Елена Петрова
Как развивать исследовательскую деятельность у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе (фрагмент)
Тема: «Извержение вулкана»
Цель: Познакомить детей с природным явлением — вулканом.
Задачи:
1. Способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению;
2. Совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Материалы: Макет вулкана, поддон, сода, уксус, гуашевая красная краска, моющая жидкость для посуды по типу "Фэрри", лист бумаги для фиксаций наблюдений, цветные карандаши, чайная ложка, пипетка.
Ход НОД:
В. : Ребята, сегодня в наш садик принесли посылку. Вам интересно узнать, что в ней находится? (Открывают, там лежит пемза). Кто знает, что это такое? Как называется? Для чего нужно? Может, у кого-нибудь дома есть такой предмет? (Ответы детей).
Дошкольники рассматривают пемзу и сравнивают с уже имеющимися в уголке экспериментирования каменными породами: уголь, мел, песчаник.
В. : В посылке есть ещё записка, а в ней подсказка, послушайте:
Гора стоит, из неё дым валит,
Потом шум, да гром —
Всё горит кругом. (Вулкан).
Но этот предмет совсем не похож на вулкан. Эта подсказка нам не помогла, а, наоборот, нас запутала. Ребята, вам интересно узнать, что же это за предмет? Тогда мы постараемся выяснить это. А также узнаем, что такое вулкан и как он связан с предметом-загадкой.
Воспитатель рассказывает детям легенду о вулкане.
В. : А сейчас хотите увидеть, как выглядит настоящий вулкан? (Ответы детей). Нам поможет наш компьютер. ( Показ слайдов с различными видами вулканов: «спящий», «просыпающийся», «закипающий», извергающийся). Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».
А на что похож вулкан? (Вулкан — это большая гора с крутыми склонами). Какой формы вулкан? (Конус).
На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне — красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Интересно? А хотите увидеть извержение вулкана?
Я предлагаю вам проделать опыт: извержение вулкана. А где можно делать опыты? (В лаборатории). Я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию «интересных открытий» (проходят за столы с приготовленными заранее макетами вулканов и всеми необходимыми составляющими для опыта). В лаборатории у нас всё готово для проведения опытов.
Из чего сделаем основание вулкана? (Из конуса).
Из чего сделано жерло вулкана? (Пластиковый стаканчик).
Всё это стоит на подносе. Прежде чем приступить к выполнению опыта, необходимо изучить схему. (Воспитатель совместно с детьми обсуждает последовательность проведения опыта).
Насыпаем ложку соды. Добавляем красной гуашевой краски.
Добавляем 5 капель моющей жидкости (с помощью пипетки).
А теперь внимание! Обращает внимание что на моющем средстве есть знак запрещающий самому ребёнку использовать моющее средство. А это уксус, наливать можно только взрослому он опасен при попадении в чистом виде в пищевод, т. к. это кислота. Его добавлю я сама, когда у вас будет всё готово. Дети, работать надо аккуратно и осторожно.
Когда все компоненты, кроме уксуса добавлены, надо отойти подальше от вулкана. (Дети наблюдают извержение).
Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно? Ребята, а мы можем показать извержение вулкана? Попробуем?
Опыт «Вулкан просыпается — извергается».
В. : Ребята, вот мы с вами проделали опыт «Извержение вулкана», и легенду про вулкан я вам рассказала, в которой мы узнали строение вулкана, и даже сами вулкан изображали … А про наш загадочный предмет немного забыли, что же это всё-таки такое? Может, кто-то всё-таки догадался? (Ответы детей).
А если мы что-то не знаем, у кого или где можно узнать? (Энциклопедия, в интернете). А у нас есть в библиотеке энциклопедия? Посмотрим, есть ли там ответ на наш вопрос. Открываем, читаем: это пемза — застывшая вулканическая лава. Используют для того, чтобы оттирать загрязнения с рук или загрубевшую кожу с пяток.
Вопросы для рефлексии: Вам было интересно? Что понравилось больше всего? А что вы нового сегодня узнали?
Вам было легко или вы испытывали затруднения при выполнении опыта?
В. : Молодцы, ребята! Я рада, что вам очень понравилось. Вы были такие внимательные, активные, любознательные!