Папки-передвижки

Консультация «Как учить дошкольника задавать вопросы»

Виктория Клишова
Консультация «Как учить дошкольника задавать вопросы»
▼ Скачать + Заказать документы

Как учить дошкольника задавать вопросы

Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает.

Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если вы будете, с пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах.

Публикация «Консультация „Как учить дошкольника задавать вопросы“» размещена в разделах

Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, приобщая его к умственному труду. В наше время очень много детей не умеют задавать вопросы, из-за чего у них снижается потребность в познании, не расширяются активный и пассивный словари, не активизируется любознательность.

Вторым возрастом вопросов называют период жизни ребенка от 2,6 до 6-7 лет. К концу этого периода наблюдается «пик любознательности», наибольшая численность вопросов в речи детей, после чего отмечается спад.

Каждому из нас хорошо знаком этот период детства, когда ребенок задает «сто тысяч почему». Но все ли вопросы «почему» следует рассматривать как вопросы, за которыми стоит интерес к причинному объяснению?

Обращаясь к взрослому с вопросом, ребенок начинает ждать и настойчиво требовать ответа. Более того, он выражает свое несогласие, протестует, если предлагаемый ответ расходится с его собственным. Такие возражения ребенка взрослому являются первым признаком того, что ребенок начинает самостоятельно искать ответ на свой вопрос. Так появляются первые ростки превращения вопроса ребенка из необходимого средства речевого общения, познания мира от окружающих взрослых в необходимое звено самостоятельного мышления.

Внешний диалог ребенка со взрослым часто превращается во внутренний. Функции таких диалогов — восполнить пробелы в знаниях, согласовать их, понять, преодолеть обнаруженные противоречия, поэтому они не просто связаны с мышлением, а входят в мыслительный процесс, образуют его речевую форму.

Поэтому есть ряд причин, по которым необходимо задавать вопросы :

чтобы ребенок почувствовал свою значимость;

чтобы понять потребности и желания ребенка;

чтобы вовлечь ребенка в разговор;

чтобы узнать возможные возражения.

Умение ребенка поставить в проблемной ситуации вопрос, направленный на ее расчленение и исследование, является важнейшим показателем его исследовательских возможностей в целом.

Исследованию проблемной ситуации с помощью вопросов ребенок обучается в процессе общения со взрослым в ходе совместной деятельности. Вспомним, как уже в раннем детстве мама стремится получать от ребенка ответы на всё более широкий круг вопросов, вовлекающий систему объектов с их всевозможными признаками и систему функциональной организации объектов. «Не жалейте времени на разговор с ребенком!» — часто говорят психологи в беседах с родителями. И это действительно так, только не всякий разговор приносит пользу ребенку. Например, поспешность в ответах на вопросы ребенка может подавлять его собственную активность, способствовать развитию лености мысли. В связи с этим возникают вопросы : как мы можем развить исследовательскую активность ребенка? Надо ли учить ребенка задавать вопросы?

Поэтому, важно помнить, что ребенок готов ответить на Ваши вопросы, если соблюдены следующие принципы:

ВЫ задаете ребенку вопросы о нем самом;

ВЫ задаете понятные для ребенка вопросы;

ВЫ задаете вопросы, не содержащие готового ответа, т. е. не навязываете своего мнения;

ВЫ строите свои вопросы на предыдущем ответе ребенка.

Задавайте вопросы в нужном месте, в нужной форме и в нужное время. Не превращайте выяснение потребностей ребенка в его допрос. Желательно задавать не более двух.

Также обратите внимание на то, насколько разносторонне ребенок исследует ситуацию. Если ребенок задает однотипные вопросы, спросите его о чем-либо, используя вопросы других типов (что? когда? как связано? влияет ли? может быть, это.? и т. п.). Это поможет ему преодолеть склонность к стереотипизации, глубже исследовать ситуацию. Полезно также уточнить смысл нечетких вопросов, помочь ребенку точнее сформулировать вопрос, найти более адекватную форму его выражения.

Такие игры-занятия можно проводить как индивидуально, так и с группой детей, с целым классом, используя для этого занятия по развитию речи. Немного фантазии и воображения, внимания, желания выслушать и понять ребенка не только доставят ему огромную радость, но и позволят подняться его познавательной активности на новую ступень.

Продумывайте Вопросы для успешной работы по заданной теме, например, рассматривание сюжетной или предметной картины.

СОБЛЮДАЙТЕ «Правила партнерских отношений в общении - «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ».

Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства? И т. п. Так можно освоить все многообразие вопросительных форм, каждая из которых позволяет открыть что-то новое.

Контролирует СИТУАЦИЮ не тот, кто больше говорит, а тот, кто задает больше удачных вопросов и лучше слушает!

Что делать, чтобы Ваше объяснение было понятно для ребенка:

разбивайте речь на смысловые блоки;

в конце каждого такого блока делайте паузу или уточняйте все ли понятно ребенку;

делайте ударения на ключевые слова;

говорите чуть медленней, чем обычно;

если необходимо проводите аналогию с повседневной жизнью или предыдущим опытом ребенка, для объяснения сложных понятий;

проявляйте терпение, если вас перебивают, акцентируя внимание на ключевых моментах вашего рассказа;

Нельзя смеяться над ребенком, задавшим слабый вопрос. Дети имеют право на ошибку. Научите детей уточнять ситуацию - это, как отмечалось, называется задать вопрос на понимание.

Упражнение

Детей делят на две группы. Каждой группе показывают свою репродукцию столько времени, сколько они попросят. Затем репродукцию первой команды показывают детям второй команды и просят задавать вопросы по репродукции о всех деталях детям первой команды. Потом делают наоборот. Та команда, которая ответила на все вопросы, считается выигравшей.

Предложите ребенку составить списки вопросов для решения его ежедневных проблем.

Например:

Список "утренних" вопросов.

Взял ли я ключи, часы? Куда мне надо зайти? Что взять с собой? Непрерывно совершенствуйте этот список.

Составьте список "вечерних" вопросов.

Что мне надо сделать завтра? Каков у меня план на завтра? Что мне надо подготовить сегодня вечером, чтобы завтра утром не забыть и не суетиться? Кому позвонить, с кем встретиться, что сделать?

Список "дачных" вопросов.

Какие дела надо сделать на даче? Что взять с собой? Что купить? Когда отходят "обратные" автобусы?

Игра "Интервью"

Сначала познакомьте детей с новыми словами.

Интервью - беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.

Репортер - тот, кто задает вопросы.

Респондент - тот, кто отвечает на вопросы.

Сначала надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите детей по очереди что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон.

Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.

Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю.

Варианты игры: 1) воспитатель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у воспитателя.

Как отвечать на вопросы?

Сначала разберем, почему дети не отвечают на вопросы или отвечают плохо :

1. Не знают ответа и боятся это показать.

2. Знают, но боятся ошибиться; не знают, с чего начать ответ; долго думают, а взрослый этого не хочет ни понимать, ни принимать.

3. Ребенку совершенно неинтересен вопрос.

Например, можно проводить беседы на такие темы.

- Чего ты больше всего хочешь?

- Кого (чего) ты больше всего боишься?

- Чему бы ты хотел научиться?

- Учат ли звери и птицы своих детей?

- Что тебе хотелось бы изобрести?

- Что такое зло?

Хорошим ответом на этот трудный вопрос является ответ на древний вопрос : чего бы ты не хотел, чтобы с тобой произошло? Это и есть зло.

Уместно вспомнить "золотое правило" : не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы это делали тебе.

Отвечать желательно точно и кратко. Ребенку нужно объяснить, что если он не знает ответа, надо так и сказать: "Не знаю". Это тоже ответ.

Но лучше сказать: "Сейчас не знаю, но узнаю ( или: подумаю) и отвечу".

0 Руководитель вместе с детьми определяют лучший вопрос и лучший ответ. Потом команды меняются ролями.

Основной подход к обучению детей отвечать на вопросы заключается в создании дружелюбной, раскованной обстановки, которая дает ребенку абсолютную уверенность, что над ним не будут смеяться. Как при сеансе мозгового штурма. Непринужденные беседы, с большим количеством вопросов и ответов.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы»Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы» Всем известен возраст "почемучек"-это дошкольники 5 лет,в этом возрасте у детей возникают постоянные вопросы "Почему?", "Зачем?" и "Как?".

Консультация для родителей «Детские вопросы и как на них отвечать»Консультация для родителей «Детские вопросы и как на них отвечать» .

Консультация для родителей «Имеет ли смысл учить наизусть» Консультация для родителей на тему "Имеет ли смысл учить наизусть?"Зачем детям учить стихи наизусть? Многие из нас помнят, как в детстве.

Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы» Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы»Цель: - Обратить внимание родителей на значение детских вопросов в развитии.

Консультация для родителей «Как учить стихи с ребенком» Консультация для родителей Как учить стихи c ребёнком Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает.

Консультация для родителей «Почему важно отвечать на детские вопросы»Консультация для родителей «Почему важно отвечать на детские вопросы» Одной из главных особенностей детей дошкольного возраста является любознательность, которая проявляется в вопросах. Именно этот возраст.

Консультация для воспитателей и родителей «Когда наступает время учить читать». Читать для ребенка дошкольного возраста – дело не простое, это не игра, а довольно серьезный и сложный процесс, для формирования которого.

Консультация «Важно ли учить детей держать равновесие?»Консультация «Важно ли учить детей держать равновесие?» Эта консультация может быть полезна для инструкторов по физической культуре, родителей и воспитателей. Часто бросается в глаза, как ходят.

Дидактическое пособие «Учимся задавать вопросы»Дидактическое пособие «Учимся задавать вопросы» Вопрос – это способ получения информации о соответствующем объекте, требующий ответа, объяснения. В то же время это способ переключения.

Консультация для родителей «Детские вопросы о снеге»Консультация для родителей «Детские вопросы о снеге» Прогулка – это ежедневная часть жизни мамы и ребёнка. Чтобы она принесла пользу не только для физического, но и для умственного развития.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Как учить дошкольника задавать вопросы»
Опубликовано: 22 января 2021 в 13:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Как учить дошкольника задавать вопросы»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Клишова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД