Алёна Чурилова
Календарно-тематическое планирование в средней группе «Помогаем взрослым»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствование формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, личного отношения к соблюдению (и нарушению) моральных норм, взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика, одобрения действия того, кто поступил справедливо.
Итоговое мероприятие «Мы лучшие помощники»
Понедельник, 16 марта.
Совместная деятельность воспитателя и воспитанников Самостоятельная деятельность воспитанников Индивидуальная работа воспитателя с воспитанниками
Утро
Публикация «Календарно-тематическое планирование в средней группе „Помогаем взрослым“» размещена в разделах
Беседа «Сильный мальчик - так хорош!» - умение мальчиков оценивать свои поступки с точки зрения причастности к сильному полу, стремление заступаться за слабых, уступать им, заботиться о них. Воспитание отзывчивости, желание быть справедливым.
Д. и. «Найди то, что спрятано» - умение самостоятельно определять и называть форму предметов, группировать предметы по форме, пояснять свои действия. Труд в уголке природы - Уход за комнатными растениями - Предложить детям осмотреть растения.
Практическое упражнение «Вот они сапожки: этот - с правой ножки, этот - с левой ножки» - самостоятельно надевать обувь, знакомство с различными способами проверки правильности выбора обуви для правой и левой ноги, самоконтроля, желание проявлять внимание к своему внешнему виду, стремление быть аккуратными. Развитие звуковой культуры речи. Д. и. «Кто быстрее соберет вещи?» - упражнение детей в дифференциации звуков «с» - «ш», развивать слуховое восприятие. (Максим, София).
Утренняя гимнастика: Т. М. Бондаренко «Физкультурно- оздоровительная работа с детьми 4-5 лет в ДОУ» с. 92
Программное содержание, средства и способы.
\
ОД
Природный мир
Тема: "Посадка гороха в уголке природы" (с. 120)
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. - СПб. : "Детство - Пресс", 2016. - с. 97 – 164
Программное содержание: систематизировать знания о процессе посадки; формировать практические навыки посадки; учить дружескому отношению детей друг к другу в процессе труда.
Способы: беседа, посадка семян гороха в большом ящике.
ОД
Музыка
По плану муз. руководителя
Прогулка
Наблюдение за погодой. Чтение О. Дриз «Своя погода» - формирование умения детей при помощи взрослого замечать и отражать в речи состояние и изменения погоды.
П. и. «Зайка серый» - умение выполнять движения в соответствии с текстом игры, повышение двигательной активности, создание радостного настроения Труд на участке - сбор веток для оформления группы, изготовления поделок - Расширение знаний детей о различных деревьях, активизация в речи понятий, связанных со строением деревьев, развитие умения видеть прекрасное в окружающем мире.
С. р. и. «Больница» - умение самостоятельно создавать игровые ситуации, разворачивать, творчески преобразовывать сюжет, активизировать речь детей. Игровое упражнение «Догони обруч» -
умение катать обручи в разных направлениях, развитие ловкости, координации движений. (Даша, Артём, Илья Н., Саша)
Вечер Чтение сказки «Заюшкина избушка» - умение оценивать поступки героев, сочувствовать обиженному и выражать несогласие с действиями обидчика. Желание передавать характер персонажей движениями и голосом.
Д. и. «Разбери посуду» - умение классифицировать, объединять предметы в группы : кухонная, столовая, чайная посуда, закрепление знания о её назначении. Дидактическая игра «Узнай, кто это?» - умение узнавать детей группы по описанию одежды, активизация в речи детей понятий, связанных с предметами одежды, основными цветами.
Самостоятельная двигательная активность детей. Д. и. «Праздничный салют» - самостоятельно устанавливать отношения между объектами (в пределах пяти, располагать их в порядке нарастания и убывания яркости цвета. (Артём, Лера).
Вторник, 17 марта.
Совместная деятельность воспитателя и воспитанников Самостоятельная деятельность воспитанников Индивидуальная работа воспитателя с воспитанниками
Утро
Беседа «Маленькие помощники» - Обсудить с детьми, почему важно помогать взрослым, какие обязанности могут взять на себя ребята, что умеет делать и делает дома каждый из детей.
Музыкальное упражнение «Как тебя зовут?» -
Развитие творческой инициативы, побуждая их к самостоятельному варьированию несложных мелодических оборотов, построенных на нескольких звуках. Работа в уголке книги: рассматривание иллюстраций Ю. А. Васнецова к книге «Три медведя» - развитие эмоциональной отзывчивости на произведения книжной графики, знакомство с иллюстрациями Ю. Васнецова, умение обращать внимание на используемые художником выразительные средства.
КГН - закрепить навыки правильно пользоваться полотенцем. Ознакомление с окр. миром: Д. и. «Узнай, кто это?» - умение узнавать детей группы по описанию одежды, активизация в речи детей понятий, связанных с предметами одежды, основными цвета. (Даня, Алиса)
Программное содержание, средства и способы.
\
ОД
Речевое
развитие
Тема: "Нет друга - ищи, а нашел - береги" (с. 196)
Реализация содержания образовательной области "Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций (младший и средний возраст) /авт. -сост. : О. М. Ельцова. - СПб. : ООО "Издательство "Детство - Пресс", 2016. - 224 с. (Работаем по программе "Детство")
Программное содержание: выяснить представления детей о дружбе; обогащать словарь посредством использования пословиц и поговорок,
Средства : корзина с маленькими мячами, клубок ниток.
Способы: беседа; игра «Мой веселый звонкий мяч», игра «Связующая нить», рефлексия.
ОД
Физическое развитие
Анисимова М. С., Хабарова Т. В. Двигательная деятельность детей 3 - 5 лет. - СПб. : ООО "Издательство Детство Пресс", 2017. - (с. 102)
Программное содержание: способствовать освоению детьми умений: бегать с ускорением по диагонали, боковым галопом, с выполнением задания; лазать по наклонной лестнице, по гимнастической стене; сохранять равновесие при перешагивании через предметы; ходьба в колонне по одному; врассыпную; бег в колонне по одному, врассыпную, на носках.
Средства : лесенка-стремянка; гимнастическая стена.
Способы: веселый тренинг «Колобок», п/и «Зверюшки, навострите ушки», игра и/м. п «Иголка и нитка», тренировка дыхания.
Прогулка
Наблюдение за воробьями – расширение представления детей о птицах, формирование умения различать птиц по внешнему виду и называть их.
П. и. «котята и воробышки» - Упражнение в выполнении основных движений. Формирование положительных эмоций в процессе игры. Труд на участке по уборке мусора – желание проявлять инициативу, стремление поддерживать и наводить порядок, умение самостоятельно выбирать инвентарь и фронт работы.
Самостоятельная дея – ть - Подвижные игры по выбору детей.
Д. и. «Секрет» - умение внимательно слушать, произносить слова в соответствии с заданием (только шепотом, чисто и отчетливо, в той последовательности, которая предложена взрослым. Развивать слуховое восприятие, фонематический слух, кратковременную слуховую память. (Лера, Андрей У.)
ОД
Рисование Тема: Репка" (с. 280)
Леонова Н. Н. Художественно - эстетическое развитие в младшей и средней группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. - СПб. : ООО "Издательство "Детство - Пресс", 2016. - 320 с. (Из опыта работы по программе "Детство")
Программное содержание: вызывать интерес к созданию сказочного образа по мотивам знакомой сказки; развивать чувство формы и мелкую моторику; формировать навыки сотрудничества.
Средства : настольный театр «Репка», кусочки пластилина серого, голубого, розового, белого цветов; семена арбуза и дыни; гречневая крупа; шерстяные нитки; палочки, дощечки, салфетки.
Способы: вступительная часть, беседа, физ. Пауза «Вышла мышка», практическая часть, заключительная часть.
Вечер Практическая ситуация «Зоркие глазки, чуткие ушки» - знакомство с правилами охраны зрения и слуха.
П. и. «Догони обруч» -
Умение катать обручи в разных направлениях, развитие ловкости, координации движений. С. р. и. «Семья» - умение готовить обстановку для игры, подбирать предметы и атрибуты, выбирать удобное место. Предложить детям интересное им развитие сюжета (связанное с прошедшими выходными, праздниками, значимыми для детей событиями - день рождения, поход в кино, и цирк и т. д.)
Самостоятельная деятельность детей. Инд. раб по ФЭМП: Д. и. «Поручения» - умение подбирать предметы по слову, обозначающему форму, пользуясь не реальными геометрическими образцами, а представлениями об основных вариантах формы. (Вика П., Вика Б.)
Среда, 18 марта.
Совместная деятельность воспитателя и воспитанников Самостоятельная деятельность воспитанников Индивидуальная работа воспитателя с воспитанниками
Утро
Беседа «Петька - забияка» - формирование умения выходить из конфликтных ситуаций мирным путем, осознавать свои чувства, желания и понятно выражать их.
Д. и. по ОБЖ «Правила дорожного движения» - Повторение правил перехода улицы. КГН - Практическое упражнение «Сидим красиво» - умение сидеть за столом в соответствии с правилами этикета (слегка наклоняться над тарелкой, соблюдать положение локтей, правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, не спеша). Д. и. «Сравни и назови» - Формирование умения сравнивать множества предметов разными способами: перекладыванием, пересчетом и т. д. формирование умения рассказывать о результатах сравнения. (Костя, Никита).
Программное содержание, средства и способы.
\
ОД
Математическое и сенсорное развитие
Знакомство с числом и цифрой "7" (с. 51)
Афанасьева И. П. Парциальная программа "Вместе учимся считать" : учебно - методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. - СПб. : ООО "Издательство Детство Пресс", 2015. - 144 с.
Программное содержание: знакомство с образованием числа «семь» и цыфрой «7»; закрепление знания цифр; закрепление знаний о фруктах; развитие мелкой моторики рук.
Средства : фигурки Рыжика и Пушистика, цифра «7»
Способы: ответы на вопросы, выполнение заданий в тетради; физкультминутка, «найди и раскрась», «разложи по тарелочкам», подведение итогов.
ОД
Музыка
По плану муз. руководителя
Прогулка
Сравнительное наблюдение «Камень и глина» - расширение представления детей о свойствах камней (минералов) и глины. С. р. и. «Автобус» - сюжет «Едем в детский парк» - способствование самостоятельным действиям в выборе роли, учить согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата.
Труд – Расчистка дорожек, уборка мусора - подбирать инвентарь в соответствии с задачами работы. Трудолюбие, умение трудиться сообща. Инд. работа по музыкальному развитию - передавать ритмический рисунок попевки «Небо синее» (слова М. Долинова, музыка Е. Тиличеевой) на ударных (барабане, бубне, погремушках). (Вика П., Платон).
Вечер Игры – экспериментирование – Получение оттенков различных цветов - знакомство детей с одним из способов получения различных оттенков цветов (разбавление краски водой).
Д. и по экологии - «Что дерево рассказывает о себе» - умение составлять описание знакомых деревьев, называя основные части растений, их характерные признаки, побуждать выделять изменения, происходящие с деревом весной. Двигательная активность детей. «Перепрыгни через ручеек» - умение выполнять прыжок в длину с места.
С. р. и. «Больница» - формирование умения связывать различные игры единым сюжетом, применять в игре полученные знания.
Д. и. «Покатаем на машине» - правильное произнесение шипящих звуков в словах, умение выделять из слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух). (Андрей Г., Артём)
Четверг, 19 марта.
Совместная деятельность воспитателя и воспитанников Самостоятельная деятельность воспитанников Индивидуальная работа воспитателя с воспитанниками
Утро
Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам - Побуждать детей пересказывать по картинкам отдельные эпизоды сказок.
Д. и по ХЭР – «Что за роспись?» - умение воспитанников узнавать и правильно называть роспись (Дымковская, Хохломская, Городецкая) Труд в уголке природы – Рассматривание альбома «Мир растений» - формирование умения различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, назначению.
КГН - повторить правильность сервировки стола. «Составление дымковских узоров» - рассматривая дымковские игрушки, выделять детали узора. Закреплять умение рисовать круги безотрывными линиями всем ворсом кисти, кольца одним круговым движением, точки и черточки концом кисти. (Илья Ч., Олег)
Программное содержание, средства и способы.
\
ОД
Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения
Тема:" Ремонтные мастерские" (с. 143)
Карпухина Н. А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Дидактические игры. Утренняя гимнастика. практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009. - 288с.
Программное содержание: расширять знания детей о людях разных профессий; воспитывать трудолюбие и уважение к человеку труда.
Средства : кукла Незнайка со своими друзьями: Шпунтиком и Винтиком; сундучок с предметными карточками; сломанный стул, неработающие часы, рубашка с оторванным рукавом, разорванный башмак.
Способы: активизация, беседа, д/и «Отгадай и назови», д/и «Отгадай и расскажи», д/и «Ремонтные мастерские», рефлексия.
ОД
Физическое развитие
Анисимова М. С., Хабарова Т. В. Двигательная деятельность детей 3 - 5 лет. - СПб. : ООО "Издательство Детство Пресс", 2017. –стр. 102
Программное содержание: способствовать освоению детьми умений: бегать с ускорением по диагонали, боковым галопом, с выполнением задания; лазать по наклонной лестнице, по гимнастической стене; сохранять равновесие при перешагивании через предметы; ходьба в колонне по одному; врассыпную; бег в колонне по одному, врассыпную, на носках.
Средства : лесенка-стремянка; гимнастическая стена.
Способы: веселый тренинг «Колобок», п/и «Зверюшки, навострите ушки», игра и/м. п «Иголка и нитка», тренировка дыхания.
Прогулка
Наблюдение «Ель ранней весной» - Расширение представлений о деревьях, знакомство с особенностями хвойных растений.
Словарная работа: вечнозеленая, пушистая, изумрудная.
П. и. «Найди себе пару» - умение действовать в соответствии с различными звуковыми сигналами, упражнение в умении ориентироваться в пространстве Труд - помочь воспитателю на участке в расчистке снега около ручейка. Обсудить с детьми назначение данной трудовой операции. Воспитание ответственности за порученное дело.
С. р. и. «Магазин» - умение самостоятельно распределять роли, подбирать необходимые атрибуты, предметы-заместители. Д. и. по ФЭМП. «Найди то, что спрятано» - умение самостоятельно определять и называть форму предметов, группировать предметы по форме, пояснять свои действия. (Саша, Олег)
Вечер Строительные игры. «Строим двухэтажный дом» - умение сооружать высокие постройки с перекрытиями, делать их прочными, укладывая в основание большие детали, самостоятельно отбирать нужные детали для постройки. С. р. и. «Строители» - расширение представления об окружающей действительности, умение подбирать и изготавливать атрибуты к игре. Д. и. по раз. речи: «Секрет» - умение внимательно слушать, произносить слова в соответствии с заданием (только шепотом, чисто и отчетливо, в той последовательности, которая предложена взрослым. (Ксюша, Катя)
Пятница, 20 марта.
Совместная деятельность воспитателя и воспитанников Самостоятельная деятельность воспитанников Индивидуальная работа воспитателя с воспитанниками
Утро
Беседа «Что значит выражение «доброе сердце?» - формирование умения детей оценивать поступки других людей, свои поступки, действия персонажей знакомых сказок, побуждать детей быть добрыми и отзывчивыми.
Настольно-печатные игры - поощрение стремления освоить правила простейших настольно-печатных игр, формирование умения подчиняться правилам в игре. КГН - Практическое упражнение «Надо, надо умываться» - правильно умываться, действовать аккуратно, насухо вытираться полотенцем. Формирование у детей осознанного отношения к своей внешности, стремление к опрятности. Д. и. ознак. с окр. миром: «Узнай, что изменилось?» - правильно определять пространственное расположение предметов, передавать результаты наблюдений в речи. (Саша, Семён)
Программное содержание, средства и способы.
\
ОД
Аппликация
Тема: "Егоркин оберег" (с. 307)
В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. ТЦ «Учитель», Воронеж, 2001 год. Стр. 275
Программное содержание: учить детей намазывать клей при помощи губки с одной стороны изображения; закреплять знания о красном и желтом цветах; формировать интерес к аппликации.
Средства : несколько красивых узорчатых полотенец; прямоугольные полоски белого цвета; разноцветные полоски красного и желтого цветов; клей, кисти, салфетки, клеенки, образец; стихотворение Н. Найдёновой «Наши полотенца»
Способы: вступительная часть, беседа, практическая часть, физкультминутка, заключительная часть.
ОД
Физическое развитие Бондаренко, с. 75
(Бондаренко Т. М. Физкультурно - оздоровительная работа с детьми 4 - 5 лет в ДОУ: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. - Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012.)
Программное содержание: упражнять детей в метании на дальность, упражнять в ходьбе со сменой ведущего.
Средства : маленькие мячи.
Способы: и/у «Кто дальше бросит», «туннель», «Не попадись», упражнение «Веерок», ходьба и бег в колонне со сменой ведущего, ходьба с выполнением задания, бег по кругу вправо-влево.
Прогулка Наблюдение за грузовым транспортом. - Продолжение знакомства с грузовым транспортом.
Словарная работа: кабина, колеса, привозят, перевозят, руль, кузов, кран, шофер.
П. и. «Большой мяч» - Формирование умения рассказывать правила игры, действовать в соответствии с ними. Труд - Наведение порядка на участке - Формирование у детей осознанного отношения к порядку, умение рассказывать, что нужно сделать для того, чтобы навести порядок, действовать сообща, ценить результаты труда.
Самостоятельная дея- ть - самостоятельно организовывать игры, находи себе занятие по интересам. Разв. основных движ. П. и. «Серсо» - Формирование начальных навыков обращения с кольцом. (Андрей, Даша)
ОД
Чтение художественной литературы Тема: Чтение стихотворения К. Чуковского "Чудо - дерево" (с. 114)
Сценарий образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 4 до 5 лет). Авторы - сост. : О. М. Ельцова, Н. Л. Шадрова, И. А. Волочаева. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2018
Программное содержание: продолжать знакомить детей с творчеством детских поэтов; вызывать желание делиться своими впечатлениями от прочитанного; создавать условия для развития воображения.
Средства : иллюстрации к сказкам К. Чуковского, сундук, книга со сказками и портрет писателя, напольный макет чудо – дерева.
Способы: беседа, игра «Найди свою сказку», чтение произведения, ответы на вопросы, и/у «Волшебное лукошко», рефлексия.
Вечер
Итоговое мероприятие «Наши лучшие помощники» - улучшение доброжелательных взаимоотношений между детьми, взаимопомощи. Умение аккуратно работать совместно.
Самостоятельная дея – ть – Формирование базовых навыков культурно-досуговой деятельности, умение выступать в качестве организаторов знакомых детям игр, самостоятельно выбирать водящих, ведущих, капитанов.
Д. и. на разв. внимания. «Кто что слышит?» - обозначать словами различные звуки, обогащать словарь, развивать у детей слуховое внимание.
(Артем, Никита)
Взаимодействие с родителями
• Предложить родителям поговорить с детьми о доброте и дружбе.
• Предложить закрепить за ребенком какую-нибудь обязанность по быту дома. Стимулировать самостоятельное ее выполнение.
• Прочитать стихотворение «Хитрая мама» (С. Погореловский, выяснить, почему же автор назвал маму хитрой.
• Нарисовать, как вы с ребёнком идёте из детского сада домой.
• Прогуляться по весеннему парку и обратить внимание на изменения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе.
• Изготовление фигуры милиционера по сказке «Дядя Стёпа» из бросового материала.
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) :
• Стимулировать детей к самостоятельному изготовлению подарков для родителей ко дню рождения. (Подсказать, что можно сделать своими руками).
• Способствовать развитию конструктивных навыков, создавая условия для самостоятельного конструирования.
• Побуждать детей во время сюжетно-ролевых игр использовать предметы-заместители. Поддерживать попытки самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы, обеспечив свободный доступ ко всем предметам развивающей среды.
• Создание условий для словесной игры «Подбери слово».
• Пополнить содержание с. -ролевой игры «Подарок для куклы» внесением новых атрибутов.
• Обеспечить условия для проведения с-ролевой игры «У меня живет котенок».