Ольга Собетова
Календарно-тематическое планирование по теме «Народные традиции, праздники и промыслы» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Народные традиции, праздники и промыслы. Понедельник
Цель: расширять представления детей об искусстве, традициях и обычаях народов России; продолжать знакомить с народными песнями, плясками, обрядами, календарными праздниками, приметами, пословицами, поговорками, сказками; воспитывать интерес и любовь к народной культуре и традициям.
Публикация «Календарно-тематическое планирование по теме „Народные традиции, праздники и промыслы“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Народные промыслы и игрушки. Сценарии развлечений
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Ре
жим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Индивидуальная
работа с детьми Организация развивающей предметно – прост. среды Взаимод. с родителями и социальными партнёрами
Образовательная деятельность в режимных моментах
Утро
1. Встреча детей. Нормы и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
2. Утренняя гимнастика комплекс №
3. Беседа: «Русские народные праздники».
Обобщить представление детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях нашего народа. Прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры.
4. Д/И «Выбери картинку». Среди различных сюжетных картинок выбрать те, которые относятся к празднованию Масленицы.
5. Наблюдение за трудом воспитателя в уголке природы. Цель: учить детей наблюдать за трудом взрослого, оказывать посильную помощь, развивать, трудолюбие, интерес к природе. Актуализировать и обобщить знания детей по уходу за посадками лука.
Дидактическое упражнение. «Проведи матрёшку по дорожке». Закреплять умение ориентироваться на плоскости, развивать мышление.
(Ваня, Кирилл,)
Д/и «Найди и назови»
развитие произвольного внимания, связной речи.
(Дима Д, Маша.). Русские народные костюмы, иллюстрации с изображением праздничных гуляний, открытки.
Различные сюжетные картинки по тематике различных народных праздников.
Трафареты, раскраски, «Народные промыслы», конструкторы. Ознакомить родителей с темой недели, информировать их об образовательных и воспитательных целях недели.
ООД 1. Развитие речи.
2. Рисование 3. Психологическая игра
Физическая культура.
Про
гулка 1. Наблюдение за снегом. Цель: формировать представления об изменениях, происходящих со снегом в конце зимы.
2. Беседа: - Назовите зимние месяцы.
- Как называется тонкая корочка льда, проявляющаяся на снегу?
- В результате чего она образовалась?
3. Исследовательская деятельность: измерить глубину снега открытых и защищённых участков детского сада. Ответить где больше снега и почему?
4. Трудовая деятельность: поливка водой ледяной дорожки. Цель: учить аккуратно, носить холодную воду и равномерно разливать её по всей дорожке.
5. П/и «Два Мороза». Цель: упражнять в ориентировке в пространстве.
И/р «Кто дальше?». Цель: упражнять в прыжках на двух ногах до определённого места. (Вика, Рузана, Кирилл). Выносной инвентарь: ведерки и лопатки, санки, клюшки.
Раб. перед сном 1. Организация работы дежурных. Формировать привычку мыть руки перед едой; продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, обращаться с просьбой, благодарить; показывать зависимость здоровья от правильного питания; приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой.
2. Чтение по – желанию детей.
Вечер 1. Бодрящая гимнастика, ходьба по массажным коврикам.
2. Беседа «Быт и традиции русского народа» - продолжать знакомить детей с традициями народной культуры : русскими календарными праздниками, художественно-прикладным промыслами, народным песенным искусством.
3. Чтение р. н. сказки «Василиса Прекрасная» - беседа по содержанию сказки. Формировать интерес к художественной литературе и потребности в чтении (восприятии) книг.
4. С/р игра «Русская Ярмарка». Цель: продолжать закреплять знания о традициях русского народа. Разучивание присказки с Димой Ги Ромой. Книжка открывается, сказка начинается.
В некотором царстве,
в некотором государстве,
На ровном месте, как на бороне,
Верст за триста в стороне,
Жили были…
Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.
Тема: Народные традиции, праздники и промыслы. Вторник
Ре
жим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Индивидуальная
работа с детьми Организация развивающей предметно – прост. среды Взаимод. с родителями и социальными партнёрами
Образовательная деятельность в режимных моментах
Утро
1. Прием детей в группе. Нормы и правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и уважительное отношение к окружающим.
2. Утренняя гимнастика комплекс №
Активизировать двигательные навыки, создать заряд бодрости и хорошего настроения на весь день. Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.
3. Чтение и обсуждение русских народных закличек, прибауток, небылиц. Цель: развивать интерес к художественной литературе; учить внимательно и заинтересованно слушать произведения.
4. Трудовые поручения. Дежурство по столовой, подготовка материала для совместной деятельности
Цели: учить детей поддерживать чистоту и порядок в помещении, оказывать помощь взрослым при организации режимных моментов, воспитывать аккуратность, старательность.
5. Безопасность. Формировать навыки безопасного поведения на дороге. Самостоятельные игры. Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации игровой деятельности, инициативу, воспитывать умение действовать в команде.
Игра «Что где лежит», «Каждой вещи свое место» - закрепить правила поведения в групповой комнате, бережное отношение к игрушкам (Алиса. Кирилл, Лиза).
Дидактическая игра: «Много» (упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 20 по образцу и на слух)
Матвеем, Василисой).
Иллюстрации о правилах поведения.
Инд. беседы с родителями о профилактике респираторных заболеваний
ООД Развитие речи
Музыка
Про
гулка 1. Наблюдение за свиристелью. Цели: закреплять представления о птицах, воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.
2. Трудовая деятельность: расчистка дорожек, скамеек от снега.
3. П/и «Коршун и наседка». Цели: закреплять умения действовать сообща, развивать быстроту, ловкость.
4. П/и «Не попадись». Цель: упражнять в беге в разных направлениях. И/р развитие движений. Цель: развивать глазомер при метании снежков в цель, добиваясь активного движения кисти руки при броске. (Ваня,, Кирилл). Самостоятельная двигательная активность детей на участке.
Раб. перед сном Культурно – гигиенические процедуры. Развитие навыков самообслуживания и взаимопомощи при одевании.
Цель: закреплять навыки самостоятельного одевания и застегивания пуговиц. Дежурство по столовой
Приобщать детей к здоровому образу жизни; формировать умение правильно сервировать стол, воспитывать трудолюбие.
Вечер 1. Бодрящая гимнастика, ходьба по массажным коврикам. Гимнастика после сна. Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры. Формировать представление о двигательной активности в жизни человека; расширять представления о пользе закаливающих процедур.
2. Беседа по вопросам: «Как праздники встречали на Руси? Какие русские народные праздники вы знаете? Как готовились к встрече русских народных праздников?» - воспитывать интерес к культуре русского народа
3. Чтение художественной литературы «Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка»
Цель: развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра
3. Д/и «Когда это бывает?» Цель: формировать способность детей определять время года по описанию.
4. С/Р игра «В гостях у Лесовичка». Цель: закрепить правила поведения в лесу через игровую деятельность.
5. Свободное творчество в изоцентре «Учимся лепить птиц». Цель: учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки.
Работа в тетрадях «Продолжи узор» Цель: упражнять в ориентации на листе бумаги в клетку. (Василиса,Кирилл)
Атрибуты для с/р игры.
Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.
Тема: Народные традиции, праздники и промыслы. Среда
Ре
жим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Индивидуальная
работа с детьми Организация развивающей предметно – прост. среды Взаимод. с родителями и социальными партнёрами
Образовательная деятельность в режимных моментах
Утро
1. Утренняя гимнастика.
2. Работа в уголке природы. Заполняем календарь.
3. Чтение и обсуждение русских народных пословиц, скороговорок. Цель: Продолжать развивать интерес к художественной литературе; учить внимательно и заинтересованно слушать произведения.
4. Беседа о матрёшках. Рассматривание разных видов матрёшек.
Цель: познакомить с русской игрушкой, являющейся одним из символов России, формировать представление о народной игрушке традициях и обычаях, связанных с изготовлением и росписью матрёшки.
5. Д/и «Узнай узор»- закрепление элементов росписи Семеновской, Дымковской, Городецкой.
6. Дидактическая игра: «Какой, какая?» тренировать детей в образовании относительных прилагательных. (Мира, Кирилл, Алиса).
Рассматривание сюжетных картинок о безопасном поведении дома (Матвей, Дима.)
Игровое упражнение «Покажи и раскрась».
Цели: закрепить представления о разных видах матрешек с помощью раскрасок, развивать зрительное восприятие, внимание. (Миша, Ваня,). Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости. Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, физические упражнения)
ООД Формирование элементарных математических представлений.
Физическая культура
Про
гулка 1. Наблюдение за сезонными изменениями. Цели: формировать представления об изменениях в природе; уметь различать характерные приметы конца зимы (первая капель, узнавать их приметы в поэзии, закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.
2. Исследовательская деятельность: найти облака, похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые.
3. Трудовые поручения: уборка снега.
4. П/и «С сугроба на сугроб». Цель: формировать навыки прыжков в длину.
5. П/и «Охотники и звери». Цель: закреплять двигательные навыки, развивать ловкость и смелость. «Пройди по мостику». Цель: упражнять в равновесии. (Сева, Ваня). «Пройди осторожно». Цель: учить ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их. (ДимаК., Лида). Предложить развесить кормушки, насыпать корм для птиц. Цель: воспитывать желание помочь птицам зимой.
Самостоятельная двигательная активность детей на участке.
Раб. перед сном 1. Культурно – гигиенические процедуры.
2. Чтение художественной литературы: по – желанию детей.
Вечер 1. Бодрящая гимнастика, ходьба по массажным коврикам.
2. «Путешествие на ярмарку народных промыслов». Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами : Хохлома, Гжель, Городецкая игрушка, Жостовские подносы и т. д. Развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий. Приобщать детей к истокам русской народной культуры, развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.
3. Сюжетно-ролевая игра «На праздничной ярмарке». Сюжетная линия: дети пришли на веселую праздничную ярмарку.
Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.
4. Д/И «Скажи наоборот» Цель: упражнять детей в подборе слов-антонимов.
Помощь в выполнении упражнений
Д/и «Назови одним словом»
Цель: Развивать умение детей обобщать предметы по одному признаку (Ваня, Лера). Работа над звукопр. : учить подбирать слова на заданный звук. Д/И, видеооборудование,презентация, самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.
Тема: Народные традиции, праздники и промыслы. Четверг
Ре
жим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Индивидуальная
работа с детьми Организация развивающей предметно – прост. среды Взаимод. с родителями и социальными партнёрами
Образовательная деятельность в режимных моментах
Утро
1. Утренняя гимнастика комплекс №
2. Минутка безопасности. Рассматривание плакатов: «Осторожно! Скользко!»
Цель: Закреплять навыки безопасного поведения. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными на улице зимой.
3. Беседа на тему, «Какую одежду носили мужчины и женщины на Руси?», рассказ воспитателя о старинном русском костюме «Во что одевались на Руси, как праздники встречали» - расширять кругозор, воспитывать интерес к русской культуре и традициям.
4. Д/и «Одень куклу в национальный костюм» - закреплять знание элементов русского народного костюма.
5. Д/игра «Угадай русскую народную сказку» Цель: Развитие наблюдательности, внимания и аналитических способностей.
6. Дежурство по столовой. Приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды
Повторить с Кириллом, Ваней, Лизой ПДД в зимний период.
«Научим Незнайку соблюдать ПДД» - Инд. работа с Алисой и Димой– закрепить знание дорожных знаков; обогатить глагольный словарь.
Подвижная игра «Что умеем, мы не скажем, что умеем, мы покажем» Цель: закрепить название профессий своих мам, развитие словаря. (Настя,Саша). Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.
Инд. беседы с родителями о самочувствии детей.
ООД Формирование элементарных математических представлений.
Музыка
Про
гулка 1. Наблюдение за тем, как дует ветер (определяют его направление с помощью флюгера или флажка). Цель: расширять и уточнять представления детей о сезонных изменениях в природе.
2. Подвижная игра «Пастух и волк», «Лошадки». Цель: Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей; воспитывать умение проявлять честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками.
3. Труд на участке – Подкормка птиц.
Цель: воспитание желания защитить птиц от голода и замерзания, помогать птицам в трудное зимнее время. Формировать умения выполнять различные трудовые поручения Упражнять детей в ходьбе и беге «змейкой» между спортивным оборудованием. (Лера, Ваня). Самостоятельная двигательная активность на участке.
Раб. перед сном 1. Культурно – гигиенические процедуры.
Беседа: «Вспоминаем правила вежливости». Продолжать учить детей вежливо обращаться друг к другу, помогать, благодарить за помощь, быть вежливыми с окружающими.
Вечер 1. Бодрящая гимнастика, ходьба по массажным коврикам.
2. Чтение русской сказки «Финист – ясный сокол» Обработка А. Платонова.
Цель: Продолжать развивать интерес к художественной литературе; учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворение; способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
3. «Масленица из бумаги». Развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной культуры, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям, развивать мелкую моторику, внимание, глазомер, самоконтроль, зрительно-моторную координацию; развивать творческие способности, фантазию. (Конструирование). Работа над звукопроизношением: учить подбирать слова на заданный звук.
Д/у «Назови первый звук»
Работа с детьми по заданию логопеда
Игровое упражн. : «Расскажи понравившийся отрывок из сказки «Финист – ясный сокол»»
(Дима Г, Дима Д.) .
Развивать речь. Игры детей в игровых центрах.
Тема: Народные традиции, праздники и промыслы. Пятница
Ре
жим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Индивидуальная
работа с детьми Организация развивающей предметно – прост. среды Взаимод. с родителями и социальными партнёрами
Образовательная деятельность в режимных моментах
Утро
1. Утренняя гимнастика комплекс №
2. Беседа о пользе прогулок и игр на свежем воздухе зимой.
Расширять представления о важных компонентах здорового образа жизни
3. Развивающая образовательная ситуация: «В гостях у тётушки Маши» - продолжать развивать интерес к русским традициям : гостеприимству, почитанию старости, уточнять представления о церкви, храме, иконе; познакомить с христианским праздником – Масленицей; воспитывать потребность в хороших делах, поступках
4. Трудовое поручение (оказание помощи по уходу за комнатными растениями).
Цель: закреплять умения выполнять различные поручения, связанные с уходом за растениями уголка природы.
5. Д/и «Найди похожий предмет». Цель: уточнение представлений о форме предметов.
Рассматривание сюжетных картинок «Народные праздники»
(Дима К. ,Василиса)
«Какой из народных праздников тебе нравится больше и почему?» - развивать речевую активность, монологическую речь, логическое мышление, воспитывать наблюдательность. Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости. Инд. беседы с родителями о самочувствии детей.
ООД Развитие речи.
Рисование.
Про
гулка 1. Наблюдение за работой дворника.
2. Ситуативная беседа. Беседа: «Какой работой занимается дворник? Как он занимается уборкой мусора на территории детского сада, что он делает? Какие орудия труда ему нужны? Нужен ли нам труд дворника? Для чего? А вы бы хотели помочь дворнику? Что мы можем для этого сделать?» (Не сорить самим, собирать мусор дружно, другим не давать сорить.)
3. Трудовое поручение (помощь в посыпании дорожек на участке детского сада песком).
Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда
4. Игры–забавы с санками и ледянками - учить кататься на санках и ледянках с горки,
создать положительный эмоциональный настрой от совместной игровой деятельности. 5. Подвижная игра «Найди себе пару». Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей; воспитывать умение проявлять честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками. Упражнять детей в быстром беге со сменой направления по сигналу воспитателя. (Дима Д., Рузана). Самостоятельная двигательная активность детей на участке.
Раб. перед сном 1. Культурно – гигиенические процедуры.
2. Чтение художественной литературы. Н. Носов «Живая шляпа».
Вечер 1. Бодрящая гимнастика, ходьба по массажным коврикам.
2. Беседа на тему «Умей в гости звать, умей и угощать» - уточнить знания детей о том, как в семье встречают гостей, поддерживается ли традиция гостеприимства.
3. Составление предложений по картинкам. Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения; развивать речь как средство общения.
4. Чтение русской народной сказки «Сивка-бурка». Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним. Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости.
5. Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей». Сюжетная линия: дети изображают семью, готовящуюся принять гостей.
Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей; формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры. И. р. «Подбери похожие слова». Цель: развивать у детей слуховое восприятие, учить их различать и подбирать близкие по звучанию слова (Миша, Лида).
Хозяйственно – бытовой труд в группе : привлечь детей к мытью игрушек, стирке кукольного белья. Цель: воспитывать трудовые навыки.