Джамиля Амирханова
Консультация «Как воспитать в детях дошкольного возраста патриотизм»
▼ Скачать + Заказать документы
Как воспитать в детях дошкольного возраста патриотизм[
/b].[/h4]
«…Патриотов необходимо воспитывать с детства, готовить не только к обучению в школе, но и к жизни в современном обществе, и к готовности защищать Родину…»
Публикация «Консультация „Как воспитать в детях дошкольного возраста патриотизм“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Патриотическое воспитание дошкольников сейчас одна из главных целей в системе образования. Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства.
Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм, ответственности, трудолюбия, ощущения принадлежности к своему народу, сознания собственной востребованности в родной стране.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
Дагестан является полиэтнической республикой, уникальной
лабораторией для изучения процессов воспитания, приобщения детей не только к культуре своего народа, но и к культуре общества в целом. Многовековые традиции, в том числе и народное искусство Дагестана, помогали и продолжают помогать формированию у детей дошкольного возраста прочных навыков и умений нравственного, эстетического отношения к жизни и творчеству. Учитывая специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, обеспечивая реализацию регионального компонента, исходя из опыта и квалификации педагогов ДОУ, в нашем дошкольном учреждении патриотическое воспитание детей дошкольного возраста выступает как система воспитания и обучения.
Целью патриотического воспитания в дошкольном возрасте является:
- приобщение детей к культуре своего народа;
- развитие национального самосознания;
- воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;
- развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.
Приобщение воспитанников к ценностям национальной культуры проходит в ходе совместной образовательной и самостоятельной деятельности в течение дня при знакомстве с произведениями устного народного творчества, первое с чем мы начинаем знакомить малышей – это конечно, народные потешки, песенки, которые мы используем в ходе режимных моментов, умываясь, одеваясь на прогулку, просыпаясь, обедая: «Спи дитя, сыночек мой» (аварские, «Киска, кисонька» (кумыкские, «Пекла бабка», «Водичка, водичка», «Лаллурбай (лакские, «Дождик, дождик (аварские)» ,с национальной музыкой, с декоративно-прикладным искусством дети осваивают новые знания о жизни: о труде людей. Педагогами проводятся организованные образовательные деятельности на следующие темы: «Дагестан –мой край родной», «Наречение именем ребенка», «Традиции аварского народа», «Ураза Байрам», «Обычаи и традиции русского народа», «Свадьба в горах», «Гостеприимство лакского народа», на которых дели читали стихи на родных языках и стихи дагестанских авторов, проводятся беседы о гостеприимстве, традициях, групповые помещения оформляются в дагестанском стиле. В группах старшего дошкольного возраста был проведен конкурс чтецов, посвященных 90-летию Фазу Алиевой. В детском саду традиционно проводятся мероприятия, связанные с историей Дагестана – День единства народов Дагестана, День толерантности с региональным контекстом. Дети знакомятся с региональными праздниками: Ураза Байрам и Курбан-Байрам
Сформированные представления о народной культуре дошкольники применяют в различных видах деятельности и повседневной жизни – игровой, изобразительной, трудовой, в устной речи.
В играх дети отражают характер взаимоотношений человека с миром людей и природы:: «Игра в альчики» (даргинская, «Слепой медведь» (народная, Акъ терек, гоьк терек» (кумыкская, «Надень папаху» (аварская, «Волк и овцы» (народная, «Хасандела» (аврская), «Накрой стол», «Подмети пол», «Подними платок» и др. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества.
В изобразительной деятельности дети знакомятся с декоративно-прикладным искусством народов Дагестана: Балхара – изготовление и украшение изделий из глины, Кубачи украшение женских изделий, декоративных тарелок и др. Унцукуля – насечки из металла на деревянных изделиях, Табасарана – табасаранские ковры. С детьми проводились занятия, на которых, дети украшали ковры- табасаранскими узорами, украшали одежду дагестанскими узорами, лепили изделия декоративно-прикладного искусства Дагестана из пластилина или же глины своими руками и украшали их дагестанскими орнаментами.
Неоценимую помощь в патриотическом воспитании оказывают экскурсии в историко-краеведческий музей г. Буйнакска, музей боевой славы г. Буйнакска. В ДОУ № 17 создан и функционирует этнографический мини-музей «Дагестан-мой край родной», в котором проводятся тематические занятия, беседы с дошкольниками. На занятиях дети обследуют предметы руками, таким образом усиливаются эмоциональные чувства, также дети учатся бережному отношению к старинным вещам. Педагоги дают понятия старинных неупотребляемых в современном языке народных слов, объясняя при этом их значение (хурджин, сакля, плуг, керосиновая лампа, ичиги и т. д.). Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей. Положительным результатом деятельности по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста будет выпускник, который:
любит свою семью, принимает её ценности;
проявляет интерес к истории своей страны, своего края, своего народа и его традициям;
имеет позитивное мировосприятие, проявляет оптимизм, обладает чувством эмоционального благополучия и комфорта;
относится положительно к себе и ближайшему окружению, проявляет заботу и внимание к другим людям;
принимает адекватную полу гендерную роль и проявляет готовность к её выполнению;
осознаёт и принимает элементарные общественные нормы и правила поведения;
стремится к выполнению социальных норм и правил безопасного и здорового образа жизни;