Татьяна Брыкина
Консультация «Каким словам научить дошкольника, чтобы он мог понимать и выражать эмоции»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети часто не могут объяснить, какие чувства они испытают по отношению к сверстникам или ситуации. И это не связано с плохим настроением. У них еще не сформирован эмоциональный словарь. Расскажем, какие слова должен включать эмоциональный словарь детей дошкольного возраста.
Публикация «Консультация „Каким словам научить дошкольника, чтобы он мог понимать и выражать эмоции“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Чтобы ребенок научился понимать эмоции свои и других людей, он должен усвоить слова, которые связаны с этими эмоциями, обозначают эмоциональные переживания и действия людей, их личностные проявления. Задача воспитателя – помочь дошкольнику освоить эмоциональный словарь и обогатить его. Начинать эту работу следует с детьми 3 лет.
Рассмотрим, какие трудности испытывают дошкольники, когда учатся понимать эмоции и из каких слов состоит их эмоциональный словарь.
В чем трудность освоения эмоционального словаря
Согласно ФГОС ДО воспитатель должен развивать эмоциональный интеллект детей. Один из компонентов эмоционального интеллекта – понимание ребенком эмоций своих и других людей.
Мир эмоций – часть социального мира, который окружает ребенка и который он познает. Эмоции управляют людьми, влияют на их поведение, поэтому важно познакомить ребенка с этим миром эмоций. Однако эмоция не предмет, который можно предъявить ребенку и назвать. Это обусловленное конкретной ситуацией внутреннее переживание человека, которое обозначается определенным словом и выражается экспрессией – мимикой, пантомимикой, интонацией. То есть экспрессия – внешне наблюдаемые признаки внутреннего эмоционального переживания.
Чтобы ребенок научился понимать эмоции других людей, воспитатель должен «погрузить» его в специально созданную ситуацию. Например, показать мультфильм или картинку, прочитать литературное произведение. Ребенок получит опыт наблюдения, восприятия и понимания экспрессии других людей или персонажей, а значит, обозначит экспрессию словом. Например: гномик смеется, хлопает в ладоши, прыгает.
Дошкольник соотнесет экспрессию с внутренним переживанием персонажа и опять обозначит словом. Например: гномик радуется. Действие происходит по схеме:
УВИДЕТЬ ПЕРСОНАЖ (ПРОЧИТАТЬ ПРО НЕГО)---НАЗВАТЬ ЧТО ОН ДЕЛАЕТ---ОПРЕДЕЛИТЬ ЭМОЦИЮ
Чтобы понять собственное эмоциональное состояние, ребенок должен обратиться внутрь, соотнести свое состояние с имеющимся эмоциональным опытом и назвать словом. Для этого он должен знать и понимать нужные слова.
Эмоции имеют множество оттенков, нюансов, которые обозначаются соответствующими словами. Например, для базовой эмоции грусть это слова – плохое настроение, печаль, тоска, боль, горе, скука.
Из каких слов состоит эмоциональный словарь дошкольника
Эмоциональный словарь человека составляют слова, в которых представлены (выражены или обозначены) эмоциональные смыслы. Эмоциональный словарь дошкольника может состоять из слов, связанных со всеми 10 базовыми эмоциями. Но особое внимание воспитатель должен уделить шести эмоциям – радости, злости, печали, интересу, удивлению, страху. Они имеют приоритетное значение в социализации ребенка дошкольного возраста. Для каждой базовой эмоции все слова, которые содержат эмоциональный смысл, можно разделить на три группы.
Слова, которые обозначают различные оттенки эмоции. Например, для базовой эмоции радость это слова – веселье, счастье, хорошее настроение, ликование, восторг, торжество.
Слова, которые обозначают внешнее выражение, действия человека, который сам испытывает или вызывает у других эту эмоцию. Например, для эмоции радость это слова – смеется, радуется, улыбается, веселится, празднует, шутит, ликует, торжествует.
Слова, которые обозначают свойства и качества человека, который испытывает сам или вызывает у других эту эмоцию. Например, для эмоции радость это слова – веселый, радостный, оптимист, весельчак, шутник, хохотушка.
Прилагательные этой группы во всех эмоциях обозначают текущее, сиюминутное состояние человека, который испытывает эмоцию : например, веселый или грустный. А существительные обозначают личностную черту, т. е. часто выражаемое качество : например, оптимист, хохотушка или пессимист, плакса.
Таким образом, эмоциональный словарь дошкольника можно представить как пирамиду из 6 треугольников. Каждый из них обозначает часть словаря, которая относится к одной из шести базовых эмоций. Вершины треугольников – это соответственно три обозначенные группы слов для каждой базовой эмоции.
Такой подход к пониманию эмоционального словаря дошкольника учитывает, но не повторяет работы лингвистов по эмотивной лексике взрослого человека (именно этот термин используется в лингвистике).
Так, согласно теории лингвиста Л. Г. Бабенко, эмотивная лексика взрослого человека насчитывает около 8,5 тысяч слов, которые группируются по 7 подгруппам вокруг 37 базовых эмотивных смыслов. Эмоциональный словарь дошкольника – это первая ступень освоения эмотивной лексики взрослого человека.
В презентации представлен эмоциональный словарь дошкольника, который ему желательно освоить к завершению дошкольного детства. Прямым шрифтом обозначены слова, которые дети начинают осваивать (готовы освоить) преимущественно в 3–5 лет, курсивом – в 5–7 лет.