическая игра «Разложи по порядку»
Цель: расширить знания детей об истории мебели.
Артикуляционная гимнастика
Прогулка
Вечер:
Дидактическая игра: «Придумай колыбельную для куклы»
Хозяйственно-бытовой труд: «В нашей группе, словно в горнице будет чисто и светло».
Цель: воспитывать у детей желание сохранять порядок в группе.
Строительные игры: Из строительного и подручного материала изготовление «Русской избы».
Коллективная постройка «Деревенька», используя фигурки животных.
Презентация о предметах быта прошлого.
Подборка картинок с мебелью. Папка-раскладушка: «Приобщаем детей к русской народной культуре»
«Русские народные игры с детьми дома и на прогулке»
Консультации для родителей: «Сказка ложь, да в ней намек».
Итоговая творческая выставка.