алла корепина
Консультация «Как развивать любознательность у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети обладают ценным качеством — любознательностью, которая основывается на интересе и стремлении к знаниям, открытости всему новому в окружающем мире, искреннем желании применить на практике познавательные способности для получения свежих впечатлений и бесценного опыта.
Для чего развивать любознательность у детей
Родители стремятся к тому, чтобы их ребенок во всем разбирался, обладал разнообразными знаниями. У малыша нужно сформировать аналитическое мышление для того, чтобы он смог решать школьные задачи и преодолевать проблемы дальнейшей взрослой жизни. Для человеческого разума необходимо регулярное поступление свежей информации, а душе нужны новые переживания. Любознательностью обладают открытые миру люди, с доброй душой и доверительным отношением к действительности.
Публикация «Консультация „Как развивать любознательность у детей“» размещена в разделах
Почему важно развивать любознательность у детей?
Эта способность помогает в стремлении к интересным открытиям, в получении положительных эмоций, расширении общего кругозора и познании мира вне стереотипного мышления. Благодаря развитию любознательности, у ребенка формируется полное представление об окружающем, зарождаются творческие идеи, усиливается интерес к освоению новых знаний и умений. Любознательные дети отличаются открытостью и коммуникабельностью, им всегда интересно общение, поскольку всегда и во всем они находят захватывающую информацию.
Как развивать любознательность у ребенка и желание учиться Любознательность — природная способность. Но ее необходимо развивать и поддерживать. Родителям следует поощрять исследовательскую деятельность малыша, содействовать его тяге к познанию, иначе у него может пропасть желание и настойчивость к проведению исследований и экспериментов. Как поддержать в ребенке желание учиться, основанное на любознательности :
Всегда отвечайте на вопросы малыша. «Почемучки» очень любят задавать вопросы и ждут от вас ответа. Нередко по причине усталости родители отказываются отвечать, говоря малышу, что он мал и все узнает, когда вырастет. Но ребенок, исследуя окружающий мир и получая определенные ощущения и впечатления, пытается понять, что обозначает тот или иной предмет и явление. Ответы на вопросы детей должны соответствовать их возрасту. Если вы поленитесь дать ответы, у малыша пропадет желание спрашивать, что является тормозным механизмом для развития;
Ребенок — исследователь. Поощряйте и поддерживайте его в этой деятельности. Крохе нужно свободное пространство, где он может дать волю своему воображению: строить дома из стульев, возводить песочные замки, оставлять рисунки на стенах и т. д. Предоставьте ему определенную зону в квартире, во дворе, где будет место для простора детской фантазии. Не бойтесь, что чистота и порядок будут нарушены. Ведь ребенок занимается поисково-исследовательской деятельностью и экспериментированием;
Наблюдайте с крохой за изменениями в окружающем мире. Посещение музеев, зоопарков, прогулки по оживленным улицам, поход в гости — везде малыш найдет что-то интересное для себя, чему он может научиться. Обсуждайте с ребенком увиденное, спрашивайте о его мнении;
Ребенку нужны новые впечатления.
Позволяйте ему качаться на качелях, плескаться в бассейне, кататься с горки, помогать на кухне, рисовать красками и мелом, разговаривать по телефону и т. д. Таким образом происходит накопление ценного жизненного опыта. Полезно, если вы будете комментировать действия малыша;
Пусть ребенок импровизирует и фантазирует. Предлагайте крохе просмотр интересных фильмов, мультфильмов, поощряйте игры. Помогайте ребенку развивать фантазию, смешивая сюжеты сказок, приглашая героев одних сказок в другие. Пусть малыш придумывает новые сюжеты или досказывает сказку по своему замыслу;
Обучайте каждый день в повседневной деятельности.
Например, предлагая печенье, спрашивайте кроху, сколько ему дать печенья: одно или два. И показывайте наглядно: одно и два. Выбирая одежду, обучайте цвету, обращаясь к ребенку с вопросом о том, какого цвета свитер он хочет надеть: белый или синий, показывая соответствующие цвета и называя их. Таким же образом можно ознакомить с другими предметами и явлениями. Поступая так, вы не преследуете цель научить малыша всему к полутора годам, но та маленькая искорка, которую вы зажгли в его памяти, загорится в определенном возрасте. Это будет надежной основой для получения и закрепления знаний;
Подумайте о смене обстановки.
Можете переставить мебель в детской комнате, поменять местами игрушки, переложить какие-то вещи. Задайте вопросы малышу о том, что изменилось в комнате, стало ли лучше, красивее, удобнее. Пусть он предложит свои варианты оформления и дизайна; Обучение посредством игры. Когда родители, пытаясь обучать кроху, кричат на него за неудачи, непонимание, заставляют слушать и учиться, у малыша появляется страх и нежелание к процессу обучения. Учение для ребенка должно быть увлекательной игрой. Только в этом случае оно может быть продуктивным;
Обучение на собственном примере.
Для ребенка важно видеть, что родителям также интересен процесс учения и исследования. Заметя такой интерес во взрослых, малыш поймет, что учение будет сопровождать его всю жизнь, что это познавательная и увлекательная деятельность;
Не забывайте об экспериментах.
Разнообразьте повседневную жизнь неожиданными поворотами. Например, утром вместо каши предложите суп и расскажите о том, что в Японии на завтрак предлагают суп мису. Или вместо посещения детского сада пойдите в театр или зоопарк. Такой вариант событий породит у малыша много вопросов. Можно будет поговорить о разнообразии образа жизни, узнать его мнение, рассказать множество интересных историй для повышения уровня эрудиции. Непременно скажите малышу о том, как вам с ним интересно.
Развитие любознательности у детей раннего возраста
Стремление постичь окружающий мир проявляется у ребенка с раннего детства. Родители, которые ежедневно оказываются под дождем детских вопросов, часто называют малыша любопытным. Но следует понимать различие двух понятий: любопытство и любознательность. Первое понятие объясняется как банальное наблюдение за явлениями жизни, а смысл второго включает живую детскую мысль и деятельный ум. Уже в раннем возрасте дети пытаются исследовать, экспериментировать. Многочисленные вопросы ребенка свидетельствуют о его творческом развитии. Замысловатые детские вопросы нередко ставят в тупик родителей. Отвечать на многочисленные «почему» — особое искусство. В раннем возрасте для развития любознательности полезны игры-экспериментирования. Для этого необходимо создать соответствующую развивающую среду : стаканчики, баночки, камешки, контейнеры, ракушки и т. д. Посредством экспериментальной деятельности дети учатся познавать свойства и качества предметов и явлений. Например, как можно окрасить воду в разные цвета, как тонут в воде тяжелые предметы, а легкие всплывают, как вода затвердевает и превращается в лед и т. д. У детей такая деятельность расширяет интерес к познанию, обогащает кругозор, добавляет новые впечатления, что составляет основу гармоничного формирования личности.
Развитие любознательности в дошкольном возрасте
У дошкольников любознательность основывается на наличии познавательного интереса. «Что это?» — незамысловатый вопрос, который отражает удивление малыша, когда он замечает новый предмет или явление в окружающей жизни. Вокруг все подвергается тщательному исследованию, кроха может ломать, кусать, делить предметы на части, чтобы понять, что в них кроется и для чего они предназначены. Развитие интереса и любознательности у дошкольников проходит несколько этапов:
Первый этап характеризуется интересом крохи к событиям и предметам вокруг;
Второй этап — проявление любопытства для более глубокого анализа и познания, когда ребенка интересует предназначение предмета или суть явления;
Третий и самый важный этап — познавательный интерес достигает такого уровня, что малыш не только постигает сущность окружающей действительности, но и может своими знаниями поделиться с другими.
Старший дошкольный возраст — период, когда активно развивается познавательная мотивация, которую можно обнаружить по следующим признакам:
Появляются определенные действия по исследованию, которые основаны на широком кругозоре и задействовании логики;
Формируется мотивация к получению знаний на основе многообразия увлечений и интересов;
Тяга к познанию определяется желанием постичь свойства и качества предметов и явлений;
Кроха задает массу вопросов, используя развернутые продуманные предложения и мысли.
Советы для родителей
Родителям должны быть известны методы развития детской любознательности. Для этой цели используются упражнения и игровые ситуации, активно подключающие эмоции и чувства. Что делать родителям, чтобы эффективно содействовать развитию любознательности ребенка :
Систематически поддерживать у дитя эмоциональные проявления в виде удивления, живого интереса, радости встречи с новым предметом или явлением;
Быть внимательными к бесконечным вопросам малыша. Находить правильные интересные ответы. Не зная, как ответить, не забывать о вопросе, а возвращаться снова, найдя ответ, возможно, через определенное время. Полезны совместные поиски решений в интернете или энциклопедии, способствующие активизации познавательной сферы ребенка;
Собственным примером показывать, насколько вы рады и открыты новым экспериментам и исследованиям, например, выращенному цветку или недавно купленному прибору бытовой техники, который с увлечением исследуете;
Искренне восхищаться новым изобретениям ученых, рассказывать о них, о нововведениях в науке.
Замечать и ценить новые идеи и открытия малыша. Создавать альбомы для рисунков, уголок в комнате для поделок и т. д
. Часто родителей интересует вопрос о том, какие создать условия в семье для развития детской любознательности. Здесь важно не ограничивать исследовательскую потребность малыша, обеспечив безопасность детских опытов и экспериментов. Предлагайте детям разнообразную познавательную деятельность:
Вносите в игру разнообразные предметы. Это могут быть предметы кухонной посуды, игрушки из бросового материала и т. п. ;
Используйте нетрадиционные техники изобразительной деятельности: рисование песком, аппликацию из крупы, лепку из теста;
Рассказывайте о природных изменениях во время прогулок: почему опадает листва, почему вода замерзла, как растут растения;
Вовлекайте кроху в бытовую деятельность: совместная готовка, уборка, пересадка комнатных растений;
Оборудуйте детскую комнату в необычном стиле для развития детской фантазии : ночник в виде планеты, занавески с изображением звездного неба и т. п. ;
Выделите время для совместного чтения книг о писателях, первооткрывателях, для просмотра телепередач с обсуждением увиденного, поощряя малыша высказывать собственное мнение;
Организовывайте опытную деятельность: игры с мыльными пузырями, окрашивание воды, лепка вулкана. Активное участие в детских исследованиях взрослых дает малышу уверенность в том, что он в безопасности, что его усилия одобряются, а достижения ценятся.
Родителям следует помнить, что первым учителем и вдохновителем ребенка в его познавательной деятельности являются именно они. Поэтому необходимо всячески поощрять детей в их стремлении к новым открытиям и опытам. Дети воспринимают окружающий мир посредством органов чувств, и это нужно учитывать при создании удобной, безопасной и увлекательной обстановки по исследованию мира.
Развитие любознательности у малыша закладывает прочную основу для непрерывного обучения, которое будет сопровождать ребенка в течение всей жизни, поддерживая гармоничный рост и формирование полноценной личности.