Хеликова Татьяна
Консультация для родителей «Как развивать у детей чувства ответственности»
▼ Скачать + Заказать документы
Ответственность не даётся человеку с рождения. Быть ответственным - значит самостоятельно принимать решения и осознавать необходимость действия.
Дисциплина и ответственность - разные,но взаимосвязанные качества человеческой личности. Без дисциплины нет ответственности.
Дисциплина подразумевает "обучение". По сути,это обучение правильной,эффективной жизнедеятельности. Детей нужно учить быть дисциплинированными и ответственными.
Составляющие ответственности :
1. Понимание задачи - знание того, что нужно сделать.
Публикация «Консультация для родителей „Как развивать у детей чувства ответственности“» размещена в разделах
Например, мы говорим: "Наведи порядок в своей комнате". А ребёнок решает эту задачу по - своему. Для ясности нужно,чтобы родитель и ребёнок вместе убирали детскую комнату.
2. Для согласия с поставленной задачей у ребёнка должен быть выбор. Чаще предлагайте детям альтернативу: " Ты уберёшь игрушки или разберёшь книги на столе?"
"Ты поможешь мне пропылесосить или будешь вытирать пыль?"
Если есть выбор,то чувство ответственности будет проявляться на практике.
3. Умение самостоятельно мотивировать свои действия. Для этого можно использовать похвалу,а по мере взросления учить "отсроченному" вознаграждению,развивать систему бонусов и т. д.
Предлагаю три уровня воспитания ответственности :
1. Ребёнок в качестве помощника.
Впервые принимаясь за какое - то дело, многие дети нуждаются в моральной поддержке и присутствии взрослого. Хорошо бы вместе накрыть стол, убрать игрушки, сложить вещи.
2. Дети нуждаются в напоминании и контроле. Играя,они могут забыть что - нибудь,необходимо напомнить им об их обязанностях без раздражения и недовольства.
3. Ребёнок выполняет задание самостоятельно.
Он, выполняя свою работу, больше не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень - начальная цель воспитания ответственного человека.
Условия развития чувства ответственности :
1. Самоуважение.
Дети нуждаются в положительной самооценке. Если они верят в то, что способны,ответственны, им легче справится с какой - либо задачей.
2. Разумные ограничения.
Ограничения рождают у детей чувство защищённости,позволяют вести себя правильно в обществе, где соседствуют разные ценности.
3. Условия развития ребёнка.
Развитие ответственности - длительный процесс.
Родители должны позволить ребёнку быть самостоятельным, помочь ему развить свои способности. А быть самостоятельным - значит осуществлять выбор по собственному желанию,самому принимать решения и нести за них ответственность.
К концу старшего дошкольного возраста дети могут достичь выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности: игре,труде, познании, общении:
1. стремление к деятельности без посторонней помощи;
2. умение поставить цель деятельности;
3. осуществление элементарного планирования;
4. реализация задуманного и получение результата;
5. способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Воспитывая в детях ответственность,принимайте во внимание тот факт, что каждый ребенок уникален. Учитывайте особенности его характера, оценивайте его опыт и никогда не спрашивайте то, чему его не учили.