Елена Стюфляева
Консультация «Как справиться с капризами ребенка при расставании с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Как справиться с капризами ребенка при расставании с родителями
"Почему ты плачешь?". Этот вопрос тысячу раз задают родители своим маленьким детям, которые цепляются за них и рыдают, не позволяя выйти из дому.
Вот как объясняют подобное детское поведение психологи:
Темочки:
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Темочки
" Он плачет, потому что слезы - единственный способ, которым ребенок может показать, что он БЕСПОКОИТСЯ. Ребенок не боится остаться без мамы, его просто беспокоит ситуация расставания. А еще он беспокоится за маму: как она там, без него?
Взрослые наделяют слезы более трагическим смыслом, чем дети. Взрослые плачут в тяжелом горе, в отчаянии, при сильной боли. Ребенок же слезами "разговаривает".
Ребенок хочет говорить именно о расставании, а то, что он плачет, показывает, как сильно он хочет об этом говорить. Об уходящей маме, о том, что с ней будет, о том, когда она вернется, о том, как она его любит и сочувствует ему, маленькому человеку, который осваивает новый опыт расставаний и встреч.
Мама, которую плачущий малыш "вернул с порога", которая решила "не травмировать" ребенка и вопреки своим планам и желаниям осталась дома, тем самым просто "откладывает" разговор о расставаниях и встречах. Такой разговор обязательно рано или поздно состоится, и ребенок снова будет использовать для разговора все свои возможности: слова, слезы, капризы, манипуляции.
Неправильно поступают также те родители, которые незаметно ускользают из дома.
Как лучше прощаться
Попробуем найти рецепт хорошего и полезного для ребенка прощания. Для этого вспомним, что мы знаем о желаниях малыша, и решим, чего хочет взрослый.
Итак, ребенок хочет :
знать, куда уходит мама;
знать, когда она придет;
быть уверенным, что с ним ничего не случится;
быть уверенным, что с ней ничего не случится;
быть уверенным, что она получает удовольствие от того, что делает, и ей там не хуже (хотя и не лучше, чем здесь.
В то же время взрослый хочет:
обеспечить безопасность ребенка;
не опоздать туда, куда идет;
оставить ребенка в достаточно хорошем настроении;
вернувшись, увидеть радость встречи в глазах своего малыша.
Постараемся совместить эти пожелания в одной стратегии.
Чтобы не опаздывать и иметь возможность попрощаться с ребенком, соберитесь на 5-10 минут раньше (больше не надо, чтобы не превращать прощание в самостоятельное событие дня).
Скажите честно ребенку, куда и зачем вы идете (только очень просто, например: "Я иду в парикмахерскую стричь волосы", или "Я иду на работу печатать на компьютере", или "Я иду к тете Лене пить чай"). Не бойтесь, что ребенок не поймет слов : спокойная, открытая интонация подскажет ему, что то место, куда идет мама, достаточно хорошее, и дело, которое она будет делать, - полезное и приятное.
Скажите точно малышу, когда вы вернетесь. Для этого не нужно говорить время по часам (это маленькому ребенку может быть не совсем удобно и понятно). Можно сказать: "Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь". Ребенку понятнее конкретные описания событий, по которым он и определит время.
Расскажите сыну или дочке, с кем он останется и, главное, что будет делать: "Ты будешь с воспитателем. Вы покушаете, потом погуляете, потом поиграете, а потом будете меня вместе встречать".
Не сулите ребенку "призов" за то, что он вас отпускает, но если он попросит ему что-то принести, не отказывайте. Если же выполнить его просьбу невозможно, сразу скажите ему об этом: "Ну, нет, живого цыпленка я не смогу тебе принести. " Даже если ребенок ни о чем не просит, приносите ему время от времени какую-нибудь маленькую приятную вещицу (печенье, конфетку, яблоко, тетрадку, чтобы он чувствовал, что где-то далеко от него вы о нем помните и готовитесь к встрече.
Победить «сцены» помогут ритуалы.
"Ритуал" - это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом. Например, уходя, мама всегда:
на три минутки берет малыша на руки;
целует и говорит, куда уходит и когда придет;
просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.);
говорит "спасибо" и "пока-пока";
если ребенок плачет - говорит, что ей очень жалко, что он грустит, но ничего не поделаешь, приходится расставаться;
передает ребенка тому взрослому, с которым он остается;
уходит.
Такое поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть, привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка ДОВЕРЯТЬ взрослым : ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.
Фразы, которые ухудшают ситуацию
"Ты же сам говорил (говорила, что с бабушкой хорошо, почему ты теперь не хочешь с ней оставаться?";
"Не пускаешь меня на работу - не будет денег тебе на новую машинку!";
"Ты же большой мальчик (большая девочка! Как тебе не стыдно плакать!";
"Ну, пожалуйста, можно мама пойдет на работу!";
"Если будешь так реветь - уйду от тебя и вообще не приду!".