Ольга Догадина
Как привить дошкольникам любовь к живописи
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд
3 слайд
И работа с картинами великих художников – это ещё один шаг на дороге к прекрасному – и это прекрасное: картинные галереи, художественные музеи, художественные выставки, ведь каждая вещь в музее – носитель духовной, социально значимой информации, пробуждающая в маленьком посетителе эмоции восхищения и радости. Пробуждает способность видеть предмет глазами другого человека, ощущает свою сопричастность к истории и культуре своей страны.
4 слайд
Публикация «Как привить дошкольникам любовь к живописи» размещена в разделах
В наше время – время богатой компьютерной технологии, дети не замечают красоту вокруг себя, становятся эмоционально бедны, не могут показать своё отношение к чему-либо, выразить чувства. Поэтому просто необходимо знакомить детей с произведениями искусства с детского сада.
Отбирая произведения для детей, надо исходить из доступности их содержания. Наиболее доступны детям дошкольного возраста пейзажи Васнецова, Левитана, Шишкина, Саврасова. Эти замечательные картины русской природы вызывают у детей чувство любви к Родине и гордости за нее, воспитывают чувство прекрасного, вырабатывают умение видеть, понимать и любить природу.
5 слайд
Знакомство детей с миром искусства через картины художников является длительным проектом: с младшей и до подготовительной к школе группы.
Но такие занятия у детей часто вызывает скукоту, они тяжело воспринимают и запоминают информацию. Поэтому, знакомство детей с художниками должно проходить в виде краткосрочных проектов, используя художественные произведения (стихи, сказки, рассказы, загадки и т. д., музыкальные произведения, видеозаписи, дидактические и словесные игры, свободное рисование детей («Мастерская художника», можно «подключать» к работе родителей.
Из серии этих журналов моим воспитанникам очень понравилось узнавать о картинах великих художников, так как в них в сказочной форме расписано, как художник нарисовал ту или иную картину. Например про картину Шишкина «Утро в сосновом лесу» рассказывается будто художника наблюдая за медвежатами медведица попросила нарисовать на память её медвежат. Вот так слушая сказку детям проще запоминается та или иная картина.
6 слайд
Старшие дошкольники способны понимать произведения живописи всех жанров : портрет, пейзаж, натюрморт.
Портрет (фр. portrait - изображение) - жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей.
Если видишь, что с картины,
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик, или балерина,
Или Колька твой сосед,
Обязательно картина называется – портрет.
А. Кушнер.
7 слайд
Пейзаж (от фр. paysage - страна, местность) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.
Если видишь на картине нарисована река
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш
Обязательно картина называется …пейзаж
8 слайд
Натюрморт (с фр. nature morte - мертвая, неодушевленная натура) - художественное изображение различных предметов быта.
Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы разом, знай, что это - натюрморт.
9 слайд
Работу по знакомству с репродукциями картин художников мира можно вести по плану, используя нестандартные методы и ситуации:
1. Знакомство детей с биографией художника.
В этой беседе я рассказываю детям о художнике, о том, какие он создаёт произведения искусства и что они дают людям.
Спрашиваю детей, знают ли они, кого называют художником. Если ответы бывают неверными, то объясняю, что художники – это люди, которые создают красивые вещи – картины, рисунки в книжках, лепят фигуры людей и животных, придумывают рисунки на посуде, тканях,игрушках. Предлагаю детям найти вокруг себя вещи, которых коснулась рука художника, отмечаю правильность выбора.
2. Беседа по содержанию картины.
Предлагаю детям подойти к картине, представить себя на том месте. Спрашиваю у детей какие чувства и ощущения у них возникли.
Задаю вопросы по содержанию:
- какое время года,
- какое время дня,
- какие элементы главные.
-что изображено на переднем плане картины
-что изображено на заднем плане картины
Если это пейзаж то спрашиваю у детей
- состояние природы и погоды,
- какими средствами выразительности художник добивался красоты пейзажа.
Задаю вопросы по выявлению художественного замысла:
- что хотел показать художник,
- что он хотел рассказать,
- какие мысли и чувства вызвала у вас эта картина
- хотелось ли вам оказаться в этом месте, чтобы вы там делали,
- чем вам понравилась эта картина,если нет – то почему?
3. Прослушивание музыкальных произведений.
Например если я со своими воспитанниками рассматриваю картину Левитана «Золотая осень» то включаю детям аудиозапись П. Чайковского «Времена года. Осень»
4. Разучивание стихотворений.
Возьму также в пример картину И. И. Левитана «Золотая осень»,к ней я могу прочитать детям стихи
А. С. Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
5. Игры и этюды.
Здесь я могу поиграть с детьми в дидактическую игру «Четвертый лишний».
Детям предлагается исключить из предложенной группы иллюстраций картин,ту которая не относится к пейзажу,натюрморту, портрету.
Игра словесная цепочка
Дети называют существительные и прилагательные, которые можно подобрать к дереву на картинке например берёза-кудрявая белая красивая и т. д.
6. Работа в «мастерской художника» (дети выступают в роли художников – это даёт возможность каждому ребёнку проявить свои творческие способности)
Свои творческие способности дети проще проявляют если они рисуют с помощью нестандартных техник рисования так например пейзаж можно нарисовать в технике монотипия.