Юлия Курбатова
Эссе «Какой воспитатель нужен сегодня?»
▼ Скачать + Заказать документы
"Я - современный воспитатель"
Принцип искусства воспитания гласит :
"Дети должны воспитываться не для настоящего,
а для будущего, возможно лучшего состояния рода
человеческого".
И. Кант
Какой воспитатель нужен сегодня детскому саду?
Новое время предъявляет новые требования к качеству образования, модернизация которого не только государственное требование, но и условие развития общества
Публикация «Эссе „Какой воспитатель нужен сегодня?“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Повышение уровня современных государственных требований к дошкольному образованию определено новыми нормативными документами, задающими вектор развития, соответствующий современным научным представлениям социума о том, каким должно быть дошкольное образование сегодня.
Современной ключевой фигурой дошкольного образования является воспитатель и ребенок.
Поэтому становление новой системы дошкольного образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности современного педагога.
Какой же воспитатель нужен сегодня детскому саду? С моей точки зрения, это прежде всего человек, которому присущи такие качества, как гуманизм, духовность, бережное и чуткое отношение к развивающейся личности, стремление к здоровому образу жизни, обладающий профессиональной мобильностью и компетентностью, толерантностью, креативностью, в совершенстве владеющий информационными и инновационными технологиями, умеющий чутко реагировать на потребности современного ребенка и запросы родителей.
Почему мы сейчас говорим о таких качествах современного педагога? Ведь многими из них он обладал и раньше?
И тут же возникает другой вопрос: какой сегодня современный ребенок? Современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания родителей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в дошкольных образовательных учреждениях.
Современный ребёнок-это житель 21 века, осознающий себя в современном пространстве страны, города. Он хорошо ориентируется в себе, ближайшем окружении, своё м настоящем и будущем и готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, полезности, эстетичности, познания. Современные дети в большей степени ориентированы на будущее, чем их ровесники 20 века. Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности - они с уверенностью смотрят в будущее. Современный ребёнок органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Он - носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого возраста и взрослых. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить информационные технологии, уверенно ориентируется в технике, знаком с рекламой. Он многим интересуется и о многом рассуждает, но в то же время старается проявить максимум самостоятельности и свободы в реализации замыслов, в возможности выбирать и менять что-то самому.
На смену вопросу «почему?» пришел вопрос «зачем?».
Исходя из этих особенностей современных детей изменились подходы к организации взаимоотношений и взаимодействия детей и педагога. Речь идет о взаимодействии в рамках партнерской (равноправной) деятельности. С учетом этого современный воспитатель выстраивает отношения с ребенком исходя из его интересов и потребностей. Наблюдая за подготовкой детей к конкурсу исследовательских работ и проектов «Я – исследователь» я отметила, что современных детей привлекает процесс возможности выбора темы исследования, желание проявить самостоятельность и добиться поставленной цели. Дети аргументируют свои высказывания, рассуждают и не стесняются поставить задачу не только перед собой, но и перед взрослым.
Моя цель, как педагога – увидеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества.
Современный воспитатель – это прежде всего педагог, владеющий инновационными технологиями в организации воспитательно – образовательного процесса. Инновационная деятельность требует от педагога на современном этапе развития специальных навыков, приемов работы, умения изменять и перестраивать свою деятельность в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и собственными ресурсами развития.
Современный воспитатель – это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника и т. д. Воспитатель за целый день должен перевоплощаться несколько раз, и чем правдоподобнее это сделает мастер своего дела, тем ощутимее результат. Ни у кого не вызывает сомнение, что каждый ребёнок уникален. В нём живёт и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Он открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость.
Поэтому задача современного воспитателя направлена на воспитание творческой, коммуникабельной, креативной личности. Педагогу необходимо прогнозировать и постоянно оценивать свои результаты, развивать самостоятельность, инициативу, создавать условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка.
Современный воспитатель должен сочетать в себе строгость и доброту, любовь и уважение к маленькому человеку с разумной требовательностью. Все дети разные, поэтому терпение и гибкость мышления должны быть присуще каждому педагогу. Каждый ребенок имеет право на получение ожидаемого результата, обеспечивающего ситуацию успеха, выражающегося в желании самореализоваться, самоутвердиться, оценивая себя, развивая свои способности.
Я убеждена: знания мы должны «открывать» вместе, не я объясню, а мы вместе догадаемся, не я покажу, мы вместе сделаем, не я научу, а мы вместе достигнем. Личное совершенство и саморазвитие воспитателя — один из критериев его мастерства.
Воспитатель должен всегда быть интересен для своих воспитанников : и как друг, как собеседник, и просто как пример для подражания: в манере поведении, одежде. Он должен ориентироваться в современной музыке и литературе, технике, спорте. Ребенку с ним должно быть комфортно, уютно, безопасно. Только при этом условии, все то хорошее, что мы вкладываем в ребенка, он унесет с собой.
Одной из важных задач на современном этапе является умение педагога конструктивно взаимодействовать не только с детьми, но и родителями, коллегами, социумом. Педагога, обладающего способностью эффективно реализовать личностно – ориентированную модель взаимодействия с детьми, родителями, коллегами, открытого для построения успешного сотрудничества не только внутри детского сада, но и за его пределами – можно назвать современным педагогом.
В своей профессиональной деятельности мне было легко адаптироваться к детскому саду, детям. Очень повезло, что в моем детском саду работают компетентные, ответственные, любящие детей педагоги, готовые всегда подсказать, научить, поддержать.
А какие дети встречают меня здесь каждое утро! Я не могу представить сейчас свою жизнь без моих «Почемучек», «Знаек». Каждый из них неповторим, индивидуален. Но всех их я очень люблю и вижу в каждом личность. Мне приятно смотреть, как они растут, раскрываются на моих глазах.
Работая воспитателем, я поняла, что главное в моей работе «гореть, а не тлеть», а иначе не стоит работать в детском саду. Поиск, инициатива и творчество, способность принимать и внедрять инновации являются моими обязательными спутниками в педагогической деятельности. Избавляться от устаревших стереотипов, больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять, обновлять и применять полученные знания с учетом современных требований – так я понимаю требование времени и стараюсь соответствовать ему.
«Надо любить то, что ты делаешь и тогда твой труд возвышается до творчества»
М. Горький