Александра Родионова
Как с помощью квеста развивать у детей самостоятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое детская самостоятельность и почему квест – технология для ее развития
Научить детей проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – задача ФГОС ДО. Ребенок добьется успеха во взрослой жизни, если будет нацелен на активную познавательную деятельность, будет хотеть и уметь учиться самостоятельно.
Публикация «Как с помощью квеста развивать у детей самостоятельность» размещена в разделах
Квест как образовательная технология позволяет ребенку проявить и развить все три составляющие детской самостоятельности. В основе этой игры заложена идея самостоятельной деятельности группы детей в решении интеллектуальных, физических, творческих и коммуникативных задач.
Во время прохождения квеста дети обсуждают предположения друг друга, догадки о найденных подсказках и заданиях и сами принимают решение, куда идти в поисках задания. Им приходится догадываться, в чем состоит задание и как его выполнить. Они выполняют задания и получают промежуточные результаты также самостоятельно. И только когда дети получают конечный результат, они взаимодействуют со взрослым, который «принимает» у них этот результат. На всех этапах дети могут обратиться за помощью к педагогу. Но и в этом случае педагог не решает за детей задания, а помогает наводящими вопросами принять решение самостоятельно.
Как обеспечить самостоятельность детей на каждом этапе квеста
Для того чтобы квест выполнил свою задачу – предоставил детям опыт самостоятельного размышления, принятия решения и действий, обеспечьте специальные условия игры на всех этапах – от подготовки до завершения.
Мотивируйте детей. Заранее расскажите дошкольникам о квесте, заинтересуйте их, в том числе тем обстоятельством, что все задания они будут выполнять в игре самостоятельно. В начале квеста поместите детей в игровую ситуацию : поставьте четкую цель игры, обозначьте причину, почему важно достичь цели. В квесте «Делу время – потехе час» главная цель – найти пропавшие стрелки, чтобы починить часы.
Разучите с детьми правила заранее. Накануне игры познакомьте дошкольников с правилами квеста. Если до начала игры дети хорошо усвоят правила, они смогут самостоятельно проходить квест, будут понимать, что, как и зачем следует делать. В предлагаемом квесте шесть правил, одно из них сопровождает схема для лучшего запоминания.
Включите в квест задания разных типов. Для квеста предлагайте задания на разные виды деятельности и умения детей. Задания должны основываться на опыте дошкольников, являться результирующими для ранее освоенных знаний и умений. Однако формулируйте задания так, чтобы детям требовалось подумать и догадаться о том, что нужно сделать. Например, в задании № 2 предлагаемого квеста дети должны догадаться, что от них требуется не только найти отличия, но и сосчитать их (так как результатом должна стать цифра).
Охватите больше помещений. Задействуйте для квеста групповую, физкультурный зал, кабинет психолога, музыкальный зал. Чем больше помещений детям нужно будет пройти, тем больше азарта вызовет квест.
Разделите детей на команды. Участвовать в квесте может вся детская группа. Однако, если можете привлечь свободного педагога (логопеда, психолога) для сопровождения подгруппы детей, разделите детей на команды. Чем меньше дошкольников в команде, тем больше вероятности, что каждый ребенок проявит себя.
Первую подсказку дайте в расшифрованном виде. В начале квеста предложите игрокам первую подсказку о том, где искать задание, в расшифрованном виде, чтобы они освоились и поняли, в чем суть подсказки. Следующие подсказки дети смогут по аналогии расшифровывать самостоятельно.
Не торопите детей и не решайте за них. Давайте детям достаточно времени, чтобы обдумать, обсудить и принять решение, не торопите их и не подсказывайте. Если дети обращаются за помощью (а эта возможность предоставляется одним из правил, то задавайте наводящие вопросы. Например, если они не догадываются, что нужно сосчитать отличия в задании № 2 предлагаемого квеста, педагог спрашивает: «А что мы ищем в этой игре? Что мы должны найти в результате выполнения задания?». Он не говорит прямо, а намекает на то, что результатом должна быть цифра. При таком подходе вероятность того, что кто-либо из детей догадается о сути задания, увеличивается.
Если дети не догадываются, например, что задание № 4 – это шифровка, педагог задает вопросы: «Что вы видите? Как вы думаете, что нужно сделать? Что обозначает каждый значок? Какой букве он может соответствовать?». В этом случае это почти инструкция. Вероятность, что дети сами догадаются, определяется тем, были ли у них в опыте подобные задания.
Поздравьте детей с достижением цели игры. На заключительном этапе проверьте, правильно ли дети выполнили задания, похвалите и поздравьте их с тем, что они достигли цели игры. Важно, чтобы дети завершили игру в праздничном настроении.
Зачем подводить итоги квеста вместе с детьми
Обсуждать квест с детьми, как и любое занятие или игру, важно как для дошкольников, так и для педагогов. Детям это позволяетлучше осознать основные моменты события, научиться делать выводы, высказывать собственное мнение, понять значение различных социальных проявлений людей (например, помощь, внимательность к другим, ответственность).
Педагоги в процессе обсуждения квеста получаютобратную связь (информацию) : насколько интересным оказался квест для детей, что они думают об игре, ее заданиях, понравилось ли им самостоятельно находить подсказки и выполнять задания в ходе игры.
Поскольку квест – всегда эмоционально емкое событие, лучше обсуждать его через некоторое время в тот же день. Например, если квест – в первую половину дня, то обсуждение – во вторую либо на следующий день.
Один и тот же вопрос либо его разные формулировки следует задать нескольким детям. Это позволит воспитателям увидеть, сходятся или различаются мнения дошкольников в группе, и дать нескольким детям опыт высказывания собственной позиции.
Если дети склонны присоединяться к уже высказанному мнению (что часто бывает, так как это легко, то следует побудить их подумать и высказать другое мнение, которое будет отличаться от предыдущего. Можно сказать, например: «Хорошо, что тебя тоже заинтересовало (понравилось, но все люди разные, нам часто интересны (нравятся, кажутся трудными или легкими) разные вещи. Поэтому правило такое: вы можете сказать, что вам тоже (как и Саше) понравилось задание… но потом сказать, какое еще задание понравилось (заинтересовало)». Можно также спросить, кому понравилось другое задание.
Для обсуждения с детьми квеста используйте несколько вопросов (в их разных формулировках, которые позволят поговорить о разных сторонах игры и сконцентрировать внимание детей на важных для их личностного и социального развития аспектах.