Ольга Чирвина
Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
Три воздушных шарика
Что движет нас по жизни? Предчувствие, пыл, увлеченность.
Предчувствие — это одно из человеческих чувств. Предчувствие грозы, предчувствие несчастья, предчувствие встречи… «Есть предчувствие, и, значит, надо двигаться ему навстречу».
Иногда я думаю, как удивительным образом сочетается характер человека и то, по какому жизненному, профессиональному пути он движется.
Ни один из нас от рождения не знает, почему идет дождь, исторических дат, почему люди не летают, зачем носорогу рог…. Что вы знали от рождения?
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
В любой профессии требуется длительная, кропотливая работа над тем, что ты делаешь. Поэтому, работая с детьми, нужно, подробнейшим образом объяснять всё, следуя аксиоме "ребенок не знает всего того, что знаете вы". Ведь жизнь огромна, многогранна и чрезвычайно интересна. Нужно только двигаться вперёд и искать, чтобы, отыскав, поделиться знаниями. Не учить, не навязывать, а именно рассказывать, заинтересовывать.
Казалось бы, чего проще?
Пыл. Увлеченность. Как редко приходится слышать эти слова. Как редко встречается то и другое в жизни. И все же, попроси меня назвать самое главное, попроси назвать то, что побуждает меня продолжать работать, ответом будет: мой пыл, моя увлеченность.
А знаете ли вы себя? Ибо, прежде всего у воспитателя должно быть беспокойное сердце. Если его не будет, буду работать на воздухе, бог свидетель, для здоровья полезней.
Прислушиваюсь к детям - это мудрость и природа. Сомневаюсь, боюсь, что то пропустить, недопонять, не заметить, вовремя не прийти на выручку. Верно услышать - вот моя забота. У меня нет другой.
Спрашиваю их мнение, рассказываю, что бывает в жизни. Вместе с ними фантазирую, занимаюсь творчеством. Учу и учусь сама ставить перед собой цель и добиваться её. И все время повторяю слова Норы Гай: «Помни, слово требует обращения осторожного. Слово может стать живой водой, но может и обернуться сухим палым листом, пустой гремучей жестянкой, а то и ужалить гадюкой. И слово может стать чудом. А творить чудеса - счастье. Но ни впопыхах, ни холодными руками чуда не сотворишь и Синюю птицу не ухватишь.»
Они такие разные: чистые и не очень, грустные и смешные, плотные и худые, наивные и рассудительные, медлительные и шустрые. И все не очень то послушные.
Дети похожи на нас, и они всем сердцем чего-то хотят или не хотят. Пусть приготовятся к бегу. Потом даю старт. И - следом, не отставая ни на шаг. Оглянуться не успеваю, как они с их великой любовью домчат меня до намеченной цели, их пыл воспламенит все вокруг. Рассказываю им о своих мечтах и идеях, надеясь, быть может, зажгутся моим пламенем тоже? Вовсе не обязательно, чтобы пламя было большое. Вполне достаточно небольшого огонька, такого, как у горящей свечки…
«Будто в руки взял
Молнию, когда во мраке
Ты зажег свечу.»
Идя по жизни, не хочется растерять: открытость миру, интерес, доверие, обладание миром, способность обучаться, жажду двигаться, способность удивляться и радоваться.
Воспитывать детей – это очень сложное дело. И как любое дело, его нужно делать, а не ожидать, что само как-то получится. Свою работу могу охарактеризовать строчкой из песни Евгения Бачурина «Пегасик» : «…За горизонтом – снова горизонт…»Тем и прекрасно это занятие – что в нём, как нигде более, нет предела собственному совершенствованию. Так вперед к новым горизонтам!
И отправляясь в путь, может быть, стоит взять с собой три воздушных шарика, на одном из которых написано Пыл, на другом Увлеченность, на третьем Предчувствие.
Если кто хочет ко мне присоединиться, милости прошу – места на дороге хватит всем.
И последнее, «Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого».
И. Кант