Светлана Алтухова
Как развить математические и интеллектуальные способности у ребёнка в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Значение математики огромно! Математика обладает уникальным развивающим эффектом.
«Она приводит в порядок ум», т. е. наилучшим образом формирует приёмы мыслительной деятельности, и качества ума, но не только.
Публикация «Как развить математические и интеллектуальные способности у ребёнка в игровой деятельности» размещена в разделах
Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновывать свою позицию.
Основная цель по развитию математических способностей - это дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.
Надо помнить, что математика – один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений обеспечивает его доступность и осознанность.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания : активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Дети очень активны в восприятии задач–шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату.
В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель : сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры.
Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания интересны для детей, они эмоционально захватывают их.
В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Для усвоений математических способностей требуется усвоение определённого запаса знаний и наличие определённых умений, а ребёнок дошкольного возраста, как нам известно, хорошо усваивает знания в игре, и применяя их не единожды, в той же игре приобретает умения, в том числе и умения, применять приобретённые знания в мыслительной деятельности.
Роль педагога в дошкольном детстве огромна. Такой подход позволяет педагогу построить качественно иную систему отбора содержания для постепенной адаптации дошкольника к миру математических абстракций. Преимущественная работа с геометрическим содержанием позволяет использовать вещественные и графические модели понятий и отношений между ними, даёт возможность реализовать и первый, и второй принципы построения развивающего обучения дошкольников – чувственный опыт и постоянное экспериментирование с понятиями.
Экспериментирование, которое дети осуществляют собственными руками, поможет им самостоятельно выявить и осознать главные свойства и отношения изучаемых математических объектов. Неважно, что все маленькие «открытия», которые они совершат на каждом занятии, уже давно известны человечеству. Важно другое - сейчас, сегодня дети осознают, что до этого они додумались сами, и благодаря этому осознанию испытывают высокое чувство радости познания, радости собственного открытия!
Опыт работы с детьми дошкольного возраста в условиях обычного детского сада показал: путь формирования математического мышления через формирование и развитие познавательных (сенсорных и интеллектуальных) способностей на основе системы, построенной преимущественно не на количественных, а на пространственных характеристиках объектов (сначала характеристики формы и движения, а затем уже количественные характеристики, весьма продуктивен. Хочется обратить внимание на, то, что предлагаемая система обеспечивает «прорезывание» математических способностей у всех детей в равной мере. Да, математические способности часто относят к группе «ранних способностей». Однако процесс их развития довольно часто достигает своего пика только к 13-16 годам, и требуют слаженных усилий, как педагогов, так и родителей.
Завершая краткий анализ о математических и интеллектуальных способностей, хочется отметить: что явления, именуемые «математические способности», лежат не столько в «природной редкости», сколько в слаженной работе родителей, воспитателей и государства. Как уже говорилось выше, развитие математических способностей, происходит через игровую деятельность при непосредственном участие специалиста – воспитателя, которому необходимо много дидактического материала математического содержания для индивидуальной работы, как с одним ребенком, так и с подгруппой детей, в специально созданной среде, а это значит, нужны финансовые вливания или от родителей или от государства.