Аблогина Анастасия Николаевна
Конспект занятия «Какие бывают вагоны?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Какие бывают вагоны?"
Цель:
• уточнить и расширить знания детей о грузовых и пассажирских составах;
• закрепить названия вагонов, входящих в грузовой и пассажирский составы (вагон-ресторан, почтовый вагон, багажный вагон, хоппер, цистерна, платформа и т. д.);
• развивать мышление, наблюдательность;
Публикация «Конспект занятия „Какие бывают вагоны?“» размещена в разделах
• активизировать речь, расширять и обогащать словарный запас (пассажирский и грузовой поезд, спальный вагон, купейный вагон, плацкартный вагон, багаж, багажный вагон, вагон-ресторан, почтовый вагон, цистерна, хоппер);
• воспитывать интерес к железной дороге.
Предварительная работа:
• беседы на тему: “Какие бывают вагоны пассажирского состава?”, “Какие бывают вагоны грузового состава?”;
• экскурсия на железнодорожную станцию;
• рассматривание фотографий с изображением грузовых вагонов, вагонов пассажирского состава;
• чтение сказки Н. Михайловой “Непослушный вагон”, стихотворения С. Маршака “Багаж”, прослушивание аудиосказки Д. Родари “Путешествие Голубой стрелы”.
• аппликация “Пассажирский вагон”;
• рисование “Грузовой вагон”
• Оборудование: изображения вагонов, видеопроектор, экран, портативный компьютер, презентация “Вагоны грузового и пассажирского состава”.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, какие бывают поезда (пассажирские, грузовые?
Воспитатель: Правильно, железнодорожные составы бывают грузовые и пассажирские.
Воспитатель: Тогда ответьте мне на такой вопрос: “На какие виды делятся пассажирские поезда?”
Дети: Поезда бывают пригородные и дальнего следования.
Воспитатель: Пассажирские поезда делятся на поезда пригородного сообщения и поезда дальнего следования. Посмотрите на изображение, это поезд пригородного сообщения. Пригородный поезд — железнодорожный состав для выполнения пригородных пассажирских перевозок по железной дороге.
Воспитатель: Давайте, войдем в вагон поезда пригородного сообщения. Что мы там увидим?
Воспитатель: Ребята, скажите это пассажирский вагон или грузовой? Почему вы так решили?
Дети: Это пассажирский вагон. В нем есть скамейки, для того чтобы сидеть пассажирам во время пути.
Воспитатель: А теперь посмотрите на этот вагон пригородного поезда.
Скажите, он такой же, как и предыдущий? (нет) Что у них общего? (предположения детей) Чем они отличаются?
Дети: В первом вагоне скамейки деревянные, а во втором скамейки мягкие.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Пассажирские вагоны пригородного поезда представляют собой большую комнату, где можно увидеть ряды деревянных или мягких скамеек. Спать на них неудобно. Пассажиры едут сидя и на небольшие расстояния. Но бывают пассажирские вагоны, где можно увидеть ряды верхних и нижних полок, на которых можно спать. Как вы думаете, в каком поезде бывают такие вагоны? (предположения детей)
Воспитатель: Правильно, такие вагоны обычно бывают в поездах дальнего следования.
Посмотрите, это пассажирский вагон поезда дальнего следования. Давайте заглянем внутрь этого вагона.
Что вы видите в этом вагоне? (ответы детей)
Воспитатель: Это спальный вагон. Кресла в этом вагоне очень удобные, мягкие. В таком вагоне пассажир может спать - есть подушки и одеяла; так же есть столик, за которым можно поужинать или выпить чаю. В спальном вагоне уютно и удобно ехать очень далеко, даже в течение нескольких дней.
Воспитатель: Ребята посмотрите на этот вагон. Как вы думаете, что это за вагон? (Плацкартный вагон.) Молодцы! Обратите внимание, в нем есть верхние полки, на которых пассажиры тоже могут спать, складной стол и полка для вещей пассажиров.
Воспитатель: А как вы думаете как этот вагон называется? Этот вагон, ребята называется купейный. В отличие от плацкартного в купейном вагоне есть двери, которые задвигаются, и каждое купе превращается в отдельную комнату. В купейном вагоне очень удобно путешествовать всей семьей.
Воспитатель: В состав пассажирских поездов дальнего следования входят не только пассажирские, но и другие виды вагонов. Ребята, куда может пойти пассажир в поезде, если он захочет позавтракать, пообедать или поужинать?
Дети: в вагон-ресторан.
Воспитатель: Правильно, пассажир может пойти в вагон-ресторан. А вы хотите побывать в вагоне-ресторане? (Да) Тогда, давайте, посмотрим, как выглядит вагон -ресторан поезда “Кавказ”
Воспитатель: Ребята скажите, чем отличается вагон-ресторан от других пассажирских вагонов? (предположения детей)
Воспитатель: В вагоне-ресторане стол всегда сервирован. В разных пассажирских поездах вагоны-рестораны бывают разные. Например, вагон-ресторан поезда “Красная стрела” выглядит вот так.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что берут с собой люди в путешествие?
Дети: багаж.
Воспитатель: А какой вагон предназначен для перевозки багажа?
Дети: багажный вагон.
Воспитатель: Правильно, багажный вагон входит в состав пассажирских поездов. Кто из вас знает, чем отличается багажный вагон от других пассажирских вагонов? (предположения детей). Давайте посмотрим на изображения.
Воспитатель: Есть еще один вагон, который входит в состав пассажирских поездов. “Почтовый вагон” В этом вагоне перевозят письма, посылки
Воспитатель: Дети, вот так выглядит почтовый вагон внутри. На маленьких полках перевозят письма, в больших ящиках - посылки и бандероли.
Воспитатель: Ребята, а как называется этот вагон? (багажный, почтовый). Правильно ребята это и почтовый вагон и багажный. Потому что в современные пассажирские составы входят почтово-багажные вагоны.
Воспитатель: Давайте с вами представим, что мы пассажиры поезда дальнего следования.
Физкультминутка
Спят ребятки – дети кладут голову на руки.
Раз - ребятки все проснулись.
Два - друг другу улыбнулись.
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре дружно встали.
Пять - на месте зашагали.
Шесть - в купе тихонько сесть.
Воспитатель: молодцы ребята, присаживайтесь.
Воспитатель: О пассажирских поездах мы с вами поговорили, так же мы сказали, что есть еще и грузовые поезда. Давайте, сравним грузовой и пассажирский поезд. Что у них общего?
Дети: Грузовые и пассажирские поезда состоят из вагонов. Их за собой тянет локомотив.
Воспитатель: Чем они отличаются?
Дети: Грузовой перевозит грузы, а пассажирский поезд перевозит пассажиров.
Воспитатель: Правильно, ребята, пассажирский и грузовой составы тянет локомотив, и грузовой и пассажирский поезд состоит из вагонов. Только пассажирские поезда перевозят пассажиров, а грузовые - грузы.
Воспитатель: Как вы думаете, какие грузы перевозят грузовые поезда (камни, песок, бензин и т. д.)
Воспитатель: Правильно ребята. Грузовые поезда перевозят щебень, песок, уголь, зерно, нефть, бензин, бревна. Для перевозки таких грузов предназначены специальные вагоны.
Воспитатель: Дети, а есть еще и саморазгружающиеся вагоны.
Воспитатель: Кто знает, как называется этот грузовой вагон? Такой вагон называется хоппер. Хоппер — саморазгружающийся бункерный грузовой вагон для перевозки массовых сыпучих грузов: угля, руды, цемента, песка, зерна, торфа.
Воспитатель: В отличие от предыдущего вагона у него другая форма. Хоппер имеет форму трапеции. Повторите, какие грузы перевозит хоппер?
Воспитатель: Хоппер перевозит сыпучие грузы. Но почему хоппер называют саморазгружающийся вагон? (предположения детей)
Воспитатель: Для разгрузки такого вагона не нужны рабочие или кран. На дне вагона имеются люки, через которые высыпается груз.
Воспитатель: Ребята, как называется этот грузовой вагон? Это дети, платформа.
Воспитатель: Чем отличается платформа от других грузовых вагонов?
Дети: У платформы нет стен, как у других грузовых вагонов. Есть только низкие бортики. У такого вагона нет крыши. Какие грузы перевозят на платформах? (предположения детей)
Воспитатель: На платформах перевозят автомобили и другие виды транспорта.
Воспитатель: Ребята, а в чем перевозят жидкие грузы?
Дети: в цистернах.
Воспитатель: В цистернах, а на что похожа цистерна? Какие грузы она перевозит?
Воспитатель: В цистернах перевозят мазут, бензин, нефть и другие жидкие грузы. Похожа цистерна на бочку, наверху которой есть люки. Именно в эти люки заливают груз.
Воспитатель: ребята, мы с вами посмотрели изображения и вспомнили, какие бывают составы? (пассажирские и грузовые).
- А какие вагоны входят в состав пассажирских поездов? (вагон ресторан, багажный вагон, пассажирский вагон, почтовый вагон, спальный вагон, купейный вагон, плацкартный вагон)
Мы с вами узнали названия и новых грузовых вагонов (платформа, хоппер, грузовой вагон, цистерна)
Воспитатель: Вы, молодцы, очень старались, активно отвечали на мои вопросы. А теперь давайте с вами завершим нашу работу рисунком.