Наталья Толщинова
Консультация «Как помочь неговорящему ребенку?»
▼ Скачать + Заказать документы
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определённые условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребё нка:
• Достигли определённой степени зрелости различные структуры головного мозга;
• Правильно и координированно работали голосовая и дыхательная системы, органы артикуляции;
• Были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
• Формировалась потребность в общении.
Овладение речевой деятельностью предполагает:
* способность говорить;
* способность понимать сказанное.
Публикация «Консультация „Как помочь неговорящему ребенку?“» размещена в разделах
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Подражание - непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом, есть желание что-то сказать.
Как разговаривать с ребенком, чтобы его речь развивалась? Общаться с ним на его «марсианском» наречии или требовать нормальных слов? Обращать ли внимание на жесты или не реагировать? Как правильно строить диалог с неговорящим малышом? Конечно с помощью игры, ведь именно в играх ребенок раскрывается и познает мир. Приведем в пример несколько игровых упражнений.
Долой «Скажи» и «Повтори»
Не просите кроху: «Скажи: МА-МА, ДАЙ» или «ПОВТОРИ: «БУЛЬ-ДО-ЗЕР». А уж наказывать малыша за отказ или неправильное произнесение вовсе не стоит! Очень часто подобные просьбы приводят к такому явлению, как речевой негативизм – при вышеозначенных просьбах малыш крепко сцепляет зубы и бежит от Вас стремглав, либо просто игнорирует настойчивые просьбы мамы что-либо сказать.
Как же тогда быть? Секрет прост – играйте и во время игры озвучивайте то, что делаете:
• Вот кукла Ляля идет по дорожке: топ-топ-топ. Вот как Ляля топает». Слова должны быть простыми, а фразы – максимально короткими.
• «Паровозик гудит «ЧУ-Чу-у-у-у-у! Садись, Саша, прокачуууууу!» Эмоциональность – хороший способ привлечь кроху к игре. Используйте в речи разные интонации, меняйте тембр (окраску) голоса и добавляйте междометия – так кроха не только научится повторять за Вами простые слоги и слова, но и будет делать это очень выразительно!
• «Будем строить дом. Возьмем кубик. Вот этот, большой кубик. Вот какой большой! Теперь возьмем вот этот кубик – маленький. У тебя какой кубик?» - непременно делайте паузу - дайте малышу почувствовать себя полноправным участником диалога – «Да! Это маленький кубик. Давай его сюда поставим. Вот! Готово! Получился дом! Кто в доме будет жить? – пауза – Котик! Вот здОрово! Заходи, котик. – пауза – Добро пожаловать!»
Вопросы задавайте ненавязчиво, без требовательных ноток в голосе. Малыш не должен чувствовать подвох и давление с Вашей стороны. Если карапуз не захотел или пока не может Вам ответить, после короткой паузы ответьте сами – так Вы даете ребёнку речевой эталон, который поможет ему в дальнейшем правильно строить фразы!
Маме на заметку!
Постарайтесь контролировать себя и не срываться на «Скажи», «Повтори».
Не ждите быстрых результатов. Пройдет день, два, может быть и месяц и
малыш начнет повторять за Вами! Главное – спокойно общаться и играть, вовлекать кроху в диалог, хотя бы формальный (сами задаете вопрос и после короткой паузы – отвечаете).
Если карапуз не хочет играть в предложенную Вами игру – присоединитесь к той, которая его в настоящий момент увлекает. Катает машинку? Превосходно! Попросите прокатить на машинке зайчика или съездить в магазин за продуктами или строительными материалами. А то и мелкий бумажный сор довезти до мусорного ведра! Любит греметь кастрюльками – класс! Положите в кастрюлю кубики и сварите из них кашку для зверей. Периодически пробуйте её на «сахар» и «соль», предлагайте «попробовать» и малышу – чаще всего крохи с большим энтузиазмом откликаются на такие мамины проделки =)
«Ти-ти! ПТИчка, леТИ»
или как использовать в речи лепетные слова.
Часто мамы и другие близкие люди недооценивают речевые возможности крохи. «Сколько слов малыш говорит?» - «Да два-три…». Вопрос при этом: что считать словами? Считать ли словами «топ-топ» и «би-би»? Считать ли тремя разными словами слово «А-а-а», если это «больно», «вкусно пахнет» и «спи, моя куколка, засыпай» Да! Это слова! Да! Считать тремя разными! Больше того, даже те звукоподражания и слоги, которые малыш произносит без отнесения к какой-либо ситуации можно превратить в словечко! Как? Сейчас расскажу.
Возьмите за правило записывать «речевую продукцию» ребёнка.
Пусть это будет тетрадка, блокнот или просто листок, в
который Вы будете заносить все те звуки, слоги, слова, которые
малыш уже может произносить. Это даст Вам представление об
артикуляционных возможностях малыша и отличный материал
для выдумывания и введения в игры простых и доступных крохе слов.
«Мама, помоги!» или как реагировать на жестовую речь.
Этот рецепт для мам деток, предпочитающих жестовую форму общения. Как реагировать, если кроха СОВСЕМ не хочет говорить, но очень выразительно жестикулирует?
1. Начните работу с себя: проанализируйте, как Вы реагируете на такое поведение малыша.
В том случае, если Вы бросаетесь выполнять желание крохи ещё до того момента, как оно успело оформиться у него в голове – речи ждать придется довольно долго. Зачем ребёнку говорить, ведь и так всё хорошо, все потребности удовлетворены и желания выполнены. А бывает ещё и так: нервы у мамы не железные. Уже в предвкушении истерики, многие готовы дать малышу всё, что угодно, лишь бы не плакал. Узнали себя? Нет? Замечательно. Значит, можно перейти к шагу 2.
2. «Оречевляем» жест ребёнка.
Что ты хочешь? – пауза — Ты хочешь рисовать! Да! Будем рисовать!
Такое построение фразы даёт малышу уверенность в том, что мама его понимает (в отличие от игнорирования жестовых просьб, мама поможет. А вслед за уверенностью, появятся и попытки самостоятельного высказывания.
3. Провоцируем малыша на просьбу или отказ.
Правила формального диалога те же, что и описаны выше: «Хочешь покатать машинку? Да (кивок головой). На», «Будешь пить сок? Не будешь (покачиваем головой из стороны в сторону). Нет».