Любовь Минина
Эссе «Модернизация в дошкольном образовании»
Дошкольное образование прошло путь от единой обязательной программы в советское время до невероятного разнообразия программ в 90-е.
В каждом временном периоде развития страны происходят социально-экономические преобразования, которые ведут к серьезным изменениям в системе образования в целом.
Современный мир насыщен переменами, изменениями, связанными с обновлением всех сфер жизни. Это тем более важно, что оно призвано сформировать у человека социальную ориентированность, адекватную реакцию на происходящие изменения, способность к быстрой саморегуляции, самоопределению и самоутверждению в новых условиях.
Публикация «Эссе „Модернизация в дошкольном образовании“» размещена в разделах
В связи с этим образовательное учреждение любого уровня ориентировано на творческую успешную личность, готовую проявлять инициативу и аналитическую самостоятельность в социальном прогрессе, независимо от социальных перемен. Поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологий и системы качества оценивания является закономерным.
Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе.
Проблема доступности дошкольного образования является актуальной в течение последних 5 лет. При этом доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, а качество – возможностями и способностями ребенка к освоению программ на последующих уровнях образования. Сегодня наряду с дошкольными образовательными учреждениями приобретают популярность частные детские сады, домашние детские сады, группы кратковременного пребывания, группы кратковременного пребывания детей при школе. Я считаю, что это улучшит ситуацию с огромной очерёдностью в дошкольные образовательные учреждения.
Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. Она становится одной из ключевых задач развития системы дошкольного образования.
В современных условиях реформирования образования, ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы образовательного учреждения в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
ФГТ в целом отражают современные подходы к модернизации дошкольного образования и задают единую основу для создания вариативных образовательных программ с опорой на традиционные направления развития ребенка: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. В них фиксируется обязательность реализации таких принципов, как интеграция образовательных областей, комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, единство воспитательных, развивающих и обучающих задач.
В федеральных требованиях предлагается осуществлять обучение в процессе разных видов детской деятельности, но опущены формы этой организации. Основным организующим моментом является игра. Все это правильно по отношению к развитию ребенка. Но как же быть с занятиями? Отказ от них требует обращения воспитателя к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. На интегративной основе занятия не должны быть сами по себе. Педагогу дошкольного образования предстоит проделать огромную работу, чтобы научиться через непосредственно образовательную деятельность решать несколько задач из различных образовательных областей, а дети смогли освоить содержание различных разделов программы параллельно.
Я согласна, что в том, чтобы сделать дошкольное образование качественным и доступным есть много того, что нужно уточнять, может быть, по-другому формулировать и естественно вводить что-то новое. Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, поэтому воспринимаю эту ситуацию позитивно: «Проще построить летучий корабль, способный плыть в будущее, чем бороться с ветряными мельницами».