Папки-передвижки

Важность познавательно-исследовательской деятельности для детей 3–4 лет

Людмила Куцева
Важность познавательно-исследовательской деятельности для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Возраст ребёнка 3–4 лет определяется психологами как период формирования самосознания. От спонтанных действий с предметами происходит переход к целенаправленному изучению объектов, которые вызвали интерес. Формирование когнитивных и исследовательских навыков является одной из основных образовательных задач занятий во второй младшей группе детского сада.

Публикация «Важность познавательно-исследовательской деятельности для детей 3–4 лет» размещена в разделах

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Знания – это продукт определенных познавательных действий ребенка. При формировании новых знаний необходима и организация новых познавательных действий детей. В обучении познавательная деятельность детей тесно связана с практической деятельностью, имеющей образовательное и воспитательное значение. Такое обучение можно осуществлять путем организации особого вида детской деятельности – экспериментирования.

Эксперимент – способ материального воздействия человека на объект с целью исследования этого объекта, познания его свойств, связей. Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением.

В раннем возрасте исследовательская деятельность протекает в форме манипулирования предметами и людьми (ребёнок совершает обследовательские действия, усваивая сведения об окружающих предметах и людях, с которыми он сталкивается).

После трёх лет ребёнок переходит в следующий период –любопытства (это когда ребёнок ориентируется на яркость, занимательность).

После 5 лет при условии правильного воспитания –наступает период любознательности.

В процессе исследовательской деятельность развивается познавательная активность :

- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

- Идёт обогащение памяти, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации…

- Развивается речь ребёнка, так как ему необходимо давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

- Развиваются умственные умения и навыки.

- Развивать самостоятельность, формируются трудовые навыки, творческие способности, укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Исследовательская деятельность является ведущим видом деятельности, так как дошкольникам присуще наглядно –действенное и наглядно – образное мышление, следовательно, данный метод соответствует возрастным возможностям дошкольников.

В условиях современного мира важно научить ребёнка не только усваивать и накапливать получаемую в готовом виде информацию, но и развить способность и желание самостоятельного познания. Целью познавательно-исследовательской деятельности в детском саду является развитие исследовательского типа мышления у дошкольников. При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта и звукового восприятия дети могут узнавать новое о предметах. Маленькое, но сделанное самостоятельно открытие вызывает восторг у ребёнка и желание добывать новые знания.

Задачи познавательно-исследовательской деятельности :

- развитие интереса к окружающему миру;

- формирование первичных представлений о свойствах предметов и веществ (форме, цвете, величине, структуре, звучности и т. д.);

- развитие речевых навыков (построение устной речи — ответов на вопросы, рассказ об увиденном, словарного запаса;

- создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;

- стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;

- формирование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

О чём должен помнить педагог, организуя исследовательскую деятельность детей?

- Критика – враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детский идей.

- Проявлять искренний интерес к любой детской деятельности, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.

- Воспитывать веру ребёнка в свои силу, высказывая предвосхищающую успех оценку.

- Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведения эксперимента до конца.

- Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.

- Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что экспериментальная или познавательно – исследовательская деятельность может служить средством развития познавательных способностей (восприятия, памяти, мышления) детей дошкольного возраста. В процессе экспериментальной деятельности дети дошкольного возраста самостоятельно действуют с предметами (развивается восприятие, изучают их качества, свойства, тем самым познают окружающий мир (развивается мышление, а значит, накапливают знания об окружающем мире (развивается память). И конечно в течение всей этой работы развивается речь детей.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

«Лаборатория профессора Всезнайкина». Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности детей«Лаборатория профессора Всезнайкина». Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности детей Нам известно,что дети задают много вопросов,им интересно все что происходит вокруг,они хотят все узнать,все попробовать. Мы организовали.

«Синичкин день». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет«Синичкин день». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет Цель: Формирование умения определять птиц по видам: перелетные и зимующие Задачи: Углубить знания детей о птицах, об их строении, о внешнем.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Карточка-1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы «Волшебное мыло» Цель: Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями Задачи: Обучающие: Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений»Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений» Цель: Формирование познавательного интереса к познанию нового. Задачи: Развить творческую индивидуальность детей; Развить воображение,.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие» Цель: Формирование элементарных представлений о космосе, о солнечной системе. Задачи: Закрепить знания детей о планетах солнечной системы;.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Все профессии важны» Цель: Формирование у детей представлений о различных видах профессий. Задачи: • Познакомить детей с видами профессий, показать значение.

Моделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулкеМоделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с природой. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышами. У них накапливается чувственный.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Важность познавательно-исследовательской деятельности для детей 3–4 лет
Опубликовано: 22 ноября 2022 в 21:50
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Важность познавательно-исследовательской деятельности для детей 3–4 лет» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Куцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД