Ирина Будникова
Календарно-тематическое планирование «Народы прибайкалья»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическая неделя: «Народы Байкала»
Цель: расширить представление детей о народах Байкала, их традициях. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу. Формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности. Воспитывать чувство любви к родному краю.
Итоговое мероприятие: выставка кукол в национальных бурятских костюмах, игротека «подвижные игры народов Сибири»
Понедельник
Индивидуальная работа Образовательная деятельность в режимные моменты
8.10 Утренняя гимнастика. (инструктор физо)
Публикация «Календарно-тематическое планирование „Народы прибайкалья“» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Планирование. Планы работ
- Прибайкалье
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
9.00 – 9.20 Познание (ФЦКМ)
Тема: «Народы Байкала»
Цель: рассказать детям о народах, которые живут в Прибайкалье. (буряты, эвенки и тофалары) Формировать интерес и уважение ко всем людям, отмечая их самобытность. Рассказать об их культуре, особенности быта, обычаях. просмотр презентации «Народы Прибайкалья» (Каушкаль, Карпеева «ФЦКМ старшая группа», стр. 90)
9.30-9.55 Конструирование (из бумаги)
Тема: «Юрта»
Цель: учить изготавливать из круга конус, дополнять его деталями. Передавать в работе образ национального жилища бурят.
(Куцакова «Конструирование и худ. труд. Занятие 18 стр. 70)
Подготовка ко сну: прослушивание аудио сказок
15.00-15.15 Постепенный подъем. Закаливающие процедуры. Гимнастика после сна, (комплекс№3) хождение по массажным дорожкам, умывание прохладной водой лица, шеи, рук.
15.40-16.05 Музыкальная деятельность (по плану специалиста) Д/игра «Не ошибись».
Упр-ть детей в различении предметов по мат-лу, из которого он изготовлен. Учить определять их св-ва: твердый, мягкий, плотный, гладкий, шероховатый, блестящий, матовый.
учимся иссл-ть предмет.
-учить детей обследовать предметы, выявлять св-ва, используя разные органы чувств. Формирование умение рассказывать о своих впечатлениях.
Утро
Дежурство в уголке природы.
Цель: Поддерживать интерес детей к наблюдениям за растениями,
Разучивание стихотворения Цыден-Жап Жимбиева
Как гласит преданье, триста лет назад
Встретились в Сибири русский и бурят.
Русский земледелец возле Ангары
Ковырял лопатой кочки да бугры.
Пас бурят отару где-то в стороне,
И к нему подъехал русский на коне.
«Сайнбайну-у!» – прокричал бурят –
Это означало: «Здравствуй, русский брат!»
Русский улыбнулся и сказал: «Привет!»
С незнакомым другом разделил обед.
С той поры частенько виделись они, –
Ближе у обоих не было родни!
Прогулка № 12 окт.
Вечер
Просмотр презентации «Народы Байкала»-показать детям разнообразие народов нашего края. Их обычаи, образ жизни.
Рассматривание альбома «Народы Байкала»
Лепка
«Буузы (позы) на тарелке» (лепка)
-закрепить умение детей использовать в работе ранее изученные приемы лепки. Украшать тарелку бурятским орнаментом в соответствии с выбранным узором.
Обновление информации в родительском уголке по теме недели
Вторник
Совместная деятельность взрослого и детей
Самостоятельная деятельность детей
Работа с родителями
Образовательная деятельность
Индивидуальная работа Образовательная деятельность в режимные моменты
8.10 Музыкальная утренняя гимнастика. Комплекс № 9 (с муз руководителем)
9.00 – 9.20 Коммуникация
Тема: «Жители России»
Цель: формирование толерантного отношения к собственной национальной культуре и культуре других народов (Л. В. Коломийченко Занятия по соц-но коммун-му развитию. Стр212 занятие 30)
9.30-9.55 Изобразительная деят-ть (аппликация/ лепка)
Тема: «Малгай» (шапка бурят)
Цель: Вызвать у детей желание создать в аппликации головной убор бурят - малгай, используя в работе элементы оригами.
Закреплять умение вырезать различные узоры для украшения. Формировать умение использовать в работе различные материалы.
Развивать мелкую моторику пальцев рук. Активизировать и расширять словарь детей
15.00-15.15 Постепенный подъем. Закаливающие процедуры. Гимнастика после сна, (комплекс № 3) хождение по массажным дорожкам, умывание прохладной водой лица, шеи, рук.
15.40-16.05 физ. культ. (по плану инструктора физического воспитания)
по развитию речи.
Упражнять детей в подборе антонимов, расширять словарь.
Д/и «Сложи узор».
-учить детей составлять фигуры из танграмма. Предложить каждому ребенку самостоятельно выбрать уровень сложности задания (фигура-образец может быть разделена линиями на исходные фигуры или нет).
Утро
Дежурство по столовой.
Цель: учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой, сервировать стол, убирать посуду после еды, подметать пол.
Д/ игра «Найди свою цифру».
Цель: закреплять умение детей устанавливать соответствие между количеством предметов, названием числа и написанием цифр.
Прогулка № 13 сент.
Вечер
Опытно-экспериментальная деятельность: изменение уровня воды.
-формировать у детей умение формулировать предположения и проверять их правильность в ходе простейших экспериментов. Учить решать с их помощью несложные практические задачи.
Рассматривание
Иллюстраций «Жилища коренных народов Байкала»
Игры с бумажными куклами «Подбери национальный наряд»
Свободное конструирование «Юрта»
Цель: закрепить знания об устройстве жилища бурят.
сюжетно-ролевые игры;
Разместить в родительском уголке памятки по запросам родителей.
Среда
Совместная деятельность взрослого и детей
Самостоятельная деятельность детей
Работа с родителями
Образовательная деятельность
Индивидуальная работа
Образовательная деятельность в режимные моменты
8.10 Утренняя гимнастика (по плану инструктора ФИЗО)
9.00 – 9.20 Познание (ФЭМП)
Тема: «Занятие 8»
-числа и цифры 4,5,6; установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов
(математика для детей 5-6 лет, стр. 38)
9.30-9.55 Изобразительная деят-ть (рисование)
Тема: «Национальная одежда бурят»
Цель: развивать любознательность и активность при ознакомлении детей с культурой и традициями народов Прибайкалья. Приобщать детей к национальной культуре через искусство. Обеспечить развитие умений в художественно-творческой деятельности. Воспитывать у детей уважение к культурным традициям бурят.
Подготовка ко сну: прослушивание аудио сказок
15.00-15.15 Постепенный подъем. Закаливающие процедуры. Гимнастика после сна, (комплекс № 3) хождение по массажным дорожкам, умывание прохладной водой лица, шеи, рук.
15.40-16.05 физ. культ. на площадке
Конструирование из бумаги
-учить детей выполнять различные конструкции, применяя освоенные ранее навыки работы с бумагой. Развивать воображение, мелкую моторику рук. (Влад, Сергей, Вадим)
Д/игра упражнение «Повтори за мной».
-ф-ть звуковую культуру речи, учить детей воспроизводить ряды слов, близких по зв. составу. Р-ть фонематический слух, кратковременную слуховую память.
Утро
Беседа «Общение с природой»
-рассказать детям о том, что культурные традиции народов Прибайкалья берут свое начало во взаимоотношениях человека с природой. Суровый климат холодного озера приучил людей почтительно относиться к природным стихиям – Ветру, Солнцу и Воде. Оз. Байкал.
Прогулка № 17 окт.
Вечер
Бурятская подвижная игра:
«Иголка, нитка и узелок» (Зун, утахн, зангилаа)
- развивать у детей умения взаимодействовать со сверстниками, договариваться о распределении ролей, умения уступать товарищам; своевременно вступать в цепочку общих действий. Сюжетно-ролевая игра «Оленеводы».
-способствовать творческому использованию в игре представлений об окружающей жизни, подбирать предметы и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.
Нерегламентированная двигательная деятельность.
Цель: способствовать профилактике нервного перенапряжения, повышать уровень владения детьми правилами подвижных игр.
Предложить родителям освоить дома с детьми некоторые народные бурятские игры.
Помощь родителей в подготовке праздника ко дню матери.
Четверг
Совместная деятельность взрослого и детей
Самостоятельная деятельность детей
Работа с родителями
Образовательная деятельность
Индивидуальная работа
Образовательная деятельность в режимные моменты
8.10 Утренняя гимнастика музыкальная
9.00 – 9.20 Коммуникация (развитие речи)
Тема: составление рассказа по картине
Цель: учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни бурят.
(Ушакова. Занятия по развитию речи стр. 49)
9.45-10.10 музыкальная деятельность (по плану специалиста)
Подготовка ко сну: прослушивание аудио сказок
15.00-15.15 Постепенный подъем. Закаливающие процедуры. Гимнастика после сна, (комплекс № 3) хождение по массажным дорожкам, умывание прохладной водой лица, шеи, рук. Индивидуальная работа «Штриховка»
(Ираклий, Ксюша)
Д/ игра «Кто больше увидит?»
-учить детей составлять рассказы-описания окружающей действительности в соответствии с заданием. Развивать связную речь, внимание, логическое мышление. Утро
Формирование КГН: упражнение «Чудесные расчески».
Воспитывать у детей потребность быть чистыми, опрятными, аккуратными, учить с помощью зеркала следить за своей прической, находить недостатки
Д/игра «Кто это?» Цель развивать память внимание и наблюдательность; активизации речи детей.
Прогулка № 18 окт.
Вечер
Работа в уголке музыкального воспитания: музыкально-дидактическая игра «Бубен шамана».
-учить детей правильно передавать мелодии и ритмический рисунок произведения. Развивать музыкально-ритмическое чувство, способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Самостоятельная игровая деятельность детей.
-в ходе наблюдения выявить уровень развития игровой деятельности, предпочтения детей, степень развития коммуникативных способностей, связной речи.
С/р игра «Принимаем гостей».
- развивать у детей самостоятельность, инициативность, фор-мировать умение выбирать игру по интересам, способствовать объединению детей для игры.
Пятница
Совместная деятельность взрослого и детей
Самостоятельная деятельность детей
Работа с родителями
Образовательная деятельность
Индивидуальная работа Образовательная деятельность в режимные моменты
8.10 Музыкальная Утренняя гимнастика Комплекс №9
9.00 – 9.20 ЧХЛ
Тема: легенда «Богатырь Харидой»– Познакомить с бурятской легендой «Богатырь Харидой».
Цель: учить детей целостно воспринимать произведение, осмысливать сюжет, понимать характеры героев, рассказывать об их поступках
9.45- 10.10 физ. культ. (по плану инструктора ФИЗО)
Подготовка ко сну: прослушивание аудио сказок
15.00-15.15 Постепенный подъем.
Закаливающие процедуры.
Гимнастика после сна, (комплекс № 3) хождение по массажным дорожкам, умывание прохладной водой лица, шеи, рук.
Д/и «Что изменилось?»-учить выявлять на парных картинках изменения, которые произошли осенью.
Д/игра «Составь фигуру».
-актуализировать, уточнить и дополнить представления детей о многоугольниках, упражнять в составлении многоугольника с определенными параметрами из нескольких треугольников.
Утро
Трудовые поручения: следим за порядком в книжном уголке.
-учить детей выполнять трудовые поручения течение недели в составе группы, выделять фронт работ, распределять обязанности, поддерживать порядок. Ф-ть осознанное отношение к порядку, ответственность за выполнение трудовых поручений.
Прогулка № 9 окт.
Вечер
хороводные песни «Хатар»
-учить детей выполнять игровые действия, сочиняя определенные слова, расширять представления о традициях и обычаях бурятского народа.
Ручной труд «Лошадка» (оригами) Цель: продолжать учить детей складывать бумагу в определённой последовательности и тщательно проглаживать линии сгиба, развивать воображение детей и мелкую моторику рук.
Раскрашивание «Костюмы народов Прибайкалья»
Цель: умение замечать детали народного костюма и воспроизводить его в своей работе.
Игра м/п Боулинг
Цель: учить детей выступать в роли организаторов игры, капитанов, судей, обсуждать и уточнять правила игрового взаимодействия, оценивать соответствие действий игроков правилам игры.