Анастасия Говсец
Как разговаривать с детьми о важном событии: День Победы
▼ Скачать + Заказать документы
День Победы – одна из самых важных памятных дат в истории России и многих других стран. Рассказывая детям о Великой Отечественной войне, мы сохраняем и передаем следующим поколениям историческую память о подвиге миллионов людей.
Обсуждая важность мира и того, какие усилия были приложены для достижения победы над врагом, мы учим детей ценить мир, а также противостоять насилию и ненависти.
Публикация «Как разговаривать с детьми о важном событии: День победы» размещена в разделах
Празднование Дня Победы сплачивает и объединяет нас вокруг общих ценностей и исторической памяти. Разговоры с детьми на эту тему помогают им ощутить свою принадлежность к своей стране и чувствовать себя частью большой истории.
О чем говорить?
Основная задача занятия: сохранение и передача исторической памяти; формирование уважения к истории родной страны.
К теме Великой Отечественной войны стоит подходить деликатно, чтобы рассказы не пугали детей, но формировали патриотические чувства и чувство гордости за своих прадедов, а также сохраняли историческую память о подвиге советского народа.
Так как знание истории своей страны — важный этап формирования личности ребенка, знакомить с историей можно через воспоминания о предках. Практически в каждой семье найдется дедушка, который воевал на фронте, или бабушка, которая была труженицей тыла. Детально расскажите, чем занимались старшие родственники ребенка во время войны и какой вклад внесли в Великую Победу.
Хорошей идеей станет обсудить Города-герои Великой Отечественной войны. Расскажите, за какие заслуги некоторые города после войны получили звание Города-героя и сколько их в нашей стране. Подробнее про эти города можно прочитать в нашем тексте «Больше, чем путешествие».
С дошкольниками можно обсудить такие вопросы:
Что ты знаешь про День Победы?
Что тебе было бы интересно узнать про День Победы?
Как мы сейчас можем выразить уважение к памяти героев войны?
Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.
Книги
Валентин Катаев «Сын полка» – повесть, АСТ, 2015, 256 с., 6+
Героя повести зовут Ваня Солнцев. В годы Великой Отечественной войны он осиротел, потерял всех близких и три года скитался в лесах. Встретившие его солдаты приняли Ваню в свою часть, а для командира он стал названным сыном.
Книгу стоит читать в память о войне, о подвиге дедов и прадедов. А можно почитать с другого ракурса – насколько разным может быть детство, обсудить с детьми тему взаимоотношений, благодарности и ответственности.
Вопросы для обсуждения:
Как ты думаешь, что послужило причиной усыновления Вани командиром?
Какие качества помогли Ване выжить до встречи с солдатами?
Какой эпизод из книги поразил тебя больше всего? Почему?
Не имея почти ничего, ни удобств, ни развлечений, люди умудрялись проживать счастливые моменты и обретали родных и дорогих сердцу людей в самые нелегкие времена. Как ты думаешь, какое качество им в этом помогало? (Благодарность). Как это качество можно развивать в себе?
Любовь Воронкова «Девочка из города» – повесть, Махаон, 2023 – 128 страниц, 0+
Однажды во времена Великой Отечественной войны на пороге деревенского дома появилась девочка в синем капоре в сопровождении двух взрослых женщин. С этого начинается невероятно трогательная повесть о новой жизни маленькой Валентинки – круглой сироты из Ленинграда. Война отняла у нее семью, дом и родной город, но случай свел ее с Дарьей – многодетной мамой из деревни Нечаево. Говорят, не бывает чужих детей – вот и Дарьино сердце не выдержало, и осталась Валентинка на новом месте: с новыми сёстрами и братом, с новым дедушкой, новыми непривычными заботами и новой мамой.
Вопросы для обсуждения:
Что почувствовала Дарья, впервые глядя на спящую Валентинку?
Почему Таиска изменила свое поведение по отношению к Валентинке?
Почему дедушка изменил свое поведение по отношению к Валентинке?
Какие моменты помогли Валентинке почувствовать себя дома, в семье? Сразу ли это случилось или постепенно? Почему?
Юрий Яковлев «Девочки с Васильевского острова» – рассказ, Нигма, 2019 – 16 страниц, 6+
Этот пронзительный рассказ ведется от имени Вали Зайцевой. Валя – сверстница той самой 13-летней Тани Савичевой, чей блокадный дневник по сей день заставляет сжиматься от горя и сочувствия многие сердца. Валя помогает сохранить память о своей подруге из другого времени, и сама берет с Тани пример в проявлении отваги и стойкости духа.
Рассказ сохраняет память о большой и страшной странице истории страны – блокаде Ленинграда. Иллюстрирует смелость, достоинство и высшую степень эмпатии и сопереживания.
Вопросы для обсуждения:
Почему Валя считает Таню своей подругой?
Что Вале дает эта особенная дружба? А Тане?
В чем главная ценность этого рассказ? Чему он нас учит?
Фильмы/мультфильмы
Мультфильм «Василёк», 1973 год, короткометражный, 10 минут, режиссер Стелла Аристакесова, 0+
Великая Отечественная война давно окончена, но память о ней живёт. В деревне мальчик Василёк видится с разными сверстниками, но каждый из них сильно отличается от героя: у всех есть дедушки. Как хотелось бы и Васильку, чтобы его дедушка был рядом! Слушая тоскующую по погибшему мужу бабушку, Василёк седлает своего жеребёнка и пускается в путь. Он хочет найти дедушку, ведь где-то он есть, правда? И путь мальчика увенчался успехом, ведь он понял: теперь дедушка живёт в его, Василька, делах и поступках.
Вопросы для обсуждения:
Как ты думаешь, что значат слова «помни свои корни»? Как это – помнить свои корни? Знаешь ли ты что-то о жизни своих предков?
Как Василёк может брать пример с дедушки? В каких жизненных ситуациях ему может это пригодиться?
Подумай, возможно, ты тоже можешь взять пример с кого-то из своих предков? Что это за человек? Какими качествами он обладал? Какие его качества ты возьмёшь за пример?
Мультфильм «Солдатская лампа», 1984 год, короткометражный, 7 минут, режиссер Кирилл Малянтович, 0+
В мультфильме мы посмотрим на память о Великой Отечественной войне взглядом мальчика-октябрёнка. Вместе с одноклассниками герой готовится к празднованию 9 Мая, в школу ему предстоит принести что-то памятное с войны, в которой участвовал его дедушка. Для этого герой отправляется к бабушке. Бабушка поведала внуку интересный рассказ о судьбе деда и подарила памятные сувениры о нём.
Вопросы для обсуждения:
Как ты думаешь, что значат слова «помни свои корни»? Как это – помнить свои корни? Знаешь ли ты что-то о жизни своих предков?
Как юный октябрёнок может брать пример с дедушки? В каких жизненных ситуациях ему может это пригодиться?
Через вещь мы можем прикоснуться к чужому опыту, почувствовать сквозь время события и атмосферу давних дней, как это было у ребят с лампой. Что такое памятные вещи? Для чего они нужны?
Кинофильм «Молодая гвардия», 1948 год, военный, драма, 160 минут, режиссер, Сергей Герасимов, 6+
Экранизация романа Александра Фадеева рассказывает о реальных событиях 1942 года, происшедших в оккупированном фашистами Краснодоне. Вчерашние школьники-выпускники создали свою подпольную организацию и начали борьбу против захватчиков. Еще вчера они были обычными девочками и мальчиками, влюблялись, ссорились и мирились, кто-то был признанным хулиганом, кто-то вовсе не помышлял о подвигах, кое-кто не желал выслушивать наставления, подчиняться дисциплине. Но именно благодаря их изобретательности, отчаянной смелости и дерзости удавались самые опасные и самые ошеломляющие подвиги.
Вопросы для обсуждения:
Почему фильм называется «Молодая гвардия»? Что стоит за этим названием?
Кого из героев фильма вы запомнили? Попробуйте коротко рассказать историю его (ее) жизни.
Почему они не пошли на службу к немцам? Зачем распространяли листовки, вешали флаги? Почему они сожгли немецкую биржу?
Могли ли герои фильма бежать, спрятаться, сдаться? Почему?
Зачем нужно было немцам сломить юных героев, заставить их предать друг друга?
Что вы знаете о реальных героях «Молодой гвардии»? О романе Александра Фадеева и его судьбе?
Кинофильм «Сестренка», 2019 год, драма, военный, 94 минуты, режиссер Александр Галибин, 6+
Отец Ямиля, башкирский солдат, в одном из разрушенных фашистами домов обнаружил маленькую Оксану. Ему удалось отправить девочку в родную деревню к жене и сыну: так Оксана обрела приемную маму, а для Ямиля стала долгожданной сестрой. Фильм наполнен мудростью, светом добрых дел, множеством трогательных, забавных или пугающих ситуаций, в какие только могут попасть дети. А завершение картины точно никого не оставит равнодушным.
Вопросы для обсуждения:
Какими качествами обладает Ямиль? Какие качества помогли ему справиться с разными трудностями на пути?
Какими качествами обладает Оксана? Что помогло ей начать улыбаться и играть после пережитого ужаса?
Какой из персонажей тебе понравился больше всего? Почему? Какой пример он подаёт?
Чему нас учит этот фильм?
К/ф «Крик тишины», 2019, военный, история, драма, 97 минут, режиссёр Владимир Потапов, 6+
Картина, снятая по мотивам повести Тамары Цинберг «Седьмая симфония», повествует о тяжелых реалиях блокадного Ленинграда. В центре сюжета девочка Катя, которая во время бомбежки спасает маленького мальчика и называет его Сережей. Ради нового братика Катя проходит все трудности и невзгоды, работает в госпитале, зарабатывает питание, много трудится и на совесть воспитывает своего подопечного. Судьба не единожды сводит ребят с настоящим отцом малыша капитаном Вороновым – что же получится из этих встреч?
Вопросы для обсуждения:
Знаете ли вы притчу о лягушке, которая барахталась в кувшине с молоком и смогла выбраться? Как эта притча иллюстрирует то, что смогла сделать Катя в годы блокады?
Какие качества помогали Кате в эти трудные годы?
Многие погибли, но Кате удалось сберечь целых две жизни – свою и Сережину. Благодаря чему?
В чем можно взять пример с Кати?
В чем состоит главная мысль фильма?