Ольга Павлова
Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Какие здоровьесберегающие технологии реализуются чаще в условиях образовательной организации, а какие могли бы посоветовать?
№
п/п Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательной организации
Примеры
1. Физкультурно-оздоровительные
Публикация «Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательной организации» размещена в разделах
( направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. Реализуются на уроках/занятиях физической культуры и в работе спортивных секций.) • направленные на физическое развитие и укрепление здоровья детей : развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Солнечные процедуры (только в утреннее и послеобеденное время, которые способствуют укреплению иммунитета, улучшают сон и аппетит. Организация и проведение дней здоровья и спортивных мероприятий, например, «Мама, папа, я — здоровая семья».
2. Здоровьесберегающие образовательные технологии, используемые в образовательном процессе Система здоровьесбережения в ДОУ
- Различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул).
- Комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия, хождение босиком, полоскание рта и горла, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика).
- Физкультурные занятия всех типов.
- Оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажеры, тактильные дорожки).
- Организация рационального питания.
- Медико – профилактическая работа с детьми и родителями.
- Соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
- Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ
- Проявление толерантности всех участников внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ.
- Внедрение научно – методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ и семьи.
- Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
- Снижение уровня заболеваемости
2.1. Организационно-педагогические (определяют структуру образовательного процесса, частично регламентированы СанПиНами, способствуют предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний) Реализация этого блока создает условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, предотвращая при этом чрезмерное функциональное напряжение и переутомление:
• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся;
• использование при составлении расписания шкалы трудности учебных предметов, позволяющей строить расписание уроков с учетом биоритмологического оптимума работоспособности у школьников, который имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели;
• при построении структуры урока учитывается интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока;
• осуществление двигательного режима на уроках:
- проведение музыкальной зарядки до уроков;
- смена динамических поз. Учитель периодически переводит детей из положения сидя в положение стоя. Наиболее целесообразно поднимать детей тогда, когда учитель что-то объясняет, либо отвечает ученик, а остальные слушают;
- проведение физкультминуток.
2.2. Психолого-педагогические
(связаны с непосредственной работой учителя/воспитателя на уроке/ занятии, а также с психолого-педагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса) Стиль педагогического общения учителя с учащимися
Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок
Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска)
Особенности работы с «трудными подростками»
Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся
Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в учебном заведении)
Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений
Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью
Обремененность учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения
Степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя
Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
2.3. Учебно-воспитательные
(программы, направленные на формирование культуры здоровья и мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждение вредных привычек; предусматривают проведение организационно-воспитательной работы со школьниками/обучающимися после уроков/занятий, просвещение их родителей) Включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек.
3. Социально адаптирующие и личностно развивающие технологии
(обеспечивают формирование и укрепление психологического здоровья обучающихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности: разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только обучающихся, но и их родителей, а также педагогов) Социально адаптирующие и личностно развивающие технологии включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики. к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов.
4. Лечебно-оздоровительные
( составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья обучающихся) составляют самостоятельные медико - педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников. Здоровьесберегающие технологии представляют собой взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды. Это система мер, которая направлена на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения. Под здоровьем ребёнка понимается не просто отсутствие болезней, а полное физическое, психическое и социальное благополучие. Если ребёнок здоровый, то он активный.
Организация двигательного режима.
Рациональное питание.
Закаливание.
Профилактические мероприятия.