Елена Садикова
Консультация «Как развивается речь маленького ребенка»
▼ Скачать
Речь необходима человеку для взаимодействия с другими людьми, для передачи информации, анализа, рассуждения. Единицей речи является слово. Слово также считается единицей мышления. Развивая речь ребенка, мы не только помогаем ему взаимодействовать с другими людьми, но и развиваем память, мышление, интеллект. Речь помогает ребенку чувствовать себя увереннее: он может выразить просьбу, желания, высказать свое мнение.
Публикация «Консультация „Как развивается речь маленького ребенка“» размещена в разделах
С ребенком можно и нужно говорить, когда он еще совсем маленький. Малыш не обладает врожденным знанием родного языка, поэтому ему просто необходимо слышать речь взрослых людей. Речь ребенка формируется, подражая речи взрослого человека. Детям необходимо эмоциональное речевое общение со взрослыми.
Подрастая, ребенок начинает ползать, ходить, знакомиться с окружающими его предметами. Растет познавательная активность малыша и в связи с этим развивается и речь ребенка. И в этот момент важно, чтобы взрослый помогал ребенку : называл предметы, сопровождал знакомство с ними своими комментариями.
Начиная говорить, ребенок обычно сокращает слова, произнеся первый слог от слова или ударный слог, например: «ки» (киса, «ка» (каша). Дети довольно легко говорят такие слова как «мама», «папа», «баба», так как слоги в них повторяются. С 1,5 лет ребенок учится говорить слова с одинаковыми согласными, но разными гласными звуками, например: «тетя», «Вова». Позже дети произносят слова, где гласные и согласные уже не повторяются. К концу первого года жизни у большинства детей словарный запас быстро растет, дети могут использовать эти слова в речи. Девочки обычно начинают говорить раньше мальчиков. Причем девочки в речи больше употребляют существительные, а мальчики – глаголы.
На втором году жизни у ребенка быстро растет словарный запас, активный и особенно пассивный (ребенок понимает слова, но еще не может их произносить). Примерно в 2 года ребенок произносит первые фразы, состоящие из 2-3 слов. Именно слова-действия (глаголы) способствуют развитию фразовой речи. Примерно в 2,5 года в речи детей появляются первые сложные предложения. К трем годам активный словарный запас ребенка уже приближается к 300 словам.
У детей 2-3 лет с неразвитой речью могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Они сложнее адаптируются в коллективе. Поэтому взрослым необходимо общаться с детьми как можно больше, причем общение это должно быть положительным. Ребенок должен чувствовать заинтересованность взрослого человека.
Развитие речи ребенка тесно связано с мелкой моторикой. Поэтому очень полезны для маленького ребенка массаж пальчиков и ладошки, пальчиковая гимнастика, игровые упражнения для развития мелкой моторики : игры с пирамидками, шнуровки, пазлы, конструкторы, мозаика, лепка, рисование. Для развития речи ребенка важно чтение художественной литературы: стихотворений, сказок, потешек. Можно разучивать небольшие стихотворения.
Родители обычно хорошо понимают, что хочет ребенок и без его слов, по его жестам. Но на это не надо поддаваться, лучше сделать вид, что вы его не понимаете, чтобы стимулировать речевую активность ребенка. Необходимо добиваться того, чтобы ребенок произносил слова и озвучивал свои же просьбы. Ребенка необходимо побуждать к речевой деятельности.