Юлия Санникова
Как развивать правильную речь ребёнка в 3–4 года?
▼ Скачать + Заказать документы
Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года?
Все мы хотим, чтобы речь нашего ребенка была грамотной, внятной. Ребенку 3-4 лет сложно овладевать сразу и грамматикой речи (согласовывать части речи в роде, числе, падеже, времени, и произношением звуков, и умением связно произносить свои мысли. Правильное произношение звуков идет параллельно с развитием фонематического слуха — как слышит, так и говорит. Поэтому ни в коем случае нельзя сюсюкать с ребенком, взрослый должен говорить четко, внятно.
Публикация «Как развивать правильную речь ребёнка в 3–4 года?» размещена в разделах
Для начала мне хотелось бы рассказать, о нормах развития речи в возрасте 3-4 года.
Речь ребенка в 3 года:
• словарь примерно 800-1000 слов;
• практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов;
• правильно применяет приставочные глаголы — приехал, уехал, выехал и прочее;
• начинает понимать и употреблять слова-обобщения (теперь не тарелка и ложка, а посуда, а так же одежда, игрушки и пр.);
• осваиваются названия частей предметов (чайник — донышко, носик, крышка; а раньше любая из этих деталей были просто чайником);
• появляются синонимы (веселый, радостный);
• появляется словотворчество — ребенок пытается сам образовывать нужные ему слова. (кататься на карусели - каруселиться, лопаткой копаем, значит она — копатка);
• замечает неправильное произношение в речи других детей, даже если сам эти звуки произносит неправильно.
Речь ребенка в 4 года:
• правильно произносит звуки Ш, Ж, Ч, Щ;
• пересказывает хорошо знакомую сказку, соответствующую возрасту (Курочка ряба, Теремок, Репка);
• замечает неправильное произношение звуков в собственной речи.
• Для укрепления мышц языка детям предлагают следующие упражнения: высунуть язык
Для начала вы можете с ребенком выполнять артикуляционную гимнастику. Для чего она необходима.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Цель артикуляционной гимнастики
- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Можно предложить ребенку просто игровой момент.
Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять.
Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.
И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять.
Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий - узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
Язык иголочкой потом и потянем остриём.
Также для формирования правильного артикуляционного уклада у детей 2-4 лет немаловажное значение имеет фонетическая зарядка, которая используется для развития звуко - произносительных навыков:
1.«Заболела куколка,
Надо ей поспать.
Заболела куколка,
Начала стонать.
О – О – О – О».
(В игре используется игрушка “Кукла”).
2. «Ежик по лесу бежал,
И грибочек увидал.
И от радости фырчал:
Ф – Ф – Ф – Ф».
3.«Сильный ветер налетел,
Голосок у нас запел.
Ручку к шейке прижимай,
Голосочек подключай.
В – В – В – В».
4. «Кран откройся!
Нос, умойся!
Нос, умойся!
Воды не бойся!
С – С – С – С».
5. «Тоненькая струйка льётся,
Тихо песенка поётся
С’ – С’ – С’».
Еще хотелось бы остановиться на таком моменте, как мелкая моторика рук.
Многие родители знают, что уровень развития речи малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их рук (мелкой моторики).
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Хорошая моторика рук необходима не только для устной и письменной речи.
Самое главное правило: ребенок проговаривает.
Можно играть с шнуровкой, прищепками, мелкими игрушками и крупой и т. д.
Очень много стихотворений и упражнений для развития мелкой моторики.
Зайка и ушки
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательные пальцы. Ими шевелить в стороны.
Колокольчик
Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.
Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.
«Семья»
Сжать пальчики в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – это Я.
Вот и вся моя семья.
На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.
Мы остановились на очень важных моментах в речевом развитии ребенка.
Красивая и правильная речь – залог успехов и удач вашего ребёнка в будущем, плюс одно из основных условий успешного обучения.