Наталья Янгулова
Как узнать готов ли ребенок к школе психологически
▼ Скачать + Заказать документы
Большой проблемой является то, что родители уделяют большее внимание умственному развитию чада, когда общая психологическая готовность еще не достигнута. Это состояние имеет симптомы:
отсутствие мотивации на постоянное пополнение багажа знаний;
проблем с адаптацией в группе равестников;
непринятие социального статуса ученика;
несоответствие требованиям классного руководителя.
Публикация «Как узнать готов ли ребенок к школе психологически» размещена в разделах
Психологическая готовность ребенка к обучению школе – обширное понятие, оно связывает качества личности и интеллект. Большинство родителей готовит дошкольников к новому этапу обучения, обращая внимание только на необходимые знания, как личность ребенок остается незрелым. Он тяжело переживает изменения режима дня, не хочет заниматься самостоятельно, на уроках не проявляет инициативу.
Впервые о психологической зрелости говорили педагоги-исследователи Ушинский и Леонтьев. Первый считал, что противопоказанием к обучению в школе является бессвязность речи, нарушение внимания, логопедические проблемы. Ученый Леонтьев считал, что признаком готовности дошкольника является управление своим поведением.
Психологическая готовность детей к обучению в школе изучена не полностью. Воспитатели подготовительной группы детского сада применяют разные подходы, помогающие подготовить дошкольников к следующему этапу обучения:
При прагматическом дети усваивают заблаговременно часть программы 1 класса, необходимых знаний, навыков. Психологи серьезно обеспокоены тем, что при использовании программ с таким подходом нарушается психологическое развитие, акселерация происходит насильно.
Основан на на изменении психики. Происходит формирование личности и адекватной самооценки. Божович считает, что дети должны ощущать себя школьниками, быть готовы изменить свой социальный статус.
Экспериментальный или творческий подход формирует фундаментальные компоненты обучения при занятиях лепкой, рисованием, аппликациями, конструированием.
Формирование способности подчинения. При таком подходе, детей учат усидчивости, ориентации на требования педагога, восприятию устных заданий или зрительных образцов. Психологи не рекомендуют использовать только такой подход, так как дети утрачивают природную непосредственность, начинают мыслить стандартно.
Общее развитие индивидуальности позволяет провести подготовку к деятельности. Это самый гармоничный подход, включающий все перечисленные выше аспекты. Упора ни на один из них нет.
Современные детские сады дошкольников готовят по программам, основанным на гармоничном развитии, затрагивающем все аспекты психики малышей возраста 6-7 лет. Только такой подход поможет им без проблем начать получение знаний. Синтез перечисленных методов позволяет учесть все моменты готовности к школе, не потерять индивидуальность, сохранить гибкость мышления.
Готовность личности
При оценке личностной готовности психологи задают ребенку вопросы, касающиеся обучения. Переходить на следующий этап обучения необходимо лишь тем, кто имеет учебную мотивацию. Не редко встречаются дети, стремящиеся в школу из-за красивых канцелярских товаров, купленных родителями. Если ожидания малыша сводятся лишь к этой причине, то стоит, по возможности, повременить с обучением. Будущий школьник должен уметь управлять поведением, познавать мир, стремиться к новым знаниям.
Психологическую готовность ребенка к обучению в школе можно определить с помощью тестов, которые расскажут об уровне силы воли. Наличие ее помогает ему:
ставить цели;
действовать по плану;
принимать осознанные решения;
преодолевать трудности;
давать оценку результату своей деятельности.
Не стоит забывать о командной работе, необходимости оценивать работу других детей. Групповая деятельность – один из навыков, который дети получают в дошкольном учреждении. Игровая форма обучения, используемая воспитателями, способствует облеченному усвоению новых знаний.
Главные свидетельства достаточной волевой готовности :
развитие письма;
умение слушать и сосредотачивать внимание;
сдерживание импульсных действий;
умение пользоваться основными учебными принадлежностями;
поддержка порядка на своем рабочем столе, в шкафах, сумке.
Что должен уметь будущий первоклассник?
У большинства школ свои критерии отбора будущих первоклассников. Они проводят тестирование, которое определяет объем знаний ребёнка и психологическую зрелость. К 6-7 годам ему необходимо:
Легко называть свои личные данные (ФИО, дату рождения, возраст, полный домашний адрес).
Знать профессии матери и отца, их ФИО полностью.
Пользоваться часами со стрелками для определения времени.
Ориентироваться во времени суток, знать месяцы, времена года, дни недели.
Знать базовые оттенки.
Называть несколько погодных явлений.
По картинкам или на память перечислять домашних или диких животных, правильно называть их детенышей.
Уметь относить предметы к группам, объяснять свой выбор. Не нужно давать сложных заданий, пусть малыш делит предметы на базовые группы: овощи, фрукты, ягоды, транспорт, животные, птицы, одежда, обувь.
Пересказывать сказки, наизусть декламировать стихи, петь песни.
Справляться с графическими диктантами, научиться ориентироваться в пространстве (определять правую или левую сторону, верх, низ).
Знать названия основных геометрических фигур, находит их на фоне, в составных предметах, легко определять.
Пересказывать воспринятый на слух рассказ, составлять его по картинкам.
Запоминать 6-8 слов, картинок или предметов.
Делить слова на слоги, ориентируясь на число гласных.
Подсчитывать количество звуков.
Воспроизводить печатные буквы, соблюдая линовки тетради.
Пользоваться карандашом, ножницами. Он должен проводить относительно ровные линии без использования дополнительных средств, рисовать геометрические фигуры, заштриховывать, раскрашивать, не пересекая границ.
В пределах первого десятка проводить математические действия.
Владеть навыками сравнения чисел, высоты, длины.
В процессе самостоятельной работы с ребенком можно использовать готовые пособия для диагностического тестирования, изданные под авторством Олеси Жуковой или Елены Лункиной. Они представляют собой красочные рабочие тетради, заполняемые во время занятий. Лучше всего приобретать оба пособия. Кроме них, можно использовать любые другие.
Дополнительно вы можете распечатывать тематические картинки для занятий, рисовать их самостоятельно, вырезать из книг. Задания родители могут придумать самостоятельно, подбирая объекты для получения знаний из окружающей среды. Тесты на готовность к школе определяют чаще всего уровень адаптации только по интеллекту. Дополнительно необходимо поработать над восприятием, обобщением, образным мышлением.
Обязательно проведите с чадом беседу, касающуюся школы, обучения. Зачастую коммуникативные навыки, налаженные познавательные процессы, развитая память не помогают ребенку успешно постигать программу начальных классов. Отсутствие интереса к обучению многие педагоги считают нормой для кризисного возраста, но при условии, что он должен появиться в первые месяцы, проведенные за партой.
В ходе собеседования дошкольникам часто задают вопросы, касающиеся процесса обучения, уроков, домашних заданий. Обязательно расскажите крохе обо всех нюансах начального школьного периода. Ребенок считается психологически готовым к школе, если он четко, осознанно отвечает на все вопросы собеседования, понимает, зачем ему идти в школу, что он будет там делать. Важно осознание необходимости заниматься дома.