Елена Беляева
Консультация «Как учитываются субъектные проявления ребёнка в процессе общения с педагогом»
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без эффективного педагогического общения, призванного максимально способствовать психическому развитию детей.
Педагогическое общение - система взаимодействия педагога с детьми с целью осуществления на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений, создания благоприятного для их психического развития микроклимата.
Публикация «Консультация „Как учитываются субъектные проявления ребёнка в процессе общения с педагогом“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Субъектно-субъектные отношения педагога и дошкольника содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты.
Педагог при субъектно-субъектном взаимодействии понимает своих воспитанников более личностно, такое взаимодействие получило название личностно-ориентированное. Личностно-ориентированный педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия – как для других, так и для себя. Педагогическая деятельность при такого рода взаимодействии носит диалогический характер.
Воспитателю важно уметь наладить педагогическое целесообразное общение с воспитанниками, учитывать их возрастные особенности. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста общение связано не только с уходом за ними и опекой. Оно принимает ситуативно-познавательный характер. Ребенок в этом возрасте очень интересуется тем, что его окружает (природа, люди, жизнь). Он задает много вопросов и пытается найти на них ответы. Ведущим становится познавательный мотив. А взрослый теперь выступает в новом качестве как эрудит, «энциклопедист», способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию. Сотрудничество приобретает внеситуативный - теоретический «характер», поскольку обсуждаются проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией.
Поскольку в 3–5 лет дети ищут подтверждение усвоенным нормам поведения, нужно одинаково требовательно относиться ко всем детям, объективно оценивать их поведение.
С детьми 5–6 лет. Дети этого возраста становятся более самостоятельными, уже владеют навыками общения, у них формируются устойчивые отношения к партнерам по общении., критическое отношение к поведению взрослых, осознанная мотивация и избирательность в выборе манеры общения со взрослыми.
К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым – внеситуативно — личностная. Главным мотивом общения становится личностный.
Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Для дошкольника приобретают значение такие детали жизни взрослых, которые их не касаются, но позволяют воссоздать полный образ данного человека. В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях.