Татьяна Богданова
Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе «Волшебный мир сказок Шарля Перро»
Цель: Познакомить детей с творчеством писателя Шарля Перро.
Задачи образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие» :
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение договариваться, помогать друг другу.
Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
Развивать представления об окружающем мире и характерах людей.
Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.
Публикация «Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе „Волшебный мир сказок Шарля Перро“» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Шарль Перро
- Темочки
Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность.
«Познавательное развитие» :
Познакомить детей со знаменитым сказочником Ш. Перро.
Закрепить знание названий сказок Ш. Перро и их героев.
Развивать кругозор детей.
«Речевое развитие» :
Развивать речь детей, обогащать словарный запас.
Активизировать мыслительную деятельность.
Способствовать развитию читательского интереса.
Воспитывать желания и умения слушать сказки следить за развитием сюжета.
«Художественно – эстетическое развитие» :
Развивать творческое воображение.
Поддерживать самостоятельность, инициативность в процессе творческой деятельности.
Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус.
«Физическое развитие» :
Совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности.
Развивать мелкую моторику рук.
Дни
недели Совместная образовательная деятельность Самостоятельная деятельность Работа с родителями
понедельник 1. Занятие коммуникативной деятельностью
Тема: «Великий сказочник Шарль Перро»
Цель: Расширить представление детей о писателе Шарль Перро и его сказках.
2. Занятие изобразительной деятельностью (рисование).
Тема: «Сказочный дворец»
Цель: Учить детей создавать рисунки по мотивам сказок, рисовать сказочные дворцы. Закреплять умение выполнять изображение в определённой цветовой гамме. Учить детей передавать в рисунке красоту дворца, учить рисовать разные по высоте башни, украшая их куполами и резными ставнями. Развивать эстетические чувства, воображение.
3. Занятие двигательной деятельностью
Тема: «По дорогам сказок Ш. Перро»
Цель: Формировать положительное отношение занятием физической культурой и спортом. Развитие интереса к участию в спортивных играх и физических упражнений, используя сюжеты сказок Ш. Перро.
1. Чтение сказки Ш. Перро «Золушка»
Цель: Помочь детям вспомнить сказку, формировать умения давать характеристику героям, оценивать их поступки.
2. Д/и «Что перепутал художник, в сказках Ш. Перро»
Цель: Обогатить и закрепить словарный запас, развивать внимание, логическое мышление, сообразительность.
3. Подвижная игра «Волк и Красная шапочка»
Цель: Развитие физических качеств детей (скорость, ловкость, внимательность, воспитывать интерес к сказке посредством двигательной деятельности.
Создать условия для настольно – печатных игр. Предложить детям игры – «ходилки», лото с персонажами сказок Ш. Перро.
Цель: Закрепить названия сказок и их персонажей. Учить играть подгруппами, соблюдая правила игры. Родительское собрание
Тема: «О пользе сказок в формировании нравственных качеств у детей»
Цель: Проинформировать родителей о проведении тематических дней по сказкам Ш. Перро, предложить принять участие в реализации проекта.
вторник 1. Занятие познавательно – исследовательской деятельностью.
Тема: «Поможем Красной Шапочке»
Цель: Закрепление и расширение математических представлений у детей.
Формировать доброжелательного отношения к героине сказки и готовность прийти на помощь в трудную минуту.
2. Занятие конструктивной деятельностью
Тема: «Веер для Золушки»
Цель: Дать детям представление о связи таких понятий, как красота в одежде человека, познакомить с веером и его изготовлением. Учить детей делать поделки из бумаги.
3. Занятие музыкальной деятельностью
Тема: Знакомство с классической музыкой по сказкам Ш. Перро. Слушание фрагментов музыкальных произведений Сергея Прокофьева «Вальс» из балета «Золушка»
Цель: Продолжить знакомить детей с образцами классической музыки и средствами музыкальной выразительности. Развивать у детей музыкальный слух, умение передавать в движении характер и содержание музыкального произведения. 1. Беседа по ОБЖ с детьми на тему: «Незнакомец»
Цель: Рассмотреть с детьми различные ситуации и на их примере помочь сформулировать правила поведения с незнакомыми людьми. Провести анализ сказки «Красная Шапочка».
2. Д/и «Скажи наоборот»
Цель: Расширять и активизировать словарный запас детей, учить подбирать прилагательные – антонимы, чётко произносить слова.
3. Подвижная игра «Шёл король по лесу»
Цель: Развивать интерес к подвижным играм, развивать эмоциональную отзывчивость, чувства ритма.
Создать условия для просмотра мультфильма «Спящая красавица» по сказке Ш. Перро
Цель: познакомить со сказкой, вызвать интерес к сказке.
2. Рисование по сказке Ш. Перро «Спящая красавица»
Цель: Учить передавать в рисунке свои впечатления о просмотренной сказке. 1. Привлечь родителей к организации выставки книг по сказкам Ш. Перро.
Порекомендовать домашнее чтение с детьми сказки
Ш. Перро «Спящая красавица» и другие его сказки.
2. Выставка детских работ по конструктивной деятельности.
Тема: «Веер для Золушки».
Цель: Показать родителям детские работы, предложить дома продолжить совместное творчество.
среда 1. Занятие коммуникативной деятельностью.
Тема: Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»
Цель: Познакомить детей со сказкой «Кот в сапогах», помочь понять сюжет сказки, вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, чувство сопереживания. Воспитывать интерес к творчеству писателя.
2. Занятие двигательной деятельностью на прогулке
Тема: «Прогулка в сказочный лес»
Цель: Развивать двигательную активность, содействовать развитию творчеству в двигательной деятельности в сочетании образно – игровых представлений.
3. Занятие изобразительной деятельностью (рисование)
Тема: «Карета для Золушки»
Цель: Познакомить детей с транспортом прошлого – каретой. Выполнять эскиз кареты – тыквы в цвете.
1. Д/и «Из какой сказки предмет?»
Цель: Учить детей узнавать предметы героев сказок Ш. Перро («Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Золушка», «Спящая красавица»)2. Конструктивная деятельность: «Волшебная палочка для феи»
Цель: Продолжать учить детей делать из бумаги способом оригами простые поделки.
3. Подвижная игра «Кот и мыши»
Цель: Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, избегать столкновений, двигаться в общей игровой ситуации. Воспитывать интерес к игре.
4. Чтение сказки Ш. Перро «Мальчик с пальчик»
Цель: Познакомить детей со сказкой. Воспитывать доброту, отзывчивость, сопереживание к героям сказки.
Создать условия на прогулке для трудовых поручений: сбор камешек на участке, выкладывание из них композиций для оформления построек сказочных замков из песка.
Цель: Вызвать интерес у детей к порученному делу, развивать мотивационную сферу трудовой деятельности, творческое воображение, воспитывать трудолюбие. Развивать художественное творчество. Выставка детских работ по изобразительной деятельности по теме: «Карета для Золушки» и конструктивной деятельности:
«Волшебная палочка для феи»
Цель:Познакомить родителей с детским творчеством. Порекомендовать родителям дома продолжить работу с детьми, сообща нарисовать героев сказки «Золушка».
четверг 1. Занятие познавательно – исследовательской деятельностью
Тема: «Путешествие в сказку «Спящая красавица»
Цель: Вызвать у детей желание помочь героине сказки, преодолеть различные проблемные ситуации. Продолжать учить решать простые арифметические задачи, совершенствовать навыки порядкового счёта до 20. Закреплять умения ориентироваться на листе бумаги в клетку. Воспитывать интерес к математике и художественной литературе.
2. Занятие продуктивной деятельностью (лепка из солёного теста)
Тема: «Угощения для бабушки»
Цель: Вспомнить с детьми сказку Ш. Перро «Красная Шапочка», предложить слепить угощения для бабушки, вызвать интерес к лепке, развивать воображение. Воспитывать сострадание и уважение к пожилым людям.
3. Занятие двигательной деятельностью.
Тема: Эстафета «По следам мальчика с пальчика»
Цель: Упражнять детей в передаче эстафеты, учить выполнять игровые действия в быстром темпе, добиваться решения поставленных задач. Развивать скоростные качества, быстроту реакции, формировать умение действовать в команде.
1. Беседа: «Кто создаёт книги»
Цель: Формировать у детей интерес к труду людей, причастных к изготовлению книги, представления об их труде. Воспитывать бережное отношение к книгам.
2. Чтение сказки Ш. Перро «Пряничный домик»
Цель: Познакомить со сказкой. Помочь понять сюжет сказки.
3. Пальчиковая гимнастика «Сказочная птица»
Цель: Развитие мелкой моторики рук
4. Д/и «Собери картинку и назови персонажа сказки».
Цель: Продолжать учить детей собирать пазлы. Закреплять знания сказок Ш. Перро.
1. Создать условия детям для работы в книгах раскрасках по сказкам писателя Ш. Перро.
Цель: Продолжить развивать мелкую моторику, закреплять знание цветов и их оттенков, воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к процессу работы.
2. Игра -пантомима: «Угадай сказочного героя»
Цель: Учить детей с помощью пантомима выразительно передать образ героя. 1. Выставка поделок из солёного теста «Угощения для бабушки»
Цель: Показать родителям работы детей, порекомендовать дома продолжить совместное творчество.
2. Привлечь родителей к изготовлению масок, атрибутов для театрализованных и подвижных игр с детьми.
пятница 1. Занятие игровой деятельностью по ОБЖ. Ознакомление с окружающим.
Тема: «Научим правилам безопасности сказочных героев»
Цель: Учить предотвращать опасную ситуацию с помощью знаний личной безопасности. Развивать способность делать выводы. Закреплять знания детей о правилах безопасности, об опасных предметах. Воспитывать в детях желание помочь окружающим, попавшим в беду.
2. Занятие музыкальной деятельностью
Тема: «Сказка в музыке» Слушание фрагментов музыкального произведения П. Чайковскогоиз балета «Спящая красавица»
Цель: Напомнить детям сюжет сказки. Познакомить с музыкой вступления, в котором сопоставляются образы добра и зла, лежащие в основе драматургии балета. Дать представление об оркестровых красках, помогающих передать образы героев.
1. Целевая прогулка: Экскурсия в библиотеку.
Цель: Познакомить детей с различными изданиями книг со сказками Ш. Перро. Воспитывать бережное отношение к книге.
2. Чтение сказки Ш. Перро «Красавица и чудовище»
Цель: познакомить со сказкой. Помочь понять сюжет сказки. Создать условия для игр со строительным материалом. Предложить детям построить сказочный дворец для принцессы
Цель: Закрепить понятия слов «замок», «дворец». Способствовать формированию у детей навыков создания дома с использованием объёмных деталей строительного материала. Совершенствовать знания детей в названии строительных деталей (кубик, кирпичик, призма, конус, цилиндр) и способы их соединения. Продолжать учить работать сообща, уметь договариваться между собой. 1. Рекомендовать родителям записаться с ребёнком в детскую библиотеку.
2. Оформить для родителей папку – передвижку: «Советы по оформлению детской домашней библиотеки»
Цель: помочь родителям подобрать книги для детской библиотеки, приучать к совместному чтению дома.
понедельник 1. Занятие коммуникативной деятельностью (обучение грамоте)
Тема: «В гостях у сказок Ш. Перро»
Цель: Расширять и закреплять знания детей о сказках Ш. Перро, пополнять словарный запас, вспоминая знакомые сказки. Закреплять умение детей определять первый звук в слове, выделять заданный звук в слове. Развивать фонематический слух, воображение, творческое мышление, память. Воспитывать любовь к художественной литературе.
2. Занятие изобразительной деятельностью (рисование)
Тема: «Мальчик с пальчик»
Цель: Учить передавать в рисунке эпизод знакомой сказки. Закреплять умение рисовать фигуру детей, передавать соотношение фигур по величине, продумывать композицию рисунка.
3. Занятие двигательной деятельностью.
Тема: «Что за чудо эти сказки»
Цель: Способствовать формированию у детей ценностного отношения к физическому и духовному здоровью. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. 1. Чтение пословиц и поговорок.
Цель: Учить осмысливать значение пословиц и поговорок, применить их к сказкам Ш. Перро.
2. Д/и «Угадай какой предмет лишний»
Цель: Учить определять лишний предмет, который не относится к данной сказке.
3. П/и «Охотники и утки»
Цель: Совершенствовать выполнение детьми основных движений при метании мяча в цель. Учить правильно,выполнять замах и энергичный бросок. Развивать меткость, ловкость. Вызвать положительные эмоции.
4. Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»
Цель: Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность. Создать условия для работы в книжном уголке. Предложить детям отремонтировать книги в книжном уголке. Воспитывать бережное отношение к книгам. Приучать детей следить за порядком в книжном уголке.
1. Консультация для родителей «Сказкотерапия -как средство развития речи дошкольников»
Цель: Объяснить родителям в необходимости домашнего чтения для формирования богатой образной речи, совершенствование коммуникационной сферы ребёнка.
2. Выставка детских рисунков на тему: «Мальчик с пальчик».
Цель: показать родителям, чем занимались дети на занятии по рисованию.
вторник 1. Занятие познавательно – исследовательской деятельностью
Тема: «Сказочное королевство Шарля Перро»
Цель: Развивать интерес к математике, желание помочь героям сказок Ш. Перро. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10, продолжать знакомить со счётом в пределах 20. Учить раскладывать число на два меньших. Продолжать учить «читать» простую геометрическую информацию, обозначающую пространственныеотношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево. 2. Занятие конструктивной деятельностью
Тема: «Замок Кота в сапогах»
Цель: Продолжать формировать умение создавать замок в соответствии со схемой в процессе игровых и творческих заданий.
3. Занятие музыкальной деятельностью
Тема: «На балу у Золушки»
Цель: Расширять детский кругозор, обогащая его новыми знаниями о классической музыке. Слушание фрагментов музыкальных произведений П. Чайковского «Вальс». Предложить детям подвигаться в соответствии с характером и ритмом произведения. 1. Рассматривание лэпбука «Ш. Перро»
Цель: Познакомить детей с содержанием лэпбука, обогащать словарный запас детей. Закреплять и обобщать знания детей о сказках Ш. Перро.
2. Отгадывание загадок по сказкам Ш. Перро.
Цель: Продолжать учить детей отгадывать загадки, логически мыслить, развивать воображение, смекалку. Закреплять знания о сказках.
3. Чтение сказки Ш. Перро
«Рике с хохолком»
Цель: Познакомить со сказкой, помочь понять сюжет сказки. Создать условия для Сюжетно – ролевой игры «Парикмахерская»
Сюжет «Красивая причёска для бала»
Цель: Расширить представления о труде работников парикмахерской, учить играть в ролевые игры, брать на себя роль, договариваться между собой, играть сообща. Развивать у детей творчество, фантазию, диалогическую речь. Предложить родителям подобрать простые образцы эмблем для викторины «По дорогам сказок Ш. Перро»
Цель: привлечь родителей в процесс подготовки атрибутов для викторины.
среда 1. Занятие коммуникативной деятельностью
Тема: Путешествие всказку Ш. Перро «Золушка»
Цель: Продолжать формировать умение подбирать слова – антонимы, согласовывать числительные с существительными. Развивать связную речь, словесно - логическое мышление, закреплять умение составлять простые предложения по заданным словам, определять количество слов в предложении. Воспитывать интерес детей к произведениям Ш. Перро.
2. Занятие изобразительной деятельностью.
Тема: Рисование в нетрадиционной технике – по мотивам сказки «Кот в сапогах» Ш. Перро.
Цель: Продолжать учить детей рисовать животных, соблюдая пропорции тела. Закрепить навыки рисования нетрадиционной техникой – жёсткой, кистью, позволяющей наиболее ярко передать фактурность внешнего вида кота (объём, пушистость). Учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Развивать творческое воображение. Вызвать желание передавать в рисунке выразительность образа.
3. Занятие двигательной деятельностью на прогулке
Тема «Сказочная прогулка».
Цель: Повысить интерес детей к сказкам Ш. Перро через двигательную деятельность. В игровой форме развивать основные физические качества – силу, выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, координацию движений. 1. Беседа с детьми о прочитанной дома сказки
Цель: Продолжать учить детей рассказывать сюжет сказки, развивать монологическую речь ребёнка.
2. Экспериментальная деятельность: «Чудеса и превращения»
Цель: Учить детей проводить эксперименты, ближайшего окружения. Обогащать знания детей, что вода может иметь разные состояния. Углубить знания детей о свойствах магнита. Формировать эмоционально – целостное отношение к окружающему миру.
3. Д/и «Собери героев из одной сказки»
Цель: Уточнить знания детей о сказках Ш. Перро.
Создать условия для продуктивной деятельности. Предложить детям создать эмблему для предстоящей викторины «По сказкам Ш. Перро»
Цель: Рассмотреть образцы готовых эмблем, выбрать и сделать понравившуюся эмблему. Продолжать развивать у детей художественно – творческие способности. Формировать умения совместно решать художественные и технические задачи. Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу. 1. Выставка детских рисунков на тему: «Кот в сапогах».
Цель: показать родителям детские рисунки, предложить продолжить дома совместное творчество.
2. Оформление фотовыставки «Учимся – играя»
Цель: Отобразить в фотографиях работу с детьми над проектом «Волшебный мир сказок Ш. Перро»
четверг 1. Занятие познавательно – исследовательской деятельностью.
Тема: «Сказочное путешествие»
Цель: Учить детей на наглядной основе решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание. Продолжать учить измерять длину и ширину с помощью условной меры. Закреплять в речи понятия: «сначала», «потом», «раньше», «позже». Воспитывать интерес к сказкам Ш. Перро.
2. Занятие продуктивной деятельностью (аппликация)
Тема: «Наряд для Золушки»
Цель: Вызвать желание создать нарядную одежду для Золушки», используя разные техники аппликации (симметричная, накладная, формировать художественный вкус, развивать воображение, творчество.
3. Занятие двигательной деятельностью.
Тема: «Запутанные дорожки»
Цель: Упражнять детей в ходьбе и беге с выполнением различных заданий и ситуаций используя героев сказок Ш. Перро.
1. Беседа: «Если добрый ты.»
Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки.
2. Д/и «Узнай сказку по отрывку»
Цель: Закреплять знания детей о названии сказок, развивать мышление, смекалку, связную речь.
3. Упражнение «Доскажи словечко»
Цель: Развивать слуховое внимание, чувство рифмы. Создать условие для театрализованной игры по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка»
Цель: Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Активизировать и совершенствовать словарный запас, диалогическую речь. Развивать интерес к сказкам Ш. Перро и театральному искусству. Выставка детских работ «Наряд для Золушки»
Цель: познакомить родителей с детскими рисунками. Порекомендовать дома родителям потренировать детей правильно работать с ножницами.
пятница 1. Занятие игровой деятельностью.
Тема: Викторина по сказкам Ш. Перро.
Цель: Закрепление знаний детей о писателе Ш. Перро и его сказках, обогащение словарного запаса, развитие монологической, диалогической и связной речи у детей.
1. Беседа: «Сказочные герои – добрые и злые»
Цель: Формировать у детей понятия «добро», «зло» (добро всегда побеждает зло). Учитьвидеть положительные и отрицательные качества персонажей.
2. Д/и «Помоги Красной Шапочке добраться до бабушки (лабиринт)
Цель: Закреплять умение детей ориентироваться на плоскости. Создать условия для изобразительной деятельности: «Обложка для любимой сказки»
Цель: Формировать умения передавать особенности построения рисунка и орнамента для оформления обложки для книги. Развивать образное представление, воображение, чувство композиции. Выставка детских работ: «Обложка для любимой сказки»
Цель: Показать родителям детские работы. Предложить родителям дома вместе с детьми дополнить любимую сказку рисунками.
Список литературы:
1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014г.
2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Подготовительная к школе группа. М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016г.
3. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа. М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015г.
4. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет, М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014г.
5. Комарова Л. В. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015г.
6. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала. Подготовительная к школе группа. М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016г.
7. Михаленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя – М., 2009 г.
8. Основная образовательная программа «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016г.
9. ПензулинаЛ. И. Физическая культура в детском саду. Подготовительная группа, М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2025г.
10. ПомораеваИ. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная группа. М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016г.
11. Сборник подвижных игр / Автор – сост. Э. Я. Степаненкова, 2011г.
12. Хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей / Автор – сост. С. Д. Томилова, 2014г.
13. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома – М., МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016г.
14. Ш. Перро Волшебные сказки, издательство «Росмэн»
15. Ш. Перро Все сказки, издательство: Оникс, 2019г.
16. Интернет – ресурсы.
Актуальность темы:
Книга остаётся тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей и, чувств. Через книгу ребёнок познаёт окружающий мир, узнаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивятся и радоваться. Прививая любовь к произведениям детских писателей, мы помогаем ребёнку познавать окружающий мир и себя в нём, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Проведя беседы с детьми, я выяснила, что лишь небольшая часть родителей читает книги своим детям. Дети, которым родители отказывают в чтении, с огорчением говорили об этом. Ведь мы всю жизнь помним красивую сказку о принцессе, о подвигах и доброте. Невольно задумываешься, куда же ушла от нас такая замечательная традиция, как семейное чтение перед сном. Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. Если в семье любят и много читают, то ребёнок будет подражать образу жизни своей семьи. Поэтому я взяла проект по сказкам. Выбор остановила на сказках Ш. Перро, ведь он является создателем самых интересных, волшебных и завораживающих сюжетов. Родители с радостью поддержали мой выбор.
Результат работы:
Повышение уровня интереса к сказкам Ш. Перро и чтению в целом. Развитие эстетического вкуса детей. Создание традиции семейного чтения. Формирование интереса к сотрудничеству с детским садом у родителей воспитанников.