Папки-передвижки

Как знакомить дошкольников с комнатными растениями

Валентина Махина
Как знакомить дошкольников с комнатными растениями
▼ Скачать + Заказать документы

Как знакомить дошкольников с комнатными растениями

Содержание комнатных растений

Содержание комнатных растений включает в себя их поливку, опрыскивание, мытьё, рыхление почвы, перевалку и пересадку, подкормку, обрезку, размножение, борьбу с вредителями.

Требования к отбору растений в уголок природы.

Публикация «Как знакомить дошкольников с комнатными растениями» размещена в разделах

Растение должно быть типичным для той или иной систематической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений.

Уход за растениями по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени д. б. доступен детям д/в (при участии и руководстве со стороны педагога). Поэтому отбирают растения неприхотливые по уходу.

Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать ещё не очень устойчивое внимание дошкольника.

Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений. Дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведёт к пониманию разнообразия и неповторимости растений.

Растения должны быть безопасные и не ядовитые.

Необходимо учитывать возможность нормального роста и развития растений в условиях помещения д/у с его постоянной температурой, большой концентрацией углекислого газа, сухостью, наличием шума.

Размещая растения в уголке природы, следует, в первую очередь позаботится о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности. Одни комнатные растения (герань, кактусы и др.) нуждаются в большом количестве солнечного света. Другие (узамбарская фиалка) плохо переносят прямые солнечные лучи.

Уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. Следует размещать растения таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.

Младшая группа.

В младшей группе при подборе растений в уголок природы прежде всего надо учитывать особенности восприятия детьми предметов (яркие признаки и свойства, а также образовательные задачи (научить узнавать и называть 2-3 растения, их основные части: лист, стебель, цветок).

Дети привлекаются к уходу за растениями :

- поливают водой, приготовленной взрослым, он же и определяет дозировку;

- обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений.

Педагог учит детей наблюдать:

- принять вопрос-задачу;

- сосредоточить внимание на наблюдаемом предмете;

- использовать несложные обследовательские действия;

- отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы.

В уголок природы мл. групп помещают растения, имеющие чётко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие:

- обыкновенная или зональная герань,

- фуксия,

- вечноцветущая бегония,

- бальзамин («огонёк»,

- азалия,

- китайский розан и др.

Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья:

- аукуба («золотое» или «колбасное» дерево,

- колеусы.

Аукуба и китайский розан (небольших размеров, кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучить детей в процессе ухода за молодыми аралиями, фикусами. Из названных видов для наблюдения в течение года намечают 3-4 растения. Какое-то из них должно быть в 2-х экземплярах, для того чтобы дети могли учиться находить и узнавать одинаковые растения.

Средняя группа.

В средней группе формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщить предметы по сенсорным признакам.

Усложняются знания о растениях. Дети различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Количество растений возрастает.

В процессе ухода (вместе с педагогом) за растениями дети овладевают несложными умениями:

- поддерживать растение в чистоте;

- правильно поливать его;

Наблюдая за растениями, дети учатся подмечать яркие проявления в росте, развитии растений. Свои наблюдения учатся отражать в связной речи.

Программные задачи в средней группе расширяются, поэтому уголок природы пополняется новыми растениями. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, т. к. дети овладевают новыми для них приемами поддержания растений в чистоте :

- обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями;

- обтирают влажной кисточкой или щеточкой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опушенные листья.

При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, крепости.

В средней группе появляются новые растения в уголке природы :

- алоэ или агава (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям);

- бегония-рекс;

- аспарагус;

- душистая герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др.

В уголке природы может быть до 6-8 видов растений.

Старшая группа.

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании, разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.

Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения; не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте).

В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности, стеблевыми черенками. Всё это требует пополнения уголка природы новыми растениями :

- с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся или видоизменёнными прямостоячими стеблями);

- луковичные, клубне-луковичные.

Это могут быть 2-3 вида традесканции, комнатный виноград, плющ, вьющийся фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и другие.

Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и поливках.

Подготовительная группа.

Основная задача ознакомления детей с природой в подготовительной группе – формирование у них элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т. д.). Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.

В содержание знаний о растительном мире включают знания о некоторых способах вегетативного размножения растений. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность.

В соответствии с этим при подборе растений обращают особое внимание на разнообразие не только их строения, но и на приспособленность к определенным условиям среды.

Дети должны освоить зависимость поливки (по количеству воды и частоте) от среды обитания растений в природе : в тропических болотах и тенистых джунглях, сухих степях и пустынях, а также от времени года. Для освоения этой связи в уголок природы следует поместить растения, растения разко отличающиеся по своим потребностям во влаге:

- папирус, который в течение 10 месяцев растёт в очень влажной почве (вазон помещают в воду);

- кактусы (1-2 вида, требующие очень не большой и редкой поливки;

- примулы, традесканции – с большой потребностью во влаге;

- узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно и др.

В умеренной поливке зимой нуждаются многие субтропические растения, а также растения, находящиеся в это время на родине в относительном покое, - герань, фуксия и др.

О связи роста и развития растений, находящихся в уголке природы, с условиями их роста в естественных условиях свидетельствуют и другие растения, особенно из семейства лилейных и амариллисовых,

- амариллис,

- кливия,

- кринум,

- драцена,

- гемантус и др.

Первый период зимы для этих растений – период покоя, когда поливка их почти прекращается.

Вегетативное размножение комнатных растений весьма разнообразно :

- побегами (герани, фуксия, розы, бегонии и др.);

- листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-рекс, сансевьера и др.);

- размножаются делением куста (аспидистра, аспарагус и др.);

- «живородящие» растения, которые имеют отпрыски, растущие не из корневища, скрытого в земле, а появляющиеся на других частях растений (усы у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума, отпрыски на краях листьев у бриофиллюма).

Литература: «Как знакомить дошкольников с природой» под. Ред. П. Г. Саморуковой

Публикации по теме:

Картотека: Труд в природе. Старшая группа. Карточка № 1. Полив комнатных растений. Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры;.

Работа по уходу за комнатными растениями за год Сентябрь:Наблюдение – замедление роста растений, уход за поврежденными растениями. Труд – подготовка к зимним условиям. Труд в природе –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как знакомить дошкольников с комнатными растениями
Опубликовано: 9 июля 2013 в 02:29
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как знакомить дошкольников с комнатными растениями» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Махина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД