Спиридонова Наталья
Календарно-тематический план по тематическому модулю «Социализация. Ребенок в семье и обществе» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
Тема недели № недели Основные направления работы Обязательная часть содержания образования
Образовательная деятельность в режимные моменты Самостоятельная деятельность
Я и детский сад 1. Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам
взаимоотношений С/ р игры: «Семья»; «Детский сад» , Игра со строительным материалом: «Построим детский сад»
Д/ и: «Сервировка стола к обеду»; «Проводим уборку», «Наш детский сад»;
Создание проблемных ситуаций «В группе новичок»;
Темочки:
- Планирование. Календарно-тематическое планы, КТП
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Семья. Планы
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Беседа нрав. «Зачем говорят здравствуйте», «Мои добрые поступки». «Культурный человек»
Беседа «Я-человек», рисование «Автопортрет»
Театрализованная игра «Измени голос» Поощрять разыгрывание небольших сюжетов в игровом уголке с предложенными атрибутами
Вот эта улица 2. Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений С/ р игры: «С новосельем»; «Семья»; «Моя улица»
Д/ и: «У кого какой дом?»; «Назови свой адрес»; ««Кому что нужно для работы»;
Игра-этюд «Утешение»
Беседа нрав. «Дом в котором я живу» ,игра «В поиске добрых слов»
Беседа «Этичные и неэтичные поступки», «Нечаянно и нарочно», «Почему бывают драки»
Д/и «Кто что носит», «Наши причёски» Внести новые атрибуты для с/р игр.
Поощрять игры детей в паре, в малых подгруппах
Дорога и я 3. Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений С/ р игры: «Шофёры»; «Путешествие на автобусе, пароходе, поезде»;
Д/ и: «Собери знак», «Автовикторина», «Машины»
Театр на руке «Красная Шапочка»
Беседа нрав. «Учимся прощать своих друзей», «В мире вежливых слов», д/и «Путешествие по городу», «Я знаю…», «Из чего сделаны девочки (мальчики)» Создать условия для взаимодействия между детьми: выложить предметы-заместители,
Профессии в детском саду 4. Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам общения С/р «игры «Повар», «Медицинская сестра», «Детский сад»
Д/и «Цепочка», «Кому что нужно для работы», «Ты мой кусочек»
Игра «Дождь»
Беседы нрав. «Фантазеры и лгунишки», «Детский сад наш дом родной» «Чем мы похожи и чем отличаемся», д/и «Можно и нужно»
Беседа «Учимся общаться со сверстниками» Создать условия для различных игр, для самостоятельного выбора игр, побуждать к активной деятельности
В мире животных 1. Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений
Формирование гендерной, семейной принадлежности С/ р игры: «Ветеринар», «Зоопарк», «Цирк»
Д/и «Угадай, кто я», «Рыбы, птицы,звери», «Составь картинку»
Театр на руке «Кот в сапогах»
Беседы нрав. «Мой питомец», «Если добрый ты?»,
Д/и «Наши имена», «Как растет имя»
Беседа «Эти добрые словечки»
Д/и «Сундучок хозяюшки», «Кто что носит»
Обогащать опыт общения детей, знакомить с различными моделями поведения. Предложить вниманию детей различные ситуации, обсудить, как нужно вести себя в каждой из них: как вежливо обратиться, почему стоит уступить, какую помощь нужно оказать товарищу, как избежать конфликта и т. д.
Откуда хлеб пришёл 2. Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам
взаимоотношений С/ р игры: «Дом-кулинарии», «Пекарня», «Хлебный магазин»
Д/ и: «Что сначала, что потом», «Чудесный мешочек», «Откуда, что берётся»(хлебобулочные изделия)
Этюд «Баба – Яга»
Беседы нрав. «Как к нам булочка пришла», «Учимся искать себе друзей»
Беседа «Кого называют воспитанным ребёнком»
Психологический этюд «Любящая мама», п/и «Утка и утята» Формировать у детей коммуникативные компетенции: владение способами взаимодействия с окружающими людьми, организации совместной деятельности в группе. Создать муляжи хлебобулочных изделий для игры в магазин
Урожай у нас хорош 3. Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам
взаимоотношений С/ р игры: «Овощной магазин», «Варим варенье»
Д/ и: «Угадай на вкус», «Лото (овощи)», «Угадай по описанию»
Веселые сочинялки (театр. Деят.)
Беседы нрав. «Хороший друг познаётся в беде», «Как морковка в поле выросла»
«Уроки правильной сервировки стола»
Беседа «Я и мои права», д/и «Назови полным именем»
Учить правильно формулировать вопросы, корректно вести диалог, искать и находить компромиссы.
Пополнить развивающую среду муляжами овощей и фруктов
Художница осень 4. Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам
взаимоотношений С/р игры «Семья гуляет в осеннем парке»; «Осенний праздник для кукол»; «Путешествие в осенний лес».
Д/ и: «Найди листочек, какой покажу», «Найди в букете такой же листочек»; «Что нам осень принесла?»
Театрализованная игра «Кто на грядке самый главный»
Беседы нрав. «Как вести себя во время разговора», «За что я люблю или не люблю осень» д/и «Образуй отчество», «Я знаю…»
Беседа «Эти добрые словечки», «Если бы я был папой (мамой)» Обсудить с детьми различные ситуации, выяснить, какие вежливые слова необходимо использовать в каждой из них (благодарить за оказанную услугу, здороваться, прощаться, извиняться и т. д.).
Октябрь
Моя Родина-Россия 1. Развитие игровой деятельности
Воспитание чувства толерантности С/ р игры: «Ковёр мира»; «Создание «цветка дружбы», «Путешествие на поезде»
Д/ и: «Кто где живёт», «Мир вокруг нас», «Ты мой кусочек.» Игра-драматизация сказки «Теремок»
Беседы нрав. «Расскажи где ты живешь», «Спешите делать добро» Д/и «Четвертый лишний». «Назови имена сказочных героев». Беседа «Я в гостях», «Кто в семье главный». «Если был бы я девчонкой.» Способствовать накоплению опыта дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Организовать в группе выставку кукол, изображающих представителей разных рас и национальностей
Что такое доброта 2. Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам
взаимоотношений С/ р игры: «Семья». «Поликлиника», «В гости к бабушке» Д/и «Я знаю пять названий», «Угадай по голосу», «Лото» «Скажи о друге ласковое слово»(теат.)
Беседы нрав. «Что такое доброта». «Злые и добрые персонажи сказок»
Д/и «Могу, хочу, должен», «Назови одним словом»
Беседа «Моё отношение к другим людям», «Мальчики-рыцари», «На кого бы я хотел быть похожим»
Учить детей выбору правильной линии поведения по отношению к людям в различных ситуациях, показать на примерах, что одна и та же модель поведения в одном случае будет идеальна, а в другом – неприемлема.
Деревья хвойные и лиственные 3. Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам
взаимоотношений С/ р игры: «Поездка в лес за грибами», «Строители», «Салон красоты» Д/ и: «Такой листок беги ко мне», «Ромашка», «Природный мир бывает разный»
Этюд «Фокус» Беседы нрав. «Лес – наше богатство», «Фантазёры и лгунишки» Беседа «Я имею право на охрану здоровья», «Что помогает человеку быть здоровым» Беседа «Мы идем в гости» Чтение Н. Носов «Заплатка», обсуждение модели поведения мальчиков»
Внести в уголок природы альбом с гербарием лиственных деревьев. В уголке экспериментирования предложить детям семена растений для знакомства и игры.
Насекомые и рыбы 4. Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам
взаимоотношений С/ р игры: «Магазин», «Школа», «Строители»
Д/и «Сложи картинку», «Летает, плавает, бегает», «Парочки (насекомые)»
Музыкальная карусель» (театр.)
Беседы нрав. «Юные экологи». «Давай помиримся» Чтение сказки «Зарядка и простуда» ,загадки о спорте
Беседа «Мы все знаем, все умеем» С. р. игра «Автомастерская». «Салон красоты»
Создать условия для различных игр, для самостоятельного выбора игр, побуждать к активной деятельности. Оформить коллекцию «Насекомых».
Ноябрь
В гостях у зимы 1. Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений С/ р игры: «Ателье по пошиву одежды»; «Ремонт обуви» Д/ и: «Времена года», «Приготовь зайку и белочку к зиме», «Снежинки» Театрализованная игра «Где мы были, мы не скажем». Беседы нрав. «За что я люблю зиму», «Правдивость». Беседа «Вредные привычки», чтение Г. Остер «Вредные советы»
Беседа «Какое доброе дело я сделал» Анализ житейских ситуаций. Д/и «Я знаю…» В группе организовать выставку предметов декоративно-прикладного искусства.
Приготовить атрибуты (товары) для организации театрализованной игры
Новогодние традиции 2. Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений С/ р игры: «Поможем белочке сделать запас на зиму»; «Путешествие в лес». Д/ и: «зимние узоры»; «Кто, где живёт?»; «Медведь (волк, лиса) какой? (какая)».
Этюд «Новая кукла» Беседа нрав. «Семейные новогодние традиции», «Хороший друг познаётся в беде». Чтение сказки «Денис и медвежонок Дени» Беседа «Полезные привычки» «Зачем нужны правила»
Составляем родословное дерево. Чтение пословиц о родных и близких Приготовить шапочки-маски животных для игры-драматизации.
В центре художественного творчества разместить образцы Новогодних открыток
Мастерская Деда Мороза 3. Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений С/ р игры: «Ёлочки в зимнем лесу»; «Встреча гостей».
Д/ и: «Что в мешке Д. Мороза?»; «Собери ёлочку" (пазлы, «Зимние запасы» Игра-драматизация «Снежный колобок». Беседы нрав. «Какой подарок я бы мог сделать сам», «Как вести себя во время разговора» Знакомство с понятием «Нация и расса», д/и «Кто я?» Беседа «Давай мириться» Игра «Кто сначала-кто потом». Упражнение «Ласковое слово» Привлечь детей к украшению группового помещения к Новогодним праздникам.
Создать хорошее настроение в преддверии праздничных дней
Здравствуй Новый год
4. Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений С/ р игры: «Новогоднее представление» (для игрушек)
Д/ и: «Новогодний оркестр»; «Чьи следы?», «Нарядим елочку» Подвижная игра «Смелые мышки». Беседы нрав. «Правила поведения для малышей в общественных местах», «Добрый –злой» Чтение сказки «Как кот Федот Иру развеселил». Знакомство детей с понятием «Конвенция» Беседа «Вежливая просьба» Изготовление подарков для близких и друзей Разместить в группе иллюстрации о праздновании Нового года для самостоятельного просмотра
Декабрь
Зимние забавы 2 Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений С. р. игры «Лыжники»; «Строительство крепости» (из снега); «Экскурсия в зимний лес».
Д/ и: «Назови зимующих птиц»; «Отгадай загадку» (про зимние явления). «Мы не скажем, а покажем» Этюд «Медвежата» Беседы нрав. «Чем я люблю заниматься зимой на улице», «Зимние виды спорта»
Беседа «право на воспитание», «Правила поведения в Д/с» Беседа «Об уступчивости» Чтение Пермяк «Для чего руки нужны», Беседа «Я хочу быть похожим на.»
Внести в групповое помещение сюжетные картинки с изображением зимних пейзажей и зимних забав
Мир птиц и зверей зимой 3 Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений С/ р игры: «Строители». «Столовая»
Д/ и: «Чьи следы?»; «Когда это бывает?»; «Назови зимние забавы» Драматизация сказки «Рукавичка»
Беседы нрав «Помоги птицам зимой», «Игры без ссор» Беседа «Чему учат в школе», д/и «Собери портфель» Беседа «Прощание с гостем» Беседа «Мои обязанности дома», Игра «Какого цвета счастье»
Разместить в групповой
комнате иллюстрации с изображением зимующих птиц
Зима полна серебра 4 С. р. игры «Почта». «Школа», «Магазин игрушек»
Д/ и: «Зимние забавы», «Угадай который час». «Угадай что изменилось» Игра «На полянке» Беседы нрав «Как найти дорожку в детский сад», «Что такое бережливость» Беседа «Мои увлечения», рисование «Мой д/с» Д/и «Поздравления и пожелания» Беседа «У меня есть сестра (брат)», Рисуем «Автопортрет» Разместить в группе иллюстрации с зимним пейзажем в картинах русских художников.
Январь
Транспорт 1. Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений С/ р игры: «Водители», «Автомастерская», «Путешествие на автобусе» Д/и «Светофор», «Плавает, летает, ездит», «Собери картинку» Этюд «Один дома» Беседы нрав. «Правила поведения в транспорте», «Взаимопомощь» Рассказ «Мои права», беседа «Я обязан» Беседа «Кто похвалит меня» Чтение «самое страшное» В. Пермяк д/и «Кто я в семье»
Создать условия для игр на закрепление знаний о транспорте. Изготовление дорожных знаков.
Мир профессий 2. Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений С/ р игры: «Поликлиника», «Строители», «Салон красоты» Д/и «Кому что нужно для работы», «Лото профессии», «Угадай что покажу» Игра «Диктор» Беседы нрав. «Кем работают родители», «Стремление помогать» Беседа «Все мы разные, но мы все равны» д/и «Могу-должен» Беседа «Умеешь ли ты дружить» Упражнение «Рыцарь спешит на помощь» д/и «Мой любимый герой»
Создать условия для организации различных игр, обеспечить необходимыми атрибутами для игр.
Хочу всё знать 3. Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений Игры-исследования с водой: «Тонет, не тонет»; «Куда исчезает вода?» (какие предметы впитывают воду, какие нет). Игры- исследования с песком: «Сыпется, не сыпется»(свойствами песка).Игры-исследования с ракушками (рассмотреть, послушать, разложить по размеру в порядке убывания (возрастания).Инсценировка сказки «Гуси-лебеди» Беседы нрав. «Щедрость и жадность», «Моя родословная» Беседа «Согласная семья», чтение колыбельных песенок Инсценировка «Вежливый разговор по телефону» Д/и «Самые заветные слова», «Волшебные имена» Создать условия для организации детского экспериментирования
Тот, кто в Армии служил 4. Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений
Формирование семейной и гражданской принадлежности С/ р игры: «Построим воздушный корабль и отправимся в полёт» (с использованием крупного строительного материала); «Мы – будущие защитники Родины» Д/и «Боевая техника», Пазлы «Самолёт», «Соберем рюкзак в поход» Инсценировка песни «Буду в армии служить» Беседы нрав. «Защитники Отечества», «Буду сильным, буду смелым» Беседа «Обязанность защищать Родину» Беседа «Бережное обращение с книгой» Изготовление подарков папам и дедушкам. Игра имитация «Мы летчики»
Создать условия для организации сюжетных игр.
Стимулировать и поощрять детей в проявлении бережного и уважительного отношения к близким людям
Февраль
Самая любимая 1. Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений Игры «Дом», «Семья», «Дочки- матери» с акцентом на формирование представлений о семье, о женщинах
Д/ и: «Подарок для мамы», «Угадай, кто позвал»,
«Опиши сою подругу». Этюд «Зеркало» Беседы нрав. «Самая любимая», «Ступеньки доброты» Беседа «День защиты детей», Чтение стихов о маме Беседа «Прощанье перед сном» Беседа «Почему есть женский день», д/и «Кто изготовил эти предметы» Создать условия для организации сюжетных и дидактических игр.
Стимулировать и поощрять детей в проявлении бережного и уважительного отношения к своим друзьям и близким.
Цветы и комнатные растения 2. Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений
Формирование семейной принадлежности С. р. и «Магазин цветов», «Садовник», «Прогулки по лугу» Д/и «Найди по описанию», «Сложи цветок», «Соберем букет» Мимическое упражнение «Изобрази вкус яблока». Беседы нрав. «Исчезающие растения», «Лучше добрым быть» Чтение сказки «Паукан Пауканыч», разучивание стих-ния «Пусть не будет войны» Беседа «Я иду в театр» Рисование «Кем я стану», д/и «Царевна-королевна»
Создать условия для организации сюжетных игр.
Стимулировать и поощрять детей в проявлении бережного и уважительного отношения к близким людям.
Весенняя капель 3. Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений С/р игра «Кукольный театр», «Школа»
Д/ и: «Что надеть весной»; «Расскажем Карлсону, как мы одеваемся на прогулку», «Когда это бывает» Игра «Изобрази героя» Беседы нрав. «За что я люблю весну», «Продолжи пословицу» Беседа «Что такое характер», чтение пословиц о войне и мире. Беседа «Хвастунишки, это вы?» Игра «Я вам представлюсь», д/упр. «Чем я отличаюсь от других людей» Беседа «Об одежде детей»
Разместить в группе сюжетные картинки с изображением весеннего времени года.
Птичья радость 4. Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений С/ р игры: «Появление птенчиков», «Птичий базар»
Д/ и: «Кто такой цыпленок». «Птицы тропических стран», «Птицы зимующие и перелётные» Музыкальная импровизация «Мир природы» Беседы нрав. «Ждём пернатых домой», «Жаворонки прилетели» Д/и «Я знаю 5.», «Хочу-должен» Беседа «Во что играют мальчики» ,д/и «Угадай кого не стало»
Создать условия для взаимодействия между детьми. Развивать самостоятельность в выборе игр
Книжкина неделя 1. Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений С/ р игры: «Библиотека», «Книжный магазин», «Театрализованные игры по сказкам» Д/и «Угадай из какой сказки», Домино «Сказочные герои», «Собери пазлы» Беседы нрав. «Как обращаться с книгами», «От улыбки станет всем светлей»
Оформить в группе выставку иллюстраций о цирковых представлениях для самостоятельного просмотра детьми
Космическая прогулка 2. Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений С/ р игры: «Тренировка в лётном городке»;
«Путешествие к звёздам». Д/ и: «Назови планеты»; «Добавь слово», «Собери ракету» Поощрять желание детей использовать в играх предметы-заместители, помочь подобрать такие предметы
Я расту здоровым 3. Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений С/ р игры: «Больница», «Аптека», «Поликлиника»
Д/ и: «Чудесный мешочек (предметы личной гигиены)»; «Подбери пару» (грязный – чистый). «Что такое хорошо и что такое плохо»
Создать условия для игр по теме недели, приготовить необходимые атрибуты
Земля наш общий дом 4 Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений С/р «Столовая», «Почта», «Библиотека» Д/и «Кругосветное путешествие», «Материки», «Путешествие на Волшебный остров» Инсценировка сказки «У страха глаза велики» Беседы нрав. «Береги природу», «Расскажи о своём друге» «Знакомство с правом на труд», д/и «Работа» Беседа «Слова – паразиты» Беседа «Что значит моё имя» Д/и «Что изменилось»
Апрель
День Победы 2 Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений
Формирование семейной и гражданской принадлежности С/ р игры: «Мы с дедушкой и папой идем в парк на праздник»; «Маму, папу за руку возьмем, к дедушке и бабушке вместе мы пойдем», «Смелые танкисты». Д/и «Спланируй город», «Кому нужна вода, кому полянка», «Приготовь лекарство» Игра на интонирование слов. Беседы нрав. «Нет войне!», «Смелость города берёт» Беседа «Дети и взрослые» ,д/и «Закройте уши» Беседа «Я переживаю» Д/и «Дорисуй, чего не хватает», Беседа «Именины»
Создать условия для с/ р игр: выложить флажки, воздушные шары, георгиевские ленточки, цветы, клавиатуру, телефоны, предметы – заместители, крупный строитель
Я и моя семья 3 Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений С/ р игры: «Семья»; «Детский сад», «Дочки-матери»
Д/и «Хорошо – плохо». Д/и «Скоро в школу мы пойдём», «Рекламные агенты», «Поступи правильно»
Этюд «Вкусная конфета» Беседы нрав. «Кто в семье главный», «Семейные праздники» Беседа «Чего в другом не любишь, того и сам не делай», д/и «Поводырь» Беседа «Моё отношение к другим людям» Чтение «Семь дочек» Сухомлинский, «Я знаю 5 имен»
Помогать детям объединяться для игр по 2-3 человека на основе личных симпатий
Лето глазами поэта 4 Развитие игровой деятельности
Приобщение к нормам и правилам взаимоотношений С/ р игры: «Зоопарк», «Школа», «Кукольный театр»
«Д/ и: «Назови птиц»; «Чей детёныш?»; «Назови деревья»; «Назови цветы». Пантомима «Весёлый-грустный клоун» Беседы нрав. «За что я люблю лето», «Давай помиримся» Беседа «В гостях хорошо, а дома лучше» д/и «Я знаю.» Беседа «Как справиться с упрямством» Беседа «История происхождения фамилий», д/и «Моё отчество»
Создать условия для сюжетно-ролевых игр, игр – путешествий в природу: выставить крупный строитель, выложить бросовый материал, телефоны
Май